Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» Чистопольскогомуниципального района Республики Татарстан
Парламентскийурок в 3 классе на тему: ««Мы один народ, мы одна страна».
Составила:
учитель начальныхклассов
Булюлина ОльгаАнатольевна
2023
Парламентскийурок в 3 классе: «Мы один народ, мы одна страна».
Типурока: Изучениенового материала.
Целиурока:
— воспитывать нравственно-патриотическиечувства, расширить знания о Родине;
— сформироватьпредставление о многонациональном населении России;
— развиватьмышление, умение работать в группах.
Задачи:
— учитьанализировать литературные произведения, прогнозировать события, отвечать навопросы, развивать критическое мышление;
-воспитыватьчувство патриотизма, гордости и любви к своей Родине;
-формироватькоммуникативные навыки работы в группах.
Планируемыйрезультат
Предметныеумения:
— уметь выполнять сравнение,правильно произносить слова с учетом родного языка.
ЛичностныеУУД:
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, результатом;
— определятьправила работы в группах;
РегулятивныеУУД:
— определять иформулировать цель деятельности на уроке;
— осуществлятьсамоконтроль; умение давать оценку деятельности на уроке.
КоммуникативныеУУД:
— слушать ипонимать речь других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли;
-умение грамотно(точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи,во время ответов.
Ходурока:
1.Организационноеначало урока.
Учитель: Пусть у нас в классе будет светло от желания множитьсвои знания и умения, тепло от доброго отношения друг к другу. Посмотритедруг на друга, улыбнитесь. Что вы почувствовали? Какое у вас настроение? Чтобыузнать тему урока, сейчас Вы прослушаете песню М. Матусовского « С чегоначинается Родина?» и подумаете о чем данная песня?
2.Формулирование учебной проблемы, планирование действий.
Учитель:Как вы думаете, почему мы начали урок именно с этой песни? Какова будет теманашего урока? Что вы ожидаете от нашего урока? Какие задачи мы можем передсобой поставить? Итак, ребята, тема нашего урока «Мы один народ, мы одна страна».
3.Постановкаучебной проблемы.
Учитель:Ребята, у вас на столах листочки, запишите, пожалуйста, в них свой ответ. Чтомы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значениеэтого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик. А во 2 столбик запишитето, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.
4.Изучениенового материала.
1.Работас информацией
Учитель:Ребята, внимательно прочитайте информацию на листочках о нашей Родине, о России.
Россия –великая страна. Она занимает площадь около 17 миллионов километров. Расположилась страна вСеверном полушарии материка Евразии. Глава Российской Федерации — президентВладимир Владимирович Путин.
В России большоеколичество водоемов, рек, озер. Самые большие реки, текущие по территорииРоссии: Волга,Енисей, Дон, Обь и Лена. И только в нашей стране есть самое чистоеозеро и глубокое на земле – Байкал. В России и есть самое крупное в мире море -Каспийское. Столицей России является город Москва, который богат своей историей. Россия этострана, в которой мирно уживаются большое количество национальностей. Примерноеколичество – 160 национальностей.Каждая национальность исповедует свою религию. Поэтому в Россииможно встретить христиан, мусульман, буддистов, иудеев и много еще различныхрелигий. В состав страны входят автономные республики (22), края (9). Русский язык являетсягосударственным языком страны.Флаг России — трех цветов: белый, голубой икрасный. На гербе России величественно восседает двуглавый орел, которыйсмотрит на запад и восток.
— Итак,продолжите, пожалуйста, предложение, записав ответ себе в тетрадь.
1. Россия – это……. (великая страна)
2. СтолицаРоссии ….. (Москва)
3. ГлаваРоссийской Федерации….. (президент)
4. Какзовут президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин)
5. Какойязык является государственным? (русский)
6. Какаяпесня исполняется стоя? (гимн)
7. Какие имеете права и обязанности? (получать образование и становитьсядостойными гражданами своей Родины)
Проверка записей ( 2- 3 человека читают, что у них получилось).
Учитель: Молодцы, ребята. Давайте с вами посмотрим на карту России. Что вы можетесказать о нашей Родине? Какие народы населяют нашу страну? Что узнали новогоиз текста и что уже известно было вам? Что вас заинтересовало?
Физминутка:
Нетна свете Родины красивей (шагают на месте) боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»).Вотона, по имени Россия, от морей простёрлась до морей. ( шагают на месте ишироко разводят руки)
Гимнастика для глаз
«Флагу нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый,синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый– мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий– верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный– мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вотцвета родного флага!» (поморгать глазами)
2.Работа с текстом.
Учитель:Ребята, знаете ли вы, как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты?Сегодня мы познакомимся с произведением Ю. Яковлева «О нашей Родине».
Прогнозированиепо названию.
— О чем можетбыть рассказ «О нашей Родине»?Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный,поучительный?
— Итак, слушаемаудиорассказ произведения Ю. Яковлева «О нашей Родине». https://www.youtube.com/watch?v=FYEw5VoujLE
1.Как называется«маленький уголок», где родился человек?
2.Как называетсягород или село, где ты живёшь?
3.Как авторназывает Родину?
4.Что авторговорит о Родине?
5.Где для человеканачинается Родина?
Учитель:Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вамиявляется малой Родиной?
3.Работа по группам
Учитель: Надо очень любить этот мир, любить его таким,каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь исейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Будьте добрее ковсему, что вас окружает. Сейчасвы объединитесь в группы, подумаете и напишите, какими качествами характерадолжен обладать человек, живущий на планете Земля.
Каждой группе выдается лист, на котором изображены контуры человека.
– Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой оннациональности. Он просто человек.
Каждая группа выступает.
Учитель: Если люди будут обладать всеми этими качествами,то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть другдруга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. Все мы равны другперед другом. И пока мы едины, мы непобедимы.
5.Закреплениеизученного материала
Работав парах.
Учитель:Каждый человек, являясь достойным гражданином своей страны, посвящает свойтруд, знания, творчество семье, родным и конечно, Родине. Всё это может бытьотражено в пословицах. Сейчас вы будете работать в паре с пословицами о Родине.(Собери и прочти пословицу).
Пословицы:
Если дружба велика, значит Родина сильна.
Народная дружба и богатство — дороже богатства.
Человек без родины, что соловей без леса.
Родина-мать, умей за неё постоять.
6.Итогурока
— Скажите,понравился ли вам урок? Что особенно было интересным? Объясните, почему урокносил название Мы один народ, мы одна страна.
Потому что «одиннарод» — это единые для всех национальные интересы. «Одна страна» — это нашаединая для всех Родина. Это наша общая перспектива — благополучная ипроцветающая Россия! Всё это, вместе взятое, означает, что для успешногоразвития и процветания необходимо единство всего народа, общества. Чемунаучились за урок?
Дети рассказываютстихотворение.
1ученик:
Народы родины моейживут
Как дружная семья,
Десятки братских языков
Могу услышать я .
2ученик:
Мой край родной,Республика свободных
Великих наций, разных языков,
И ценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых стариков.
7.Рефлексия
Дети проявляютсвоё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных лучиков», которыеони приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка. Всё это выполняется подпесню «С чего начинается Родина?»
Желтые «лучики» -я узнал много нового.
Розовые «лучики» -я испытал гордость за свою родину.
Зеленые «лучики»- у меня не всё получилось.
Учитель: Пустьэти яркие лучики на нашем веселом и добром солнышке станут важными в вашейжизни и осветят ваш путь, пусть ярко сверкают над вами и над нашей Родиной.