Урок словесности
Учитель Плиско Т.П.
«Пойдём ко мне на ёлку, мальчик»
Художественная роль однородных членовпредложения в рассказеФ.Достоевского « Мальчик у Христа на ёлке»
ЦЕЛЬ: показать стилистическую роль однородных членов в расказе.Показать отбор писателем художественных средств языка.
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся через приобщение кклассической литературе, классической музыке, слову.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Текст произведения, экран, проектор, елка, украшенная игрушками ималенькими рождественскими открытками для мотивации работы учащихся, опорныйкарточки-информаторы, иллюстрации, дополнительные карточки с индивидуальными,парными и групповыми заданиями, музыка.
1. Музыка, презентация с рождественскими картинками (эмоциональныйнастрой, мотивация)
С людьми вся природа тогда ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и елка,
У входа в пещеру росли
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты в печали, не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он – и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество!
Ребенок ли, взрослый – все празднику рады,
И в каждой семье – торжество!
Учитель: Скажите, как стихотворениесвязано с нашим сегодняшним уроком?
Учитель: Что вы знаете об этомволшебном, светлом празднике, который еще несколько лет назад так широко неотмечался в России?
Ученики: В России отмечают 7 января,ему предшествует Сочельник, с него начинаются Рождественские святки, которыепродолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненныхособыми чувствами.
Учитель: Как вы думаете, какимидолжны быть люди в эти дни?
Ученики: Добрыми, отзывчивыми…
Учитель: в России в Святки принятобыло творить добрые дела. Какие?
Ученики: – Помогать больным иобездоленным;
— Раздавать милостыню и др.
Учитель: Следовали этой традиции всеот государя до простых смертных. Рождество – это время соблюдения добрых дел.Что чувствуют люди в эти дни, что вы чувствуете?
Ученики: Хочется совершать добрыедела, стараемся с пониманием
Относиться к другим людям.
«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, этоединственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другусердца».
Ученики: Ключевые слова –милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.
Учитель: Но всегда ли так бывает?Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?
Ученики: Нет.
Учитель: Почему?
В жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда иодиночество.
То же самое мы встречаем с вами на страницах рассказа, с которымвы знакомились дома. Назовите его.
Ученики: Федор МихайловичДостоевский «Мальчик у Христа на елке».
Учитель: мы вместе прикоснемся кчувствам, переживаниям героя и посмотрим, как авторрешает эти проблемы.
Скажите, кто же является героем произведения?
Ученики: Мальчик.
Учитель: Какой?
Ученики: Маленький: лет шесть илидаже меньше. (страница 1 зачитать).
Учитель: Охарактеризуйтемир, в котором живет мальчик. Обратимся к тексту, учимся исследовать, находитьдетали.
Подвал Сырой Холодный Жутко в темноте ХОЛОДНО! |
Решается выйти из подвала и попадает куда? В ГОРОД (работа с текстом) |
Хочется кушать. Не всегда здесь жил, приехал с мамой. Обстановка в родном городе: Черный мрак, Один фонарь, Все запираются ставнями, Тысячи воющих собак. |
Как Достоевский рисует улицы города? Какие слова, образы, характеризующие мир можно выделить? Свет, бегут, елка в огнях, золотые бумажки, яблоки, дети нарядные, чистенькие, смеются, играют |
Учитель: Эти миры отличаются?Насколько?
Ученики: Противоположно.
ПРИЕМ КОНТРАСТА.
Учитель: Как встречает мальчика этотневедомый ему ранее мир? Как
Относятся люди?
Ученики: (зачитывают цитаты изтекста)
— Полицмейстер отвернулись (безразличие);
— Закричали, замахали, выгнали (равнодушие);
— Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть).
( Работас текстом « Господи, какой город» — распечатки на столах)
Учитель: Получается вся красота –это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться?
Ученики: Нет, он еще большезамерзает. ХОЛОДНО!
— Не мог согнуть красные пальчики
— На ручки дует
— ОДИНОКО, ЖУТКО.
Учитель: Холод в природе – норма,холод среди людей, в отношениях – это одиноко, страшно, жутко.
Мальчик остался в этом мире?
Ученики: Нет, убегает. Маленькийребенок уже не в силах бороться.
Учитель: Что происходит потом?
Ученики: Засыпает на улице.
Учитель: Что он видит?
Ученики: Елку.
Учитель: Сон это или явь?
Какова атмосфера того праздника? Ключевые слова, характеризующиенастроение, атмосферу праздника.
Елка–
Необыкновенной красоты, все блестит, сияет. Мальчики и девочки, как куколки, все целуют, радостно смеются. |
Учитель: Как вы думаете, зачем авторвводит этот эпизод в произведение?
Ученики: Чтобы были какие-либосветлые, радостные эпизоды.
Учитель: Нет, ребята, у рассказаособый жанр!
1. Святочный рассказ.
2. Важные условия.
Конечно, концовка рассказа грустная и реальная, но ведь поройтакова и жизнь. Самое главное – о чем помнить и что не забывать?
Ученики: Что нужно быть добрыми,милосердными.
Учитель: Только ли в Рождество?
Ученики: Нет!!
Учитель: Проблема актуальна тольково время Достоевского?
Ученики: Нет, сегодня тоже.
Учитель: У учащихся в ходе урокабыли индивидуальные задания:
1. Чтоя вижу в слове Доброта, (Милосердие и Всепрощение). Передайте свои ассоциации спомощью палитры цвета и ассоциаций.
Верьте в силу доброты ивсепрощенья,
Злу дорогу в жизни не давай,
Если друг тебя обидел,
Ты в ответ его не обижай,
Провинился друг и повинился,
Ты прими его как будто невзначай,
Дай ему надежду, примирись с ним,
Ты ему греха не поминай.
Дети, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На Земле ее не так уж много,
Быть стремитесь чище и добрей.
У каждого из вас на столе естьлисток обратной связи: Продолжите фразу: Сегодня на уроке я ___________________________
V. Элемент театрализации
(Со слов «…и вдруг забежал сам не знаеткуда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: Тут не сыщут,да и темно.
Присел он и скорчился, а сам отдышатьсяне может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножкивдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весьвздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: Посижуздесь и пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся,вспомнив про них, — совсем как живые!.. И вдруг ему послышалось, что надним запела его мама песенку. Мама, я сплю, ах, как тут спатьхорошо!
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, -прошептал над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это все его мама, нонет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним иобнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О,какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это онтеперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всёмальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают,все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он:смотрит его мама и смеется на него радостно.)
Верьте в силу доброты ивсепрощенья,
Злу дорогу в жизни не давай,
Если друг тебя обидел,
Ты в ответ его не обижай,
Провинился друг и повинился,
Ты прими его как будто невзначай,
Дай ему надежду, примирись с ним,
Ты ему греха не поминай.
Дети, я прошу вас ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На Земле ее не так уж много,
Быть стремитесь чище и добрей.
