Урок изобразительного искусства
Тема: «Древнерусская живопись»
6 класс
Учитель изобразительного искусства
высшей категории
Чибирева Татьяна Александровна
МОУ Кадетская школа
г. Люберцы
Цели:
1. Познакомить учащихся сдревнерусской живописью и привить им интерес к этому виду искусства;
2. Научить детей выполнять рисунокпастелью в иконописном стиле.
Задачи:
образовательные:
1. Ознакомить учащихся систорией древнерусской живописи, с ее характерными особенностями и с самымиизвестными древнерусскими художниками.
2. Закрепить знания детей обистории отечественной православной церкви.
3. Обучить детей практическимнавыкам изображения лица человека в соответствии с иконописным стилем.
4. Закрепить умение детейработать пастелью.
воспитательные:
1. Воспитывать в детяхинтерес и любовь к отечественной истории и культуре.
2. Приучать детей к аккуратнойи сосредоточенной работе.
развивающие:
1. Развивать творческиеспособности детей.
2. Развивать у детей чувствостиля.
Методическое обеспечение:
1. Видеокассета «Третьяковскаягалерея».
2. Аудиокассета сдревнерусской музыкой.
3. Репродукции сдревнерусских икон.
4. Наборы пастели, бумага дляпастели и другие необходимые для каждого ученика материалы.
5. Стенды, оформленныедетскими рисунками в древнерусском стиле.
6. На доске написаны термины:икона, фреска, мозаика, канон, темпера, пастель.
Занятие рассчитано на два урока.
План 1-го урока:
1. Организационный момент(проверка готовности к уроку).
2. Знакомство с древнерусскойживописью (видео, репродукции).
3. Теоретические сведения одревнерусской живописи – история возникновения, особенности, главныепредставители (фронтальная работа с классом).
4. Начало работы над рисункомв иконописном стиле (в карандаше).
Перемена
План 2-го урока:
1. Закрепление знаний одревнерусской живописи, полученных на предыдущем уроке (фронтальный опрос).
2. Продолжение работы надрисунком (в цвете).
3. Просмотр готовых работ(аудиозапись русской духовной музыки).
4. Итог урока.
Ход занятия:
1й урок.
1. Организационный момент.
· Приветствие.
· Проверка готовности куроку (наличие пастели, бумаги, простого карандаша, ластика и салфетки).
· Напомнить детям, чтозанятие будет состоять из 2х уроков.
2. Знакомство с древнерусской живописью.
2.1 Учитель:
Тема нашего занятия: «Древнерусская живопись». Мы с вами поговоримоб истории ее возникновения, выясним, какие художественные особенности для неехарактерны, и познакомимся с творчеством самых известных художников ДревнейРуси.
· Скажите, пожалуйста, где вам приходилосьвстречаться с образцами древнерусской живописи?
· Имена каких древнерусских художников вы уже знаете?
· А какие самые почитаемые на Руси иконы вызнаете? (ответы детей)
Сегодня в течение 1го и 2го уроков каждый из вас постараетсясделать работу пастелью в древнерусском стиле, как те ученические рисунки,которые вы видите на стендах.
2.2 Учитель:
Прежде всего, давайте совершим путешествие вТретьяковскую галерею и посмотрим на самое богатое собрание произведенийдревнерусской живописи. Внимание на экран. (Видео).
3. Теоретические сведения о древнерусской живописи.
3.1 История возникновения.
Учитель:
Вы, наверное, обратили внимание, что древнерусская живописьотличается от привычных нам картин. И теперь, чтобы лучше понять особенностидревнерусской живописи, необходимо выяснить, какова история ее возникновения.Уже при первом знакомстве видно, что древнерусская живопись носит религиозныйхарактер, следовательно, начало ее развития связано с принятием православногохристианства. В каком году это произошло, и кто в то время правил КиевскойРусью?
Ученики:
В 988 году при князе Владимире.
Учитель:
А из какой страны в Древнюю Русь пришла христианство?
Ученики:
Из Византии.
Учитель:
Следовательно, и главные принципы религиозного искусства, а именно– устройство и украшение христианского храма, — все это тоже пришло на Русь изВизантии. И русские мастера были достойными учениками своих учителей-греков,создав произведения искусства, которые и поныне вызывают восхищение.
3.2 Что такое икона?
Учитель:
Главным видом древнерусской живописи является икона. Что этотакое?
Ученики:
Созданное по особым правилам изображение образа Бога, Богоматери,святых и событий Священной истории.
Учитель:
В переводе с греческого «икона» означает «образ». Строго говоря,иконами называются изображения святых, написанные на досках, но, по сути,иконами являются и росписи на стенах храмов, и мозаики, и золотое шитье, ирезьба по дереву.
Как называется роспись на стенах, выполненная по сырой штукатурке?
Ученики:
Фреска.
Учитель:
А что такое мозаика?
Ученики:
Изображение, сделанное из кусочков цветного стекла – смальты.
3.3 Что такое канон?
Учитель:
Мы с вами вспомнили, что изображение святых создавалось по особымправилам. В чем же суть этих правил, и зачем они нужны?
Все дело в том, что икона – это не картина. Художник, пишущийкартину, изображает окружающий мир в соответствии со своим вкусом и фантазией.
Совсем другое дело – икона. Она, как и Священное писание, должна«учить вере». Икону называют окном в невидимый Божественный мир, священныеобразы, изображенные на ней – это часть вечности.
А это значит, что художник-иконописец не мог изменять композицию иоблик персонажей по своему усмотрению. Он обязан был следовать строгим правилам– канону, иначе изображение утратит связь с вечностью.
3.4 Имена, известные всем.
Учитель:
К сожалению, нам известно не так уж много имен древнерусскихиконописцев, так как мастера крайне редко подписывали свои работы, созданные«по воле Бога».
Но, тем не менее, история сохранила нам имена гениального русскогохудожника Андрея Рублёва и его учителя – Феофана Грека, живших нарубеже 14-15 веков.
4. Начало работы над рисунком.
4.1 Учитель:
Над доской вы видите рисунки пастелью, которые я сделала, копируяте древнерусские иконы, которые мне больше всего нравятся. Естественно, это неиконы, а рисунки, выполненные в стиле древнерусской живописи.
Самый известный из этих образов – Богоматерь Владимирская.Икона написана в 1й половине 12 века в Константинополе. Мне кажется, что извсех православных изображений Марии, это самое нежное и женственное.
Второй ее образ – Богоматерь Великая Панагия (Знамение). Онанаписана в Ярославле в начале 13 века.
Старец, выполненный в особой, энергичной манере, — это фрескаФеофана Грека из церкви Спаса в Новгороде (14 век).
Второй старец и ангел рядом с ним – это фрески Андрея Рублёва изУспенского собора во Владимире (14 век).
А второй ангел – центральная фигура иконы Рублёва «Троица»(15 век).
4.2Учитель:
Ваша задача в течение сегодняшнего занятия – сделать свою работу виконописном стиле. Вы можете повторить один из моих рисунков, а можетепридумать свой образ, придерживаясь канона. Сегодня вы должны почувствовать себядревнерусскими художниками. Но, чтобы выдержать этот стиль, во время урока вампридется внимательно слушать все мои советы. На доске я буду показывать вам,как рисовать три разных образа – Старца, Деву и Ангела. Какие-то детали можнокомбинировать.
4.3.Начало работы (в карандаше).
4.4.Физкультминутка (разминка для глаз)
Перемена.
1. На перемене предложитьдетям посмотреть открытки с фотографиями икон.
2й урок.
1. Организационный момент (проверить готовность к уроку).
2. Повторение теоретического материала, изученного на 1м уроке.
Учитель:
Почему иконописцы обязаны были соблюдать канон, т.е. строгиеправила создания икон?
Ученики:
Икона – это образ вечности.
Учитель:
Вспомните имена самых известных иконописцев 14 века.
Ученики:
Андрей Рублёв и Феофан Грек.
3. Продолжение работы над рисунком.
3.1Учитель:
Древнерусские мастера писали иконы на досках красками, растертымина яичном желтке, поэтому они до сих пор такие яркие и прочные. Такие краскиназываются темпера.
Мы с вами будем работать пастелью.
3.2. Практическая работа (пастель).
4. Просмотр готовых работ.
Учитель:
Мне кажется, будет интересно, если самые удачные работы мы поместимна доску, и все вместе на них посмотрим. Как в настоящем музее. А, для созданиясоответствующего настроения, я включу древнерусскую духовную музыку.
5. Итог урока.
Учитель:
Древнерусская живопись – живое, бесценное наследие,дающее современным художникам постоянный импульс для творчества. Многие русскиехудожники 20-го века обращались к древнерусскому стилю, создавая на его основесовременные образы. Например, Константин Васильев и Илья Глазунов.Репродукции с их картин вы видите на стенде.
Я надеюсь, что после нашего сегодняшнего урока, выувидите древнерусские иконы по-новому: более тонко и глубоко. Сегодня открыты большие возможности посещения храмов, монастырей, музеев. Дело только за вами:смотрите, слушайте, запоминайте! Наш урок закончен!