ВВЕДЕНИЕ:
Цвет- это свет, без которого немыслимо наше существование. Цвет – это инструмент, спомощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянноевоздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненныхэнергий.
Мывоспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываемего через кожу, мышцы. Цвет , проникая таким образом в наш организм, вызываетопределенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в томчисле гипофиз. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем.Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Цветотерапия – этонемедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологическиактивных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветомпроисходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор — нанервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическуюблокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Цветотерапия- это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще вдревности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановитьдушевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором примногочисленных физических недугах. Цветотерапия родилась в древности.
Цветомлечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружилипомещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот илииной цвет спектра. Египетские врачи, словно бы купали больного воздоравливающих потоках целительных лучей. Народы древних цивилизаций Египта,Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находимдокументальные подтверждения тому, что , например, китайские врачи издревне лечилиболезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носитькрасные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде Канон врачебнойнауки также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное,а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабыпрекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практикеразноцветные мази и цветные эликсиры.
Всредние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, черезкоторые попадали разноцветные целительные лучи.
Самапо себе наука цветотерапия берет начало с открытия английских ученых Дауна иБлунта (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожныхзаболеваний и рахита). Важным шагом в развитии науки стали труды американскихученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, вкоторых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббитрекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым — нервные расстройства, ажелтым пользоваться в качестве слабительного средства.
Немецкийврач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий -наоборот, суживает их (Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutischeAnwendung, 1894). Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человекаи развитии в человеке осознания себя в связи с Вселенной. На основе изученияантропософии были созданы школы. В помещении первого центра по изучениюантропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди моглина себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных лангдорфскихшколах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленькихдетей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодныетона.
РудольфШтайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своихдуховных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человекаи развитии в человеке осознания себя в связи со Вселенной. На основе изученияантропософии были созданы школы.
Впомещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна сразноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействиецветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждойстадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплыетона, а для обучения старших используют холодные тона. С самого рождения мыокружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен,как сама жизнь. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическоесамочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Современныеученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных инадежных методов лечения и оздоровления. Наш мозг, полагают ученые,воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногдахочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается вконкретном цвете. При этом понятно, что пилюли цвета для человекасовершенно безопасны, тогда как прием обычных таблеток — синтетических лекарств- может сопровождаться многими побочными и нежелательными явлениями.
Немного истории цветотерапии:
Цветотерапия является одним из древнейших методов лечения. Она базируется, восновном, на целительном действии солнечного света, который применялся многимидревними культурами для облегчения различных недомоганий. Позднее оказалось,что отдельные цвета обладают специфическими воздействиями.
Согласно историческим данным, в 1350 году до н.э., Нефертити приготавливаламасла для приема ванн разных цветов, чтобы посредством их получать хорошеесамочувствие и становится красивее. Возбуждающие ванны должны были бытькрасными, успокаивающие — зелеными или синими.
Из всех человеческих органов чувств — зрение выражено наиболее сильно. Целых83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слухвыпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно,что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. Инаоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.
Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводитобъективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру;само же видение обыгрывается в мозге. Глаз работает как механическая камера,при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружаещего в формеэлектрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается вмозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчаткимогут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый ифиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступаютв мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно,там.
Каждыйцвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числена его психоэмоциональное и физиологическое состояние. Ученые в области“цветоведения” считают, что все спектральные цвета тем или иным образом влияютна функциональные системы человека.
Красным светом Вы активируете сердце, кровообращение, лёгкие и мускульнуюткань. Он содействует кровообращению и расширяет сосуды. Ускоряет выздоровлениепри различных кожных заболеваниях. Позвольте стимулировать себя этим светом ивнутренне оживить. Оказывает на нервную систему симпатикотонический,антидепрессивный, тимоэректический эффекты: повышает активность тропныхгормонов, усиливает активность метаболизма, учащает частоту сердечныхсокращений и дыхания, нормализует сердечную деятельность, устраняет застойныеявления, повышает артериальное давление. Энергия красного цвета улучшаетаппетит, волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность,выносливость, силу, остроту зрения, стимулирует иммунитет.
