X-PDF

Урок литературы Пойдём ко мне на ёлку , мальчик.Художественная роль однородных членов предложения в рассказе Ф.Достоевского Мальчик у Христа на ёлке

Поделиться статьей

                                                                   Урок словесности

                                                               Учитель Плиско Т.П.

 

«Пойдём ко мне на ёлку, мальчик»

Художественная роль однородных членовпредложения в рассказеФ.Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке»

ЦЕЛЬ: показать стилистическую роль однородных членов в расказе.Показать отбор писателем художественных средств языка.

Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение кклассической литературе, классической музыке, слову.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Текст произведения, экран, проектор, елка, украшенная игрушками ималенькими рождественскими открытками для мотивации работы учащихся, опорныйкарточки-информаторы, иллюстрации, дополнительные карточки с индивидуальными,парными и групповыми заданиями, музыка.

1. Музыка, презентация с рождественскими картинками (эмоциональныйнастрой, мотивация)

С людьми вся природа тогда ликовала:

Шумя на деревьях, листы

Таинственным шепотом славили Бога,

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и елка,

У входа в пещеру росли

И первые дни в горделивом восторге

Младенцу поклон принесли.

Увидел то ангел Господень

И елке с любовью сказал:

«Скромна ты в печали, не ропщешь,

За это от Бога награда тебе суждена».

Сказал он – и звездочки с неба

Скатились на елку одна за другой

И вся засияла, и пальму с маслиной

Затмила своей красотой.

А мы с той поры каждый год вспоминаем

И набожно чтим Рождество!

Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,

И в каждой семье – торжество!

Учитель: Скажите, как стихотворениесвязано с нашим сегодняшним уроком?

Учитель: Что вы знаете об этомволшебном, светлом празднике, который еще несколько лет назад так широко неотмечался в России?

Ученики: В России отмечают 7 января,ему предшествует Сочельник, с него начинаются Рождественские святки, которыепродолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненныхособыми чувствами.

Учитель: Как вы думаете, какимидолжны быть люди в эти дни?

Ученики: Добрыми, отзывчивыми…

Учитель: в России в Святки принятобыло творить добрые дела. Какие?

Ученики: – Помогать больным иобездоленным;

— Раздавать милостыню и др.

Учитель: Следовали этой традиции всеот государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.Что чувствуют люди в эти дни, что вы чувствуете?

Ученики: Хочется совершать добрыедела, стараемся с пониманием

Относиться к другим людям.

 «Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, этоединственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другусердца».

Ученики: Ключевые слова –милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.

Учитель: Но всегда ли так бывает?Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

Ученики: Нет.

Учитель: Почему?

 

В жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда иодиночество.

То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказа, с которымвы знакомились дома. Назовите его.

Ученики: Федор МихайловичДостоевский «Мальчик у Христа на елке».

 

Учитель: мы вместе прикоснемся кчувствам, переживаниям героя и посмотрим, как авторрешает эти проблемы.

Скажите, кто же является героем произведения?

Ученики: Мальчик.

Учитель: Какой?

Ученики: Маленький: лет шесть илидаже меньше. (страница 1 зачитать).

Учитель: Охарактеризуйтемир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту, учимся исследовать, находитьдетали.

Подвал

Сырой

Холодный

Жутко в темноте

ХОЛОДНО!

Решается выйти из подвала и попадает куда?

В ГОРОД (работа с текстом)

Хочется кушать.

Не всегда здесь жил, приехал с мамой.

Обстановка в родном городе:

Черный мрак,

Один фонарь,

Все запираются ставнями,

Тысячи воющих собак.

Как Достоевский рисует улицы города?

Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить?

Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют

Учитель: Эти миры отличаются?Насколько?

Ученики: Противоположно.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

ПРИЕМ КОНТРАСТА.

Учитель: Как встречает мальчика этотневедомый ему ранее мир? Как

Относятся люди?

Ученики: (зачитывают цитаты изтекста)

— Полицмейстер отвернулись (безразличие);

— Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);

— Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).

 

( Работас текстом « Господи, какой город» — распечатки на столах)

 

 

 

Учитель: Получается вся красота –это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?

Ученики: Нет, он еще большезамерзает. ХОЛОДНО!

— Не мог согнуть красные пальчики

— На ручки дует

— ОДИНОКО, ЖУТКО.

Учитель: Холод в природе – норма,холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.

Мальчик остался в этом мире?

Ученики: Нет, убегает. Маленькийребенок уже не в силах бороться.

Учитель: Что происходит потом?

Ученики: Засыпает на улице.

Учитель: Что он видит?

Ученики: Елку.

Учитель: Сон это или явь?

Какова атмосфера того праздника? Ключевые слова, характеризующиенастроение, атмосферу праздника.

Елка–

Необыкновенной красоты, все блестит, сияет. Мальчики и девочки, как куколки, все целуют, радостно смеются.

Учитель: Как вы думаете, зачем авторвводит этот эпизод в произведение?

Ученики: Чтобы были какие-либосветлые, радостные эпизоды.

Учитель: Нет, ребята, у рассказаособый жанр!

1. Святочный рассказ.

2. Важные условия.

Конечно, концовка рассказа грустная и реальная, но ведь поройтакова и жизнь. Самое главное – о чем помнить и что не забывать?

Ученики: Что нужно быть добрыми,милосердными.

Учитель: Только ли в Рождество?

Ученики: Нет!!

Учитель: Проблема актуальна тольково время Достоевского?

Ученики: Нет, сегодня тоже.

Учитель: У учащихся в ходе урокабыли индивидуальные задания:

1. Чтоя вижу в слове Доброта, (Милосердие и Всепрощение). Передайте свои ассоциации спомощью палитры цвета и ассоциаций.

 

Верьте в силу доброты ивсепрощенья,

Злу дорогу в жизни не давай,

Если друг тебя обидел,

Ты в ответ его не обижай,

Провинился друг и повинился,

Ты прими его как будто невзначай,

Дай ему надежду, примирись с ним,

Ты ему греха не поминай.

Дети, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На Земле ее не так уж много,

Быть стремитесь чище и добрей.

У каждого из вас на столе естьлисток обратной связи: Продолжите фразу: Сегодня на уроке я ___________________________

V. Элемент театрализации

(Со слов «…и вдруг забежал сам не знаеткуда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: Тут не сыщут,да и темно.

   Присел он и скорчился, а сам отдышатьсяне может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножкивдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весьвздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: Посижуздесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся,вспомнив про них, — совсем как живые!.. И вдруг ему послышалось, что надним запела его мама песенку. Мама, я сплю, ах, как тут спатьхорошо!

   — Пойдем ко мне на елку, мальчик, -прошептал над ним вдруг тихий голос.

   Он подумал было, что это все его мама, нонет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним иобнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О,какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это онтеперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всёмальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают,все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он:смотрит его мама и смеется на него радостно.)

 

 

Верьте в силу доброты ивсепрощенья,

Злу дорогу в жизни не давай,

Если друг тебя обидел,

Ты в ответ его не обижай,

Провинился друг и повинился,

Ты прими его как будто невзначай,

Дай ему надежду, примирись с ним,

Ты ему греха не поминай.

Дети, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На Земле ее не так уж много,

Быть стремитесь чище и добрей.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.16%
НЕТ
38.84%
Проголосовало: 1429

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.16% НЕТ 38.84% Проголосовало: 1429


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет