X-PDF

Урок Иван Бунин Листопад. Тема осени в стихах И. Бунина. Средства выразительности-рифма

Поделиться статьей

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ХОРОШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

ИМЕНИ КОМБАТА АЛЕКСЕЯГОРДЕЕВИЧА ЕРЁМЕНКО»

 

 

 

 

 

 

 

Методическаяразработка открытого урока

политературному чтению

«И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина. Средствахудожественной выразительности-рифма»

(4класс)

 

 

 

АрдельяноваЛюдмила Александровна,

                                              учитель начальных классов

 

 

 

 

2022

 

Тема.И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И. А. Бунина.                    Средствахудожественной выразительности-рифма

Цель урока: познакомитьучащихся с творчеством И.А. Бунина; развивать умение учащихся сравнивать,рассуждать, развивать их познавательную активность, воспитывать чувствопрекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке; воспитывать самостоятельнуютворческую активность

Тип урока: изучениенового материала.

Планируемыерезультаты:

 Предметные:

·        Умение прогнозироватьсодержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение просебя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтениитекста: воспринимать на слух поэтическое произведение.

Личностные. Формирование системы нравственныхценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса кчтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Метапредметные:

·        РегулятивныеУУД: формулированиеучебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оцениваниесвоей работы на уроке.

·        КоммуникативныеУУД: ответына вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правилвзаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление планасовместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

·        ПознавательныеУУД: анализпоэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых)слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной ихудожественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

 

Формыи методы обучения: фронтальные, индивидуальные,групповые, в парах; объяснительно-иллюстративные.

Оборудование: портрет И.А. Бунина, видео, фотоматериалы,репродукции картин по теме урока, аудиоприложение.

 Межпредметныесвязи: ИЗО, музыка, окружающий мир.

Методическаялитература: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. идр. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2 ч. М.: Просвещение, 2016.

 

 

Ход урока

І.Организационный момент

Ярада видеть каждого из вас!

Ипусть прохладой осень в окна дышит,

Намбудет здесь уютно, ведь наш класс

Другдруга любит, чувствует и слышит.

ІІ.Актуализация опорных знаний

-Ребята,сегодня у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, ивеликими путешественниками и нас ждет путешествие в лес. Чтобы в пути нас невстретили трудности, проверим, все ли мы взяли с собой в дорогу. Нампонадобятся учебники, ваше внимание, эрудиция, верные друзья и хорошеенастроение.
1.Речевая разминка

Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш…

Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш…

Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш…

Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…

2.Проверка домашнего задания

— Ребята, мы сейчас изучаем раздел«Поэтическая тетрадь» и сейчас я предлагаю вспомнить поэтов и стихи, которыеони написали.

1.     Ещёземли печален вид,

Авоздух уж весною дышит,

Имёртвый в поле стебль колышет,

  • елей ветви шевелит. (Ф..Тютчев)

2.Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Ятак мила.

Весьбархат мой с его живым миганьем –

  • два крыла. («Бабочка» А.А.Фет)

3.Весна, весна! Как воздух чист!

Какясен небосклон!

Своейлазурию живой

Слепитмне очи он. (Е.А.Баратынский)

4.«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Неулетай от нас прочь…Подожди!» —

«Милыекрошки! Из вашей сторонки

Гонятменя холода и дожди. («Дети и птичка» А.Н.Плещеев)

5.- Ну пошел же, ради Бога!

Небо,ельник и песок –

Эй!Садись ко мне дружок! («Школьник» Н.А.Некрасов)

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

-Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспеликрасоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

ІІІ. Мотивацияучебной деятельности

Работас загадкой. Загадка (записана на доске)

Воти осень наступила

Вследза летом, точно в срок,

Ив садах позолотила

Каждыймаленький листок.

Листьястайками летят

Внашем парке … (листопад).

– Осень – это время, котороевдохновляет художников, поэтов, композиторов … Они изображают красоту осенидоступными им средствами: красками, художественными образами, звуками …
– Послушайте: это звучит музыка П. И. Чайковского…

Осень заглянула в берёзовую рощу. Позолотилалистья на деревьях. Не забыла кусты: подарила им оранжевый платок. Не добраласьОсень только до небольшого лесочка на правом берегу реки. Он бодро зеленеет. Нок нему уже спешит с осенними красками подружка–берёзка.
Скоро золотая Осень станет хозяйкой леса.

Я приглашаю всех в Литературнуюгостиную, где нас ждет встреча с интереснейшим поэтом. Я уверена, вам есть чемупоучиться у него. Вот его портрет. Кто это? (Портрет И. А. Бунина). 
– Каким кажется вам человек, изображенный на портрете?
– Верно вы подметили: перед нами умный , интеллигентный человек спроницательным взглядом. Какую же жизнь прожил он?
 В Литературной гостиной сегодня важная роль отведена ребятам, которыеисследовали биографию И. А. Бунина. Предоставляем им слово.

ІV.Работа по теме урока

Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

1.Сообщение заранее подготовленногоученика.

Иван Алексеевич Бунин родился 22октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной частиРоссии, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать ИванАлексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатыватьна жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первоестихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин нетолько стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки,много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию истал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современныхрусских писателей. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он сталлауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературныепроизведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

— Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

– Каким вы себе представляете Бунина,глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)

— Вспомните, с какими стихами мы ужезнакомились?  («Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевыецветы», «Густой зелёный ельник у дороги» (3кл))

2. Работа надстихотворением. Работа по учебнику.

(Чтениестихотворения учителем)

— Ребята, сейчас я прочту вамстихотворение, а вы во время моего чтения постарайтесь представить себе всё то,что увидел Иван Бунин.

— Понравилось ли вам стихотворение?

3.Первичное закрепление. Работа впарах

– Прочитайте стихотворение друг другупо четыре строки.
V. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберём в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

VІ. Продолжение работы по теме урока
1. Словарнаяработа.

Терем– в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом ввиде башни.

Резьба- узорчатый рисунок, вырезанный на дереве

Вдова– женщина, у которой умер муж

Мотылек– небольшая бабочка

Завороженный– околдованный

Лиловый- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.

Багряный- красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.

Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Вдова- одинокая женщина, у которой умер муж.

2.Работа с текстом.

— С помощью каких художественных средств нарисовал автор картиныосени?

— Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения?

(на доске определения, дети читают)

Сравнение – изображение явления путём сопоставления его с другим

Олицетворение — изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ,способных говорить, чувствовать.
Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать егосущественные признаки.

3.Поработа в группах.

1 группа — ищут эпитеты,

2 группа – олицетворения,

3 группа – сравнения.

— Ребята, давайте вспомним, что такое рифма и найдем рифмующиесястроки в стихотворении «Листопад».

Рифма – это сходные по звучанию окончанияпоэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность».Рифмующиеся слова обозначают границы строки.

4. Работа над выразительностью чтения

— А теперь давайте попытаемся прочесть стихотворениевыразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.

— На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворениевыразительно?

(Памяткаучащимся при выразительном чтении)

1.Правильно ставь ударения.
2.Соблюдай паузы.
3.Выбери силу голоса.
4.Определи темп.
5. Читай эмоционально.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняютсвой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляютпаузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесьпередать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствиис критериями чтения)

VІІ.Рефлексия

— Понравилось вам стихотворение?

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали?

— У вас на парте лежат два листика красных и желтых. Поднимитекрасный, если на уроке вам было понятно, и работа была интересной. И – желтый,если не все понятно, и вам было скучно.

VІІІ.Подведение итогов урока

— Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились? Чтовы запомнили о И. Бунине?

 Какиеязыковые средства использовал автор в стихотворении?

— В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вынарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

— Каким настроением проникнуто это стихотворение?

IX. Домашнее задание

Выучить наизусть первую часть стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

Терем– в Древней Руси: жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом ввиде башни.

 

Резьба— узорчатый рисунок, вырезанный на дереве

 

Вдова– женщина, у которой умер муж

Мотылек– небольшая бабочка

 

Завороженный– околдованный

 

Лиловый— светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.

 

Багряный— красную краску, а иногда её оттенки до коричневого.

 

Лазурь— один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.14%
НЕТ
40.86%
Проголосовало: 1121

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет