Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
«Основнаяобщеобразовательная школа №36»
Конспектурока географии в 8 классе
Тема:Леса
Автор:Соломатова Вера Александровна,
учительгеографии МКОУ «ООШ №36»
г.Миасс
2023г.
Раздел «Природа России» (природноерайонирование)
Урок 4.
Тема: Леса
Цель урока: формированиепредставлений об особенностях природы зоны леса.
Задачи:
— рассмотреть причины различия лесных зонРоссии;
— рассмотреть взаимосвязи компонентовприроды в лесной зоне;
— развивать речевую активность, умение самостоятельнодобывать знания из различных источников информации;
— формировать познавательную активность учащихся;
— воспитывать патриотизм, чувствопрекрасного, любовь к природе.
Оборудование и материалы: карты: физическая,климатическая, почвы, растительность, народы, особо охраняемые природныетерритории; репродукция картин природы леса, гербарий, дополнительнаялитература, компьютер.
Тип урока: изучение новогоматериала
Методы обучения: словесные (работас литературой), наглядные (компьютерная презентация, работа с репродукциямикартин), практические (заполнение таблицы, работа на контурной карте).
Ход урока
1. Мотивационный этап.
Урок начинается со стихотворения
Учитель
Весною лес проснётся. Подёрнется листвою.
И соками нальётся,готовясь, будто к зною.
А летом всею мощьюраспустит кроны древ,
Свою лесную рощумалиною измерив.
Но осеньподкрадётся, меняя одеянье,
Лес златомобернётся. Сплошное обаянье.
И белым одеяломукрывшейся зимою,
Задремлет лесустало, проснуться чтоб весною.
Лариса Феликсовна
— Какой природной зоне посвящены этистроки? (ответы учащихся)
2. Целеполагание
— Сформулируйте цель нашего урока (ответыучащихся)
3. Основная часть.
Сообщение подготовленногоученика о значении леса
Красота русского леса. И.Шемякин
Кого не привлекаетлес ранней весной, жарким летом или в дни золотой осени! Живописны поляны стравами и цветами. Озёра и реки с прозрачной студёной водой. А какова целебнаясила деревьев и ягод, грибов и лекарственных трав! Великолепны в своих нарядахзвери и птицы. Многоголосовое и слаженное птичье пение, соловьиные трели,флейтовые раскаты иволги – чарующая музыка лесов!
Лес – источниккрасоты. Он создаёт обстановку для здорового отдыха, вдохновляет человека наплодотворный труд. В лесной зоне сформировалось Российское государство. Лес нетолько оказывал русскому человеку помощь в хозяйстве, в обустройстве жилья,отоплении и освещении избы, в изготовлении обуви (лапти), но и давал пушнину,ягоды, грибы.
Лес был надёжнымубежищем от врагов. При расселении на север и восток он позволял создаватькрепости из дерева (остроги).
Что такое лес? Этодревостой – совокупность взрослых деревьев. Это подрост – молодое поколение.Леса – большое богатство России. Ни одна отрасль хозяйства не обходится безлеса или продуктов его переработки. Лес – это строительный материал и топливо,сырьё для бумажной и химической промышленности, шпалы для железных дорог,материал для судов, вагонов, многих машин, особенно сельскохозяйственных.
Лес – источникчистого, здорового воздуха для жизни человека. Российские леса играют огромнуюроль в газовом балансе атмосферы и регулировании планетарного климата Земли.Ежегодно в лесах России поглощается 600 млн. т углерода. Леса – источникбиомассы. Так, в широколиственных лесах на один гектар её прирост составляет 6т.
Лес, как и вода,украшает природу. С каждым годом увеличиваются лесопосадки в нелесных районахили в местах, где лес бесхозяйственно уничтожен. Чтобы уничтожить лес, не надорубить деревья, достаточно погубить подрост. Лес без подроста обречён. Беда втом, что техника, которой ныне пользуются заготовители, так громоздка инеуклюжа, что подросту нет спасения от гусениц, В лесу видны переломанныеветки, стволы, молодые деревца, папоротники, подстилка, мох, черемша, костяника…Трава,мхи, лишайники – это покров. В каждом лесу свой покров. Подстилка – опад хвои,листьев, ветвей.
Наконец, почва,как бы фундамент леса. Хищническое отношение к лесу, его неразумноеистребление, а также порча деревьев приводят к разрушительным последствиям вприроде, причём не только лесного района, но и соседних с ним территорий.Чрезмерная вырубка лесов повлечёт за собой стремительное таяние снегов, чтобудет способствовать более быстрому стоку в весеннее половодье. От этогоколичество влаги в почве уменьшится, а реки летом обмелеют. «Полезных» птицтоже станет меньше, а значит, увеличится число вредителей на полях.
А каковюжноуральский лес? Лесом Челябинская область бедна. Гораздо беднее, чем соседи– Свердловская, Пермская области, Башкирия. 60% (из двух миллионов гектаров)южноуральских лесов отнесены к первой группе, то есть это леса вокруг озёр,рек, водохранилищ, городов и других населённых пунктов, на склонах гор,заповедники, парки. Лесов третьей группы, т.е. к вырубаемым, нет совсем. Ограниченныерубки, допускающиеся в области, не удовлетворяют даже собственные нужды.Значительное количество леса завозится из Сибири.
Леса растут оченьмедленно. Подсчитано, что каждый из нас за свою жизнь расходует древесины всреднем 100 кубометров. Лес возобновляется по своим законам. Вырубленнуюлесосеку, как правило, сразу занимают берёза и осина. Под их пологом способнаподняться только ель, неплохо переносящая тень. И только при благоприятномстечении обстоятельств на этом месте может возобновиться сосновый лес. Если этои случится, пройдут десятилетия.
Учитель.
— Какие условия необходимы дляформирования лесной зоны?
Работа по группам.Для каждой группы выдаётся карточка с заданиями и дополнительным материалом поизучаемому компоненту. В течение 15 минут учащиеся готовят ответы на вопросы, азатем каждая группа представляет выполненное задание.
Задание для 1 группы.
Изучив географическое положение ирельеф природной зоны леса, оцените, какое влияние оказывают географическоеположение и рельеф на расположение природной зоны.
Используя п.30 учебника, физическуюкарту России, карту «Растительность», выполните задания:
1. По карте атласа определите географическоеположение зоны смешанных и широколиственных лесов и тайги. Каков рельеф этихзон?
2. Как расположена зона лесов относительнодругих природных зон?
3. Как проходит граница смешанных ишироколиственных лесов в европейской и в азиатской частях России? Отметьтеграницу природных зон на контурной карте.
4. Определите протяжённость лесной зоны ссевера на юг на западе и на Дальнем Востоке.
Задание для 2 группы.
Дайте характеристику климата природнойзоны леса.
Используя п.30 учебника, климатическуюкарту, карту «Растительность», выполните задания:
1. В каком климатическом поясе расположеназона леса?
2. Назовите средние температуры января ииюля. В каком направлении они изменяются и почему?
3. Под влиянием каких господствующих ветровформируется климат природной зоны?
4. Проанализируйте по климатической картеатласа как распределяются осадки, объясните причины такого распределения.
5. Объясните причины нарастанияконтинентальности климата с запада на восток.
6. Как часто меняется погода в зоне лесов?
Задание для 3 группы.
Изучите почвы, растительность и животныймир природной зоны леса.
Используя п.30 учебника, карты: «Почвы»,«Растительность», «Животный мир», «Особо охраняемые природные территории»,создайте образ тайги и зоны смешанных и широколиственных лесов.
Выполнитезадания:
1. Какие почвы сформировались в смешанных ишироколиственных лесах и в зоне тайги? Почему почвы смешанных и широколиственныхлесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?
2. В лесной зоне больший растительный опад,чем в степях. Однако почвы степей значительно плодороднее лесных почв? Почему?
3. Как разнообразие климатических условийвлияет на видовой состав растений лесной зоны?
4. Чем отличаются смешанные ишироколиственные леса Дальнего Востока от смешанных и широколиственных лесовРусской равнины?
5. Почему дикие животные открытых пространствстепей, как правило, живут стадами, а лесные животные в одиночку?
6. Какие охраняемые территории находятся влесной зоне?
Задание для 4 группы.
Используя п.30 учебника, карту «Народы», дайтехарактеристику хозяйственной деятельности человека в зоне леса.
Выполните задания:
1. Перечислите основные народы, живущие взоне леса.
2. Сделайте выводы о возможностях освоениязоны лесов человеком.
3. Крупнейший русский историк В. О.Ключевский писал: «Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньшеждать от природы и от судьбы и более выносливого; нет народа, способного ктакому напряжённому труду на короткое время, какие может развить великоросс, нонигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному и размеренномупостоянному труду, как в той же Великороссии…». Объясните слова историкаКлючевского о русском характере. Каковы же причины особенности русской нации?
Как природа лесов повлияла на чертырусского характера, на уклад жизни великоросса?
4. Докажите, что вырубка леса на определённойтерритории приведёт к изменению всего природного комплекса, т.е. изменитсяклимат, режим рек, уровень грунтовых вод, почвы, растения, животные?
5. Какие народные промыслы и в каких регионахРоссии связаны с лесом?
Учитель
Создайтегеографический портрет лесной зоны. (Заболоченность, пересечённый рельеф,заселённость территории объясняет извилистость дорог. Густые заросли ельника сбуреломом легче обойти. Легче обойти и холм. И уж совсем непреодолимые, опасныепрепятствия – болота, топи).
-Чем отличается зона тундры от зоны лесов?
— К каким последствиям приведёт уменьшениеосадков в лесной зоне на 250 – 300 мм и повышение среднегодовых температур на20◦С?
Вывод: Россия – величайшая леснаядержава. На большей территории климат суровый, континентальный, долгая холоднаязима, короткое и тёплое лето, резкая амплитуда температур, количество осадковуменьшается с запада на восток. В смешанных и широколиственных лесах почвысерые лесные на юге, на севере – дерново – подзолистые., в тайге – подзолистые,песчаные и щебнистые. Лес хранитель влаги, он поддерживает полноводность рек,смягчает климат, останавливает жаркие ветры и пески. Лес помогает в борьбе сэрозией почв, очищает воздух от пыли и вредных для нашего здоровья выбросовпромышленных предприятий и транспорта. Богат растительный и животный мир леса.Лес – среда обитания для животных. В зоне смешанных и широколиственных лесовводятся животные, которые включены в Красную книгу и нуждаются в охране. Этосреднеевропейский лесной кот, зубр, чёрный аист, орлан – белохвост, беркут. Отрук человека исчезают и редкие растения. Охрана лесов – важная государственнаязадача. Имеются случаи, когда лес вырубается без должного учёта. Но самыйбольшой вред лесу приносят пожары. В результате пожарищ гибнет много зверей,птиц, ценнейшей древесины.
Берегите лес
Как всё взаимосвязано в природе.
Разумно и неразделимо.
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы,
И шелестом берёз зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё – всё – до муравьиной кучи,
До ёжика. До светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес,
Чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.
Н.Жоголева
— Докажите, чтолеса выполняют водоохранную, противоэрозионную, полезащитную и санитарную рольна примере нашей местности.
— Мы живём в лесной зоне. Какиезаповедники находятся в нашей местности?
— Как используются участки, на которыхсведены леса?
— Что можно сделать для охраны лесов внашей местности?
Демонстрация презентации«Леса»
Диктант на знаниехарактерных признаков природных зон.
Учитель читает признаки тайги, учащиесяотмечают верные признаки.
1. Увлажнениеизбыточное, много озёр, болот, рек.
2. Главнаяценность – плодородные почвы.
3. Преобладаютхвойные деревья – ель, пихта, сосна.
4. Зимахолодная, лето короткое.
5. Преобладаютподзолистые почвы.
6. Самаябольшая по площади природная зона России.
Ответ: 1, 3, 4, 5,6
Учитель читает признаки зоны смешанных ишироколиственных лесов, учащиеся отмечают верные признаки.
1. Суроваязима
2. Почвыдерново – подзолистые, серые лесные, бурые лесные.
3. Лесасильно пострадали из – за хозяйственной деятельности людей.
4. Растётдуб, ясень, клён, липа.
5. Увлажнениенедостаточное.
6. Растения –амурский бархат, женьшень.
Ответ: 2, 3, 4, 6
Вспомнитевеликих писателей, художников, музыкантов России, в произведениях которыхприсутствует «образ леса» (работа с репродукциями картин)
Решаемаяучебная задача: найти в тексте 10 несоответствий
Тайга занимает большие пространства натерритории нашей страны. Тайга – это вечнозелёный хвойный лес, так какглавное дерево в нём – ель.
Зимой в тайгемного снега, и поэтому её обитатели – длинноногие, как, например, лось, илиширокополые, как рысь. А вот волкам в тайге трудно: проваливаются вснег, выпрыгивают и опять проваливаются. Но ничего, тоже живут.
Большинство мелкихтаёжных жителей обитают на деревьях — белка, глухарь, рябчик, соболь,клёст. Трещит мороз стволами деревьев, но у зверей тёплые шубы: кому из васнеизвестны достоинства собольего или рысьего меха! А у белки вообще такаягустая шерсть, что ей никакое убежище не нужно. Так и скачет целымиднями по веткам! Ни гнезда у неё, ни домика.
В тайге живётсамый большой представитель семейства куньих – росомаха. Очень сильный ивыносливый зверь. Неутомимо бежит она по тайге, принюхивается, прислушивается иесли обнаружит добычу – ни за что не отстанет.
Особенно страдаетот росомахи кабарга — маленький таёжный олень. Не спасают кабаргу нирожки, ни клыки…
А вот лося труднодаже рыси взять: во — первых, копыта — острые и могучие; во – вторых, рога– тяжёлые и раскидистые, которые не только украшают, но и защищают лося досамой весны. Только стая рысей или волков может совладать с сохатым.
Но кончится зима, и постепенно улягутсяголодные страсти. И бурундук осмелеет, и заяц – рысак перестанетпостоянно оглядываться. Отложат у гнилых пеньков яйца проснувшиеся гадюки.Появятся птенцы у клестов. Молодыми голосами наполнится тайга. Жизньпродолжается!
Д/з. п.30, составитькроссворд на тему «Тайга» или «Смешанные и широколиственные леса России» повыбору.
5. Рефлексивно– оценочный этап.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Достигли мы их? Всё ли нам удалось?
-Какие затруднения испытали?
— Чтопомогло нам их преодолеть?
Литература
1. АбрахинаН.О. , Соколовская С.М. Заповедники России: учебное пособие для учащихся 5 – 9классов. – Челябинск: Взгляд, 2003.
2. ГерасимовВ.П. Животный мир нашей Родины: пособие для учителей. — Москва: Просвещение,1985.
3. КозловИ.В. По родной стране: книга для внеклассного чтения. / Сост. И.В.Козлов. — Москва:Просвещение, 1974.
4. ПетровВ.В. Растительный мир нашей Родин: пособие для учащихся. — Москва:Просвещение, 1991.
5. Фонотов М.С.В поисках Рифея: книга для чтения Ч.2 / М.Фонотов. — Челябинск: Взгляд, 2008.