X-PDF

Урок литературного чтения Н.Носов Живая шляпа

Поделиться статьей

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Тема: Николай Носов «Живая шляпа».

Класс: 2 а

Составила: Иванова О.Н.

 

Цель: ознакомить учащихся с содержаниемпроизведения Н.Н.Носова «Живая шляпа»; формировать навыки сознательногочитателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения,способами самостоятельной работы с текстом; развивать критическое мышление,память, воображение, речь, навыки выборочного чтения; воспитывать толерантноеотношение друг к другу, желание сотрудничать.

 

Планируемыерезультаты:

Предметные умения: ознакомление срассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературногопроизведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержаниюпроизведения.

Метапредметныеуниверсальные учебные действия (УУД):

Познавательные –работать систочником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию изодной формы в другую, делать выводы.

Регулятивные-умениевысказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою иодноклассника.

Коммуникативные —умение донестисвою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи,выполнять различные роли в группе

Личностные результаты —умение проявлятьположительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оцениватьповедение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции ввыразительном чтении.

Тип урока: изучение новогоматериала.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода,информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, ИКТ, технологиякритического мышления.

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Оборудование:   карточки для работы в группах, иллюстрациик произведению, шляпа и игрушка-котёнок, проектор.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Психологический настрой.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята!

Да здравствует школа!

Да здравствует смех!

Да здравствуют радость, удача, успех!

Как здорово, если б все дети Земли

Попасть в эту школу однажды смогли.

Учиться без страха, играя, всё знать,

И каждый урок отвечать лишь на «пять».

 

 

 

Приветствуют учителя.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность

 

 2.Речевая разминка

 

 

 Речевая разминка

 

Со-сос-соскол – соскользнула

Об-обе-обер – обернулся

Ра-рас-раскра-раскраши – раскрашивали

Ос-оста-остано-останови – остановилась

Об-обра-обрадо-обрадова-обрадова- обрадовались

 

 

 

Проговаривают чистоговорку, выделяя каждое слово ударением, чётко произносят последние звуки в словах.

 

 

 

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и определите название произведения. (На экране поочередно появляются группы картинок)

 — Что объединяет все эти картинки?

 — Молодцы! Правильно!

Рассматривают картинки.

 

 

 

 

Отвечают: Николай Николаевич Носов.

К: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителями и одноклассниками, находят  нужную информацию

Р: планируют собственную деятельность.

 

3. Актуализация знаний.

— Что вы знаете о Носове?

Спасибо! Молодцы!

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках Носова читатель постигает такие понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае.

Один  авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.

 

Ребята рассказывают о писателе.он был не только писателем,  но режиссёром;

— его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;

— по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;

— писатель был на войне;

— во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;

— его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.

К: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителями и одноклассниками, находят  нужную информацию

Р: планируют собственную деятельность.

 

 

4. Проверка домашнего задания.

 

— А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания.

— С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

— Назовите героев этого рассказа.

— Как называли себя дети?

— В какую игру играли дети?

— Что хотел сказать автор этим рассказом?

 

 

 — Кто автор этого рассказа?

 

 

 

 

(Затейники)

(Петя, Валя)

(Затейники)

(Три поросёнка)

(что дети умеют сами организовывать свой досуг)

(Н.Н.Носов)

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в письменной форме

5. Постановка цели урока. Подготовка к изучению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Сегодня на урок я пришла с необычным предметом, а что же это, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 — Это лучший друг на свете,
Знают взрослые и дети.
При ярком солнце выручает.
И быть модной помогает.
От дождя и снега спрячет,
Пожелает нам удачи!
— О чём эта загадка?

— Да, но шляпа эта непростая, чтобы узнать это, для начала прочитаем значение этого слова из словаря.
Итак, читает значение слова «шляпа» — Ваня.

 — Давайте прочитаем, какие бывают шляпы? (названия на слайде)
— Прочитаем по цепочке, начинает 1 ряд.


— Как вы думаете, какое словосочетание лишнее?
-Вы верите в то, что шляпы бывают живые?

— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое поможет ответить на этот вопрос.

Откройте учебник с.38
— Прочитайте название.

-Давайте подумаем, почему так назван рассказ? Но я попрошу ребят, которые уже читали произведение, оставить это в тайне.

-Кто автор этого произведения?

-Почему автор придумал такое название?

-Хотите узнать? Давайте послушаем аудиозапись.

Разгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

О шляпе

Это головной убор. Обычно с высокой тульей (верхняя часть шляпы) и с полями.

 

 

Большая, маленькая, летняя, соломенная, мужская, женская, живая, цветная, ковбойская, панама

 

 

Живая шляпа.

 

 

 

 

 

Н. Носов

 

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

 Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

 

 

 

 

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

 

6.Физкультминут-ка Васька

 

 

Вот окошко распахнулось,

Вышел Васька на карниз.

Посмотрел наш котик вверх,

Посмотрел наш Васька вниз.

Кот налево повернулся,

И направо повернулся,

Потянулся, улыбнулся,

И уселся на карниз.

 

Выполняют физкультминутку всем классом.

 

 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

7.Словарная работа.

 

Перед тем, как мы познакомимся с этим произведением, узнаем значения некоторых слов, которые встретятся  в тексте.
-Возьмите конвертики с цифрой  1 .

 Вам нужно соотнести картинку, слово и его значение.
 

-Прочитает значение слова «комод».
-Совершенно верно.
-Теперь, следующее слово прочитаем .

Кочерга.
-Правильно, спасибо.

 

Комод – это низкий шкаф, с выдвижными ящиками для хранения белья.


— Кочерга – это металлический предмет, согнутый на конце, используемый для выгребания углей.

 

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

 

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

8. Первичная проверка понимания.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Как звали мальчиков– героев этого рассказа

 — Как звали котёнка?

 — Чем занимались ребята?

 

 – Что вдруг случилось?

 – Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой?

 – Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу?

 – Кого же ребята испугались на самом деле?

 — Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

-Ребята, а попадали ли вы в такую ситуацию?
-Кто у вас вызывал смех, а кого было жалко?

-Чему учит это произведение?

— Какова главная мысль рассказа?
-Этот рассказ смешной или страшный, почему?
-Как можно назвать такой рассказ?
-Какой момент для вас был самым напряженным?

 

-Ответы детей.
( Вадик, Володя)

(Васька)

(раскрашивали картинки)

(что то упало)

(лыжную палку и кочергу)

 

котёнок

Ему было страшно, под шляпой, темно.

 

-Рассказ учит нас быть внимательными, и не бояться по пустякам.
— Не нужно поддаваться страху.
-Юмористический.

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

 

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме

9. Закрепление изученного материала.

Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

1. Дело мастера боится;

2. У страха глаза велики;

3. Велика голова, да мозгу мало;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

4. Трусливому зайке и пенёк волк.

 

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

 

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

— Что нужно делать, чтобы не бояться ничего?

«Выборочное чтение по рисунку»

 — Найдите в тексте слова, которые соответствуют данной иллюстрации.  —

 

 

 

 

 

Отвечают  на вопросы учителя.

Вступают в диалог.

Выбор пословицы.

 

 

 

(Надо преодолевать страх)

 

 

 

 

Дети находят в тексте отрывки, соответствующие иллюстрации.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию  в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

10.Физкультминут-ка для глаз.

 

Дети следят за шляпой.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот сейчас каждый будет работать самостоятельно.  Возьмите листочки  и определите, кто какое оружие взял.

— А теперь поменяйтесь листочками, если правильно поставьте +

— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Кочерга

        Володя

Лыжная палка

      Вадик

( конверт 2)

 

 

 

 

На экране проверка

 

— Ни кочерга, ни лыжная палка им не помогли,  что же им помогло раскрыть секрет «живой шляпы»? На этот вопрос вы ответите сами.

— Перед вами несколько предложений выберите, то которое есть в тексте.

 И мы узнаем, какое оружие они взяли.

 

1.     Они вернулись на кухню, набрали из корзины огурцов и стали швырять её в шляпу.

2.     Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

3.     Они вернулись на кухню, набрали из корзины свёклы и стали швырять её в шляпу.

-Давайте проверим, правильно ли вы сказали.

проверте свою работу.

Давайте проверим, правильно ли вы сказали.

 

На экране проверка (слайд 28, 29

— Кот на свободе.  Обиделся ли Васька на ребят?

 

 

 

Составление картинного плана. – Работа в парах

 

— Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе.

— Для этого нужно расставить сюжетные картинки по порядку.

— Кто не согласен?

Разгадай анаграммы

 

Разгадай Ребусы

 (ответ детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскладывают картинки в нужной последовательности.

 

 

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию  в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

 11. Рефлексия учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Итог урока.

Оценивание.

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

 

 

 

— Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

— Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

— Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

— Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем.Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя как читателя,активного ученика,было ли вам интересно на уроке. (Высказывают свои варианты ответов.)

Синяя шляпка —  Я доволен своей работой на уроке.

Красная шляпка – Я был активен, но не всё у меня получалось на уроке.

(на экране)

 

 

Как называется рассказ, который мы читали?

— Кто его автор?

— Как бы вы поступили на месте мальчиков? (Сталкивались ли вы с такой ситуацией, когда испугались того, чего не стоило пугаться)

-Какой вывод мы можем сделать? Чему учит рассказ?

 

Учебник страница 38-40, отчитать хорошо текст.

Составьте по 1 вопросу к тексту, можно 2 или 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Вступают в диалог. Делают вывод.

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

— умение самостоятельно определять для себя задание

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет