ГОСУДАРСТВЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ХОРОШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ИМЕНИ КОМБАТА АЛЕКСЕЯГОРДЕЕВИЧА ЕРЁМЕНКО»
Методическаяразработка открытого урока
политературному чтению
«И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Средствахудожественной выразительности-рифма»
(4класс)
АрдельяноваЛюдмила Александровна,
учитель начальных классов
2022
Тема.И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Средствахудожественной выразительности-рифма
Цель урока: познакомитьучащихся с творчеством И.А. Бунина; развивать умение учащихся сравнивать,рассуждать, развивать их познавательную активность, воспитывать чувствопрекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельнуютворческую активность
Тип урока: изучениенового материала.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
· Умение прогнозироватьсодержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение просебя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтениитекста: воспринимать на слух поэтическое произведение.
Личностные. Формирование системы нравственныхценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса кчтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Метапредметные:
· РегулятивныеУУД: формулированиеучебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оцениваниесвоей работы на уроке.
· КоммуникативныеУУД: ответына вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правилвзаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление планасовместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
· ПознавательныеУУД: анализпоэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых)слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной ихудожественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.
Формыи методы обучения: фронтальные, индивидуальные,групповые, в парах; объяснительно-иллюстративные.
Оборудование: портрет И.А. Бунина, видео, фотоматериалы,репродукции картин по теме урока, аудиоприложение.
Межпредметныесвязи: ИЗО, музыка, окружающий мир.
Методическаялитература: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. идр. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. М.: Просвещение, 2016.
Ход урока
І.Организационный момент
Ярада видеть каждого из вас!
Ипусть прохладой осень в окна дышит,
Намбудет здесь уютно, ведь наш класс
Другдруга любит, чувствует и слышит.
ІІ.Актуализация опорных знаний
-Ребята,сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, ивеликими путешественниками и нас ждет путешествие в лес. Чтобы в пути нас невстретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нампонадобятся учебники, ваше внимание, эрудиция, верные друзья и хорошеенастроение.
1.Речевая разминка
Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…
Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…
Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…
Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…
2.Проверка домашнего задания
— Ребята, мы сейчас изучаем раздел«Поэтическая тетрадь» и сейчас я предлагаю вспомнить поэтов и стихи, которыеони написали.
1. Ещёземли печален вид,
Авоздух уж весною дышит,
Имёртвый в поле стебль колышет,
- елей ветви шевелит. (Ф..Тютчев)
2.Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Ятак мила.
Весьбархат мой с его живым миганьем –
- два крыла. («Бабочка» А.А.Фет)
3.Весна, весна! Как воздух чист!
Какясен небосклон!
Своейлазурию живой
Слепитмне очи он. (Е.А.Баратынский)
4.«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Неулетай от нас прочь…Подожди!» —
«Милыекрошки! Из вашей сторонки
Гонятменя холода и дожди. («Дети и птичка» А.Н.Плещеев)
5.- Ну пошел же, ради Бога!
Небо,ельник и песок –
Эй!Садись ко мне дружок! («Школьник» Н.А.Некрасов)
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
-Скажите, что общего в этих строфах?
(Эти строфы о природе. Поэты воспеликрасоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
ІІІ. Мотивацияучебной деятельности
Работас загадкой. Загадка (записана на доске)
Воти осень наступила
Вследза летом, точно в срок,
Ив садах позолотила
Каждыймаленький листок.
Листьястайками летят
Внашем парке … (листопад).
– Осень – это время, котороевдохновляет художников, поэтов, композиторов … Они изображают красоту осенидоступными им средствами: красками, художественными образами, звуками …
– Послушайте: это звучит музыка П. И. Чайковского…
Осень заглянула в берёзовую рощу. Позолотилалистья на деревьях. Не забыла кусты: подарила им оранжевый платок. Не добраласьОсень только до небольшого лесочка на правом берегу реки. Он бодро зеленеет. Нок нему уже спешит с осенними красками подружка–берёзка.
Скоро золотая Осень станет хозяйкой леса.
Я приглашаю всех в Литературнуюгостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чемупоучиться у него. Вот его портрет. Кто это? (Портрет И. А. Бунина).
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно вы подметили: перед нами умный , интеллигентный человек спроницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он?
В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которыеисследовали биографию И. А. Бунина. Предоставляем им слово.
ІV.Работа по теме урока
1.Сообщение заранее подготовленногоученика.
Иван Алексеевич Бунин родился 22октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной частиРоссии, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать ИванАлексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатыватьна жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первоестихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин нетолько стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки,много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию истал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современныхрусских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он сталлауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературныепроизведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
— Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
– Каким вы себе представляете Бунина,глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
— Вспомните, с какими стихами мы ужезнакомились? («Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевыецветы», «Густой зелёный ельник у дороги» (3кл))
2. Работа надстихотворением. Работа по учебнику.
(Чтениестихотворения учителем)
— Ребята, сейчас я прочту вамстихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то,что увидел Иван Бунин.
— Понравилось ли вам стихотворение?
3.Первичное закрепление. Работа впарах
– Прочитайте стихотворение друг другупо четыре строки.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберём в корзинки ягоды, грибы-
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
VІ. Продолжение работы по теме урока
1. Словарнаяработа.
Терем– в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом ввиде башни.
Резьба- узорчатый рисунок, вырезанный на дереве
Вдова– женщина, у которой умер муж
Мотылек– небольшая бабочка
Завороженный– околдованный
Лиловый- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.
Багряный- красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.
Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Вдова- одинокая женщина, у которой умер муж.
2.Работа с текстом.
— С помощью каких художественных средств нарисовал автор картиныосени?
— Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения?
(на доске определения, дети читают)
Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим
Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ,способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать егосущественные признаки.
3.Поработа в группах.
1 группа — ищут эпитеты,
2 группа – олицетворения,
3 группа – сравнения.
— Ребята, давайте вспомним, что такое рифма и найдем рифмующиесястроки в стихотворении «Листопад».
Рифма – это сходные по звучанию окончанияпоэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность».Рифмующиеся слова обозначают границы строки.
4. Работа над выразительностью чтения
— А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворениевыразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
— На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворениевыразительно?
(Памяткаучащимся при выразительном чтении)
1.Правильно ставь ударения.
2.Соблюдай паузы.
3.Выбери силу голоса.
4.Определи темп.
5. Читай эмоционально.
Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняютсвой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляютпаузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесьпередать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.
Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствиис критериями чтения)
VІІ.Рефлексия
— Понравилось вам стихотворение?
— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?
— У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимитекрасный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый,если не все понятно, и вам было скучно.
VІІІ.Подведение итогов урока
— Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Чтовы запомнили о И. Бунине?
— Какиеязыковые средства использовал автор в стихотворении?
— В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вынарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).
— Каким настроением проникнуто это стихотворение?
IX. Домашнее задание
Выучить наизусть первую часть стихотворения
Словарная работа
Терем– в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом ввиде башни.
Резьба— узорчатый рисунок, вырезанный на дереве
Вдова– женщина, у которой умер муж
Мотылек– небольшая бабочка
Завороженный– околдованный
Лиловый— светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.
Багряный— красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.
Лазурь— один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.