X-PDF

Урок — лекция индустриальные революции : достижения и проблемы

Поделиться статьей

 8 класс

 Тема урока: «Индустриальные революции: достижения и проблемы»

Дата урока :

Тип урока: открытияновых знаний ,лекция  ,беседа

Цель: рассмотреть особенности процесса модернизацииначала XIX века

Задачи:

Образовательная: усвоитьключевые понятия курса

Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основеанализа сущности длительного исторического процесса

Воспитывающая: воспитыватьпонимание сущности исторического процесса

Оборудование урока:  презентация ИКТ

Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализмсвободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн,империализм.

 

I          Организационная часть.

II       Переход к изучению новогоматериала.

 

·       Какой период истории мы с вамиизучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история новоговремени)

·       Каковы хронологические рамкипериода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)

·       Каковы главные особенностиэтого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация,формирование капитализма)

 

 

III   Изучение нового материала

 

План:

  1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация
  2. Завершение промышленного переворота
  3. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

 

  1. Хронологические рамки и особенности  второго периода истории нового времени. Модернизация

Нампредстоит изучить новый период в истории человечества.

Давайтепознакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913годы)

Какоесобытие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда,есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

Особенностьюпериода является начало процеса модернизации.

Модернизация –процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

Особенности модернизации:

  • В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни
  • В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения
  • В экономической сфере – индустриализация
  • В области культуры – быстрый рост научных знаний

Индустриализация– процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин спомощью машин

Иторияразвития разных  стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разныхстранах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленногопереворота.

Чтотакое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

Вкакой стране раньше он начался? (в Великобритании)

Вкаких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия,Франция, США)

Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странамистарого капитализма.

Работа по заполнению таблицы:

 

 

Эшелоны модернизации в начале XIX века

Первый эшелон

Второй эшелон

Третий эшелон

Страны старого капитализма

Страны молодого капитализма

Традиционное общество

Англия

Франция

 

США

Германия

Италия

Япония

Россия

Автрийская империя

Китай

Страны Латинской Америки

Развитие капитализма шло естественным образом

Развитие капитализма за счет реформ

Процессы модернизации ограниченны

 

  1. Завершение промышленного переворота

Работас презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

Технические изобретения  XIX века

Дата

Изобретение

Автор

Значение

1800

Токарный станок из металла

Модслей (Англия)

Производство машин при помощи машин

 

Автоматический текстильный станок

Ж. М. Жаккар (Франция)

Заменил ручной труд

1856

Конвертер

Г. Бессемер (Англия)

Выплавка стали

 

Плавильная печь

Братья Э. и П. Мартены (Франция)

Выплавка стали более высокого качества

1825

Первая железная дорога Стоктон — Дарлингтон

Джорж Стефенсон (Англия)

Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

1879

Первая электричка

Эрнст Вернер Сименс

Ипользование электричества для железной дороги

1803

Первый пароход (испытан на реке Сене)

Р. Фултон (Франция)

Замена парусного флота паровым

Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

1807

Пароход «Клермон»

Р. Фултон

Замена парусного флота паровым

1819

Пароход «Саванна»

 

совершил трансатлантическое путешествие

1803

Автомобиль с паровым двигателем

Эванс (США), Тревитик (Англия)

Появление первого автомобиля

1885

Автомобиль с бензиновым двигателем

Карл Бенц (Германия)

 

1895

Праобраз современного автомобиля

Готлиб Даймлер (Германия)

 

1908

Автомобиль «модель Т»

Генри Форд (США)

Появление дешевого автомобиля

4 июня 1783

Полет воздушного шара (аэростата)

Братья Монгольфье (Франция)

усовершенствовал Жак Шарль

Первый полет в воздухе

1900

Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

1902

Планер с бензиновым двигателем

Братья Райт (США)

Начало самолетостроения

1803

Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

Х. Шпранел (Англия)

Рост убойной силы оружия

1862

Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

Альфред Нобель (Швеция)

Получение оружия большой разрушительной силы

1835

Револьвер

Сэмюэл Кольт (США)

Автоматическое оружие

1875

Электродуговая лампа

П.Н. Яблочков (Россия)

Электрическое освещение общественных мест

1880

Лампа накаливания

Т. Эдисон (США)

Овещение закрытых помещений

1843

Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

Морзе

Передача информации, связь

1899

Бепроволочный телеграф (радио)

А. Попов (Россия)

Г. Маркони (Италия)

Передача информации, связь

1876

Телефон

М. Грей, А. Белл (США)

Передача информации, связь

Вывод: техническиеизобретения заложили основу для развития современного общества (символ этоговремени – Эйфелева башня)

 

IV   Словарная работа :

 

  1. Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

 

Впервой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводскогокапитализма, или капитализма свободной конкуренции.

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченнойконкуренции в экономической сфере

Конкуренция –борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства исбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

Перваяполовина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже  к 1870-1880гг. производственая сфера завоевывается монополиями.

Монополия –объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрациипроизводства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство илипродажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отрасляххозяйства и получение максимальной прибыли.

Сложилисьразличные формы монополистических объединений:

Картель –объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческаясамостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынкисбыта

Синдикат –объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест – полноеобъединение предприятий, утрата коммерческой и производственнойсамостоятельности

Концерн –объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистическойгруппы

Т.О.складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм –особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространитьсвое господство во всех областях жизни общества.

 

 V    Закрепление изученного материала:

  • Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
  • Что такое капиталистическая монополия?
  • Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
  • Какие формы слияния предприятий вы знаете?
  • Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

 

Признакиимпериализма – по учебнику стр. 20 – выписать

  • Сочетание свободной конкуренции и монополии
  • Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
  • Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
  • Экономический раздел мира на сферы влияния
  • Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

VI      Рефлексия :

VII     Домашнее задание:

§1-2,ответить на вопросы, словарная работа


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.96%
НЕТ
41.04%
Проголосовало: 1111

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет