Учебныйпредмет: литературноечтение.
Датапроведения урока: 18 декабря 2020 г.
Класс: 2класс «а», учитель: Н.В.Корабельникова
АвторУМК (программы учебного курса): Литературноечтение 2 класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение(Учебник, 2018г.)
Темаурока: Даниил Хармс «Игра»
Типурока: урок изучения нового материала потворчеству Д.Хармса.
Цель: созданиеусловий для полноценного восприятия художественного произведения.
Учебныезадачи :
1.Учебныезадачи, направленные на достижение личностных результатов:
-способствоватьформированию самооценки, самоуважения;
-способствоватьразвитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
-способствовать развитию положительных нравственных качеств, доброжелательностии эмоционально –нравственной отзывчивости.
2.Учебныезадачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
-формироватьумения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать иоценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еёреализации;
-формироватьумения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачамикоммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, проявлятьдоброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушатьдругих;
-способствовать проявлению индивидуальных творческих способностей в процессечтения по ролям;
-формировать умение аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений надпоступками литературных героев, оценивании поступка героя.
3.Учебныезадачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-знакомить детей с творчеством Д. Хармса, как поэта;
-продолжитьформирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции;
-способствоватьумению выделять главную мысль произведения;
-познакомить с понятием игра слов (метод подбора рифмы).
-развивать навыки анализа художественного произведения,
—способствоватьразвитию творческих способностей учащихся
Формыработы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Средства(оборудование):
1)учебникпо литературному чтению (УМК «Школа России»);
2)проектор,компьютер.
3)выставкадетских журналов.
4)карточки для работы в парах.
Ход урока.
I.Организационный момент
-Ребята, к нам пришли гости. И мы им, конечно, очень рады.
-Подарите вашу улыбку гостям, друзьям, мне. Ведь улыбка украшает человека, даритрадостное настроение.
-Чтобы нам всем было комфортно на уроке, какие правила нужно соблюдать?
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Сегодняк нам на урок пришел ещё один необычный гость.
-Этослово «Информация». (Вывешивается карточка этого слова)
-Мычасто слышим его в жизни.
-Чтотакое информация? (Это знания, сведения, данные о чем -либо) ( карточки слов)
-Британский политик У. Черчилль сказал: «Кто владеет информацией, тот владеетмиром» . ( Слайд №2)
-Как вы это понимаете? Что значит, владеет?
-Для чего нужно владеть информацией?
-Откуда мы можем получать информацию?
—Что нужно уметь делать, чтобы получать как можно большенеобходимой информации?
(уметь хорошо читать, осознанно и вдумчиво работать с текстами, понимать прочитанное,применять знания в жизни)
-Можно ли, это считать нашей учебной задачей?
-Полученную информацию мы можем передать, поделиться ею.
-Чтобы хорошо передавать информацию, нужно владеть речью. Речь должна бытьчеткая, разборчивая, выразительная, понятная.
III.Речевая разминка (Слайд №3)
Работасо скороговоркой.
КричалАрхип, Архип охрип
Ненадо Архипу кричать до хрипу.
-Прочитайте скороговорку с разной интонацией.
IV.Прогнозирование раздела. (Слайд №4)
-Сегодня мы познакомимся с одним из источников информации, а с каким, узнайте иззагадки:
1.Загадка
Некнига, не газета…
Страницамишуршал,
Читателямсекреты
Рассказывал (журнал)
2.Работа по учебнику (с.157)
-Прочитайте название раздела.
-Как вы думаете, чему мы будем учиться, изучая этот раздел?
— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
-Чему научимся?
-Чему будем учиться?
-Подумайте, какие произведения предложат нам авторы учебника в этом разделе?
3.Знакомство сжурналами. (Слайд№5,№6)
-Какие детские журналы вы знаете и любите читать?
—Я принесла детские журналы изнашей школьной библиотеки, давайте их рассмотрим.
— Кто извас принес журнал на урок?
— Расскажите о своем любимом журнале.
— Чем интересен этот журнал?
— Зачем детям нужныжурналы? (Чтобы больше знать, чтобы лучше учиться, чтобы читать новыерассказы, сказки, узнавать новые игры.)
— Полезнали вам будет эта информация?
V. Работа по теме урока
1.Знакомство с журналами «ЧИЖ» и «ЁЖ» (Слайд№7)
Материал для учителя)
Когдамалышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, ноназывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти этижурналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочестьсможем.
«ЧИЖ»-это «Чрезвычайно интересный журнал» издавался в Ленинграде ( теперьСанкт-Петербург) в 1930-1940 г. для дошкольников. А «Ёж» (ежемесячный журнал)для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. Он былсоздан по инициативе К И. Чуковского. В редакции журнала работали такие авторыкак С.Маршак, В. Бианки, Е Чарушин, Б Житков, А Барто. Когда писатели работали,то в их отделе часто звучали шутки, весёлые стихи, что все смеялись ихохотали. Одним из авторов был молодой Даниил Хармс.
2.Рассказучителя и подготовленных детей о Д.Хармсе. (Слайд №8)
ДаниилИванович Ювачёв родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. МаленькийДаниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила егонемецкому языку, отец- английскому. Будущий поэт свободно говорил и читалпо-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведенииПетербурга, где преподавание велось на иностранных языках.
Послешколы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступаяна эстраде . Он очень выразительно читал стихи, имел актерский дар, неплохопел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Показывал детямфокусы.
СовременникиХармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только впоэзии, но и в жизни. Он постоянно менял таблички с именем на двери. Он всегдаподписывался псевдонимами. Чаще всего повторялось имя Хармс.
Ювачев– русская фамилия, а Хармс это вымышленное имя (псевдоним) Чармс- впервыеподписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и внемецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски этозвучит как «шарм» что значит «околдовать, очаровать». Тогда, вюности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепеннозакрепился псевдоним Хармс.
3.Первичная проверка понимания. (Слайд №9)
—Что вы запомнили из нашего рассказа о Д.Хармсе?
-Каким вы его себе представляете?
-Понравятся ли вам его стихотворения?
-Какими они будут, как вы считаете?
VI.Физкультминутка
Асейчас мы отдохнём и тоже поиграем.
Вотбольшая пирамидка
Ивеселый мячик звонкий,
Толстыймишка косолапый,
Всеживут в одной коробке.
Акогда ложусь я спать,
Начинаютвсе играть.
VII.Продолжение работы по теме урока.
СтихотворениеД.Хармса «Игра» (Слайд №10)
1. Первичноечтение.
-Сейчас мы познакомимся со стихотворением Д. Хармса «ИГРА»
Предположите,о чём оно будет?
(Звучитаудиозапись) Дети следят за чтением по учебнику.
-Понравилосьли вам стихотворение? Чем?
-Почемуоно так названо? Какое настроение оно вызвало у вас?
2.Словарная работа. ( Слайд №11)
-Какиеслова были непонятны?
—Что значит «по панели»? (по тротуару).
— Какие слова вызвали затруднения при чтении?
-Давайте поучимся их читать.
(«разойдитесь», «автомобиль», «сторонитесь», «панель» (нэ), «берегитесь», «советский».
3.Повторное чтение. (Чтение вслух по цепочке)
4.Работа с текстом (Слайд № 12)
-Найдитев тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда ихписал? (чтобы стало понятно, кого изображают дети)
-Ктоиграл, во что и как?
-Авы так играете?
-Чтопомешало игре?
-Зачемавтор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки?
(Онтоже играет, но только со словами. Получается как считалка, он задаёт ритм. Насамом деле так и играют, повторяя действия)
-Как вы думаете, было ли ребятам интересно играть?
-О чем должны думать мальчики, чтобы игра не закончилась печально
(о соблюдении правил безопасности и играть дружно).
5.Зарядка для глаз.
6. Выразительное чтение.
(Дети читают стихотворение выразительно)
VIII.Творческаяработа. (работа в парах) ( Слайд №13)
Д.Хармсписал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэтвысказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
-Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединениюлюбили играть со словами. Поиграем и мы.
— Укаждой пары на столе лежит карточка со стихотворениемД.Хармса. Вам нужно прочитать и вписать недостающие слова
Язахотел устроить бал,
И я гостей к себе _________(позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _______(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не ______(идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек _________(откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ______(съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек ______(не нашли).
-Кто хочет прочитать, что у вас получилось?
-Проверьте себя. (Слайд № 14)
-Это было стихотворение Д.Хармса «Вкусный пирог»
IX.Рефлексия(Слайд № 15)
-Наш урок подходит к концу.
-Справились ли мы с задачами, которые поставили в начале урока?
-Нужна ли будет вам информация, которую получили?
-Гдеможно ее использовать?
Продолжитепредложения по содержанию нашего урока:
-сегодня я узнал…
-мне захотелось…
-меня удивило…
-мне было интересно…
X.Итог урока(Слайд № 16)
-Отворчестве какого писателя вы сегодня узнали?
— Что вы запомнили?
— С каким стихотворением познакомились?
XI.Домашнее задание : (Слайд № 17)
Подготовитьсяк выразительному чтению стихотворения «Игра» Д.Хармса.