Оранжевый — повышает уровень нейроэндокринной регуляции; увеличивает мышечнуюсилу . Улучшает кровообращение, пищеварение, трофику кожи, способствуетрегенерации нервной и мышечной ткани,,повышает уровень нейроэндокриннойрегуляции, аппетит, мышечную силу. Оранжевый цвет эффективен при лечениизаболеваний бронхов, легких, особенно бронхиальной астмы, кроме того,используется при гипотонии, анемии, диабете, колитах. Избыток цвета вызываетвозбуждение. Оранжевый цвет стимулирует щитовидную железу, помогает бороться сикотой, судорогами.
Жёлтый, как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действуетпозитивно на печень и желчный пузырь, активирует работу желез внутреннейсекреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого светасимволизирует тепло и уют и укрепляет Ваши нервы. Повышает концентрациювнимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно принарушениях работы печени. Желтый цвет воздействует на солнечное сплетение,которое связано с печенью, желчным пузырем, селезенкой и желудком. Такимобразом, область желтого цвета распространяется на весь пищеварительный тракт.Он полезен для кожи и нервной системы, улучшает зрение.
Зелёный цвет успокаивает и укрепляет Вас внутренне. Он активирует лёгкие ибронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же онпомогает при кашле. Позвольте себе расслабиться и подкрепите свои силы дляследующего дня.Способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказываетумеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен присниженной функции почек, головокружении, нервозности. Он самый гармоничный иуравновешенный из всех цветов Вселенной. Это эмоциональный индикатор – еслиравновесие зеленого цвета нарушено, возникают боли в сердце, которые могут бытьследствием зависти и ревности. Зеленый цвет располагает к цельности и любви.Это цвет эмоциональных взаимоотношений. Поскольку зеленый цвет помогаетизбавиться от негативных чувств, обратитесь к нему в штормовые периоды жизни,он успокоит и охладит эмоции. Зеленый цвет направляет. Поэтому его используюттогда, когда нужно принять решение.
Голубой, устраняет видимые и невидимые страхи, вселяет чувство уверенности всвоих жизненных позициях. Обладает стимулирующим воздействием на функциищитовидной железы и почек. Голубой — синий с белым. Этот цвет тоже обладаетуспокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Фактически голубойсчитается никаким цветом. Его часто используют для оформления офисныхпомещений, т.к. он помогает собраться с мыслями, сосредоточиться и гаситэмоции. Голубой — синий с белым. Этот цвет тоже обладает успокаивающимэффектом, но не столь сильным, как синий. Фактически голубой считается никакимцветом. Его часто используют для оформления офисных помещений, т.к. он помогаетсобраться с мыслями, сосредоточиться и гасит эмоции.
Синий поможет Вам устранить нервное напряжение, бессонницу, беспокойство истрахи. Он действует охлаждающе и освежающе и помогает останавливать любыевоспаления. Оказывает воздействие на гипофиз, парасимпатическую нервнуюсистему, обладает антибактериальными свойствами, способствует борьбе синфекциями, лихорадками, эффективен при болезнях горла, спазмах, головныхболях, сердцебиении, расстройстве кишечника, ревматизме. Большойтерапевтический эффект отмечен у больных с заболеваниями щитовидной железы.Темно-синий цвет (индиго) эффективен при астме, воспалительных заболеванияхлегких (очищает от слизи), коклюше, желтухе, колитах, спазмах. Его воздействиецелебно при истерии, эпилепсии, неврозах, утомлении, бессоннице.
Фиолетовый, действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическомистощении, не дает места дипрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжаетнас энергией, в которой особо нуждается наша пищеварительная система. Вфиолетовом как бы соединяется действие двух цветов — синий и красный. Оноказывает тонизирующее действие на головной мозг, глаза, повышает мышечнуюсилу, нормализует работу селезенки, паращитовидных желез, нервной системы.
Серый,черный, коричневый — депрессивные цвета. Ни в коем случае нельзя применять воформлении жилых помещений, особенно, если кроме этих цветов нет других. Дажеесли вам очень нравятся эти цвета, постарайтесь разбавить их яркими пятнами.Диванными подушками или вазочками.
Белый- фактически это отсутствие цвета. Однако на психологическом уровне,потребность в белом — это потребность защититься. Скрыть эмоции и поставитьмежду собой и людьми разделительную стену. Неслучайно платье невесты белогоцвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в эмоциональнойзащите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто профессия такая, чтопостоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но нельзя принимать ее близкок сердцу. В этом плане белый защищает.
Познаниемира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения ивоспитания в культурно- образовательном пространстве. В своей культурно –исторической концепции Л. С. Вы готский указывает на необходимость развитияребенка с проблемами в культурно – образовательном пространстве, он отмечает,что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального.Уже в раннемвозрасте, у лиц с нарушения речи отмечается особое развитие всех психическихпроцессов. Как правило, оно отстает от нормы. Ухудшается состояние эмоционально– волевой сферы, которая оказывает непосредственное влияние на личностныеособенности человека.
Помоему мнению, данное воздействие должно быть тесно связанно с изотерапией. Ведьименно в цветовых методиках, различных рисуночных тестах большую роль играеткакой цвет, выбирает человек, с чем это связано, какое влияние он оказывает наего самочувствие. Какой цвет лучше посоветовать человеку, учитывая еголичностные особенности: характер, тип его темперамента. Какие рисунки, и с какойцветовой гаммой помогут ему расслабиться, преодолеть чувство страха и тревоги вобщении и развить чувство уверенности в себе.
Использование цветотерапии в системе занятий:
Занятияпо цвету направлены прежде всего на развитие и коррекцию эмоционально-волевыхпроцессов у детей.Осчновные задачи заключаются в следующем:
1. Осознание себя как личности,принятие себяи понимание собственной ценности как человека.
2. Осознание своих взаимосвязей с миром исвоего места в окружающей действительности.
3. Творческая самореализация.
Решениеэтих задач и приводит к развитию навыков саморегуляции,к расширению возможностиуправлять эмоционально-волевыми процессами.В занятиях по цвету представленомного упражнений на развитие этих навыков.Занятия по цвету проводятся в течениивсего года.Цвета на одном занятии иногда можно комбинировать.Перед началомкаждого занятия дети погружаются в цвет с целью расширить и углубитьвосприятие,стать более восприимчивым и чувствительным. Почти в каждом занятиипо цвету дети знакомятся с очередной сказкой.Следует добавить,что такиеупражнения как превращение в предмет или одушевление предмета имеют большоезначение для развития творческих способностей детей.
Ниже представлены методические разработки уроков по изобразительному искусствуи психологии с элементами цветотерапии.В уроке по обучению изображению радугидети знакомятся со всем цветовым спектром,а в уроке по обучению изображениюснежинки учащиеся погружаются в голубой цвет.
Литература:
ГётеИ.В. К учению о цвете (хроматика) // Психология цвета. — М.: Рефл-бук, 1996, С.281-349.
ГотовскийЮ.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б., Перов Ю.Ф., Шрайбман М.М. Цветоваясветотерапия. — М.: ИМЕДИС, 2001, 432 с.
Дубровскаяо. Восьмицветовой тест Люшера. Руководство по использованию.-М.: Когито-центр,2003.
ЕгороваЕлена proЦВЕТание по Максу Люшеру.- СПб.: Питер, 2007.-160с.
КалягинВ.А. Энциклопедия методов психолого- педагогической диагностики лиц снарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов.-СПб КАРО 2004 г.
Люшер М. Цветовойтест.- М., 1998.
Миронова Л.Н.Цветоведение. Минск: Высшая школа, 1984, 286 с.
Шевченко М. Ярисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех.- СПб.: Питер, 2007.-96 с.