Каждыйдолжен жить так, как предназначила природа.
Нужно относиться ко всему живому с любовью.
Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.
Темаурока: Углубление представлений о взаимоотношениях человека и животных, защитаи охрана природы на примере произведения Д.Н. МАМИНА — СИБИРЯКА «ПРИЁМЫШ».
Тип урока: комбинированный урок |
||
Педагогические задачи: создать условия для формирования представлений о взаимоотношениях человека и животных, защита и охрана природы на примере произведения Д.Н. Мамина — Сибиряка «Приёмыш»; способствовать формированию функциональной грамотности, навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию мыслительной деятельности, правильной речи, логического и творческого мышления |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: Анализ произведения научатся: читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения |
Метапредметные: Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Коммуникативные: формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции |
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно — выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
|
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания |
Приветствие Проверяет домашнее задание. — Что узнали о лебедЯх?
|
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. |
|
II. Формулированиетемы урока. Определение целей урока |
– Соотнесите слова со схемами (ВПР, задание11). Лебёдушка, лебедь, лебедёнок, лебедята, лебединая, лебеди, Приёмыш Какое слово лишнее с точки зрения русского языка? (Приемыш – не однокоренное слово) — А почему я взяла эти слова?
В чем заключается главная мысль изученного произведения?
Исходя из главной мысли, определите цели урока, используя опорные слова: — продолжим…(знакомство с рассказом) — проанализируем…(произведение) с точки зрения…..(взаимоотношений человека и животных) — научимся…..(работать с текстом, высказывать свое мнение) |
Соотносят слова со схемами Объясняют выбор слов Формулируют тему урока «Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы на примере произведения Д.Н. МАМИНА — СИБИРЯКА «ПРИЁМЫШ».
Основная мысль произведения: каждый должен жить так, как предназначила природа. Нужно относиться ко всему живому с любовью. Существует неразделимая связь человека и окружающего мира.
|
|
III. Анализ произведения |
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА ЖИВОТНЫЕ — Почему слова соединены? —Обратимся к тексту. Найдите отрывки, говорящие о разном отношении людей к лебедям. На доске: Старик Тарас (стр. 63, 64)— Охотники (стр. 64) — Докажите словами из текста, что Тарас и Соболько жалеют Приемыша и скучают по нему (стр. 67) Естественнонаучная грамотность – Что было правильнее: а) поступить так, как это сделал Тарас; б) подрезать лебедю крылья и сделать его ручным; в) силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к прилетевшей стае лебедей? г) Предложи свой вариант (с нравственной т.з и научной) |
Человек – неотъемлемая часть мира. Природа и человек неразрывно связаны между собой
Находят и зачитывают отрывки
Работа в парах. Обосновывают свои ответы
|
|
Физкультминутка Лебеди летят, крыльями машут. Очень бесшумно на воду садятся. |
|||
IV. Повторное чтение и анализ научно-познавательного текста |
— Как вы думаете, а почему Тарас отпустил лебедя? Знает ли он что-то о лебедях? -Найдите и зачитайте отрывок, доказывающий, что Тарас много знает о животных, в частности о лебедях. (стр. 67) А где Тарас узнал про это? —Индивид. работа по формированию ФГ и подготовка к ВПР — А сейчас проверим, какие вы наблюдательные. -Работа в карточках (Приложение к уроку) |
Доказывают свое мнение, зачитывают отрывок об обучении молодых лебедей Из собственных наблюдений |
|
VI. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание. 1) пересказ понравившегося отрывка 2) прочитать биографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОП Учи.ру, Литературный кружок) 3) приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6) |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Прочитай пословицы. Как они связаны с рассказом «Приёмыш»? * В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча. * Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зеленая ветка. * Легко подружиться, тяжело разлучиться. * Жизнь дана на добрые дела.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. – На доске лесенка достижений. Поместите фишки-лебеди (белый лебедь – усвоение учебного материала, серый лебедь – настроение) на ступеньку: нижняя – материал не усвоен, настроение плохое, средняя – нужно еще поработать, настроение среднее, верхняя – все усвоил, настроение хорошее |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329
Продолжают фразы: – Рассказ «Приемыш» вызвал у меня чувства… – Рассказ помог понять… – Для меня было сложным… – Мне понравилось … |
|
Читательская грамотность.
(ВПР по русскому языку, задание 8, 10)
— Замени слово «грациозные» близким позначению словом — _____________________
— Задай по тексту вопрос, который поможетопределить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запишисвой вопрос
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Закончи предложение: «На пруду живеттолько одна лебединая семья, потому что__________________________________________________________________________
— Объясни выражение «лебединая верность»,используя сведения из текста
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математическаяграмотность
Заполни таблицу. Составь простую задачу,используя сведения в таблице
|
Время высиживания яиц лебедей |
Количество яиц в гнезде лебедя |
|
Количество лебединых семей на одном пруду |
60-80 км/ч |
|
|
Полтора метра |
|
Естественнонаучнаяграмотность
Что было бы правильнее?
-Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас.
-Подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной.
-Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а веснойподпустить к какой-нибудь стае лебедей.
-Предложи свой вариант________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объяснитесвой ответ с нравственной и научной точки зрения.
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
домашнеезадание.
1) пересказпонравившегося отрывка
2) прочитатьбиографию Мамина-Сибиряка, ответить на вопросы, написать отзыв на рассказ (ОПУчи.ру, Литературный кружок)
приготовить сообщение о лебедях (стр. 68, вопрос 6)
Читательская грамотность.
(ВПР по русскому языку, задание 8, 10)
— Замени слово «грациозные» близким позначению словом — _____________________
— Задай по тексту вопрос, который поможетопределить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запишисвой вопрос
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Закончи предложение: «На пруду живеттолько одна лебединая семья, потому что__________________________________________________________________________
— Объясни выражение «лебединая верность»,используя сведения из текста
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математическаяграмотность
Заполни таблицу. Составь простую задачу,используя сведения в таблице
|
Время высиживания яиц лебедей |
Количество яиц в гнезде лебедя |
|
Количество лебединых семей на одном пруду |
60-80 км/ч |
|
|
Полтора метра |
|
Естественнонаучнаяграмотность
Что было бы правильнее?
-Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас.
-Подрезать крылья птице и навсегда сделать ее ручной.
-Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а веснойподпустить к какой-нибудь стае лебедей.
-Предложи свой вариант________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объяснитесвой ответ с нравственной и научной точки зрения.
