X-PDF

Урок литературы Путешествие в мир сказок

Поделиться статьей

Открытый урок по литературному  чтению.

Тема:«Путешествиемир сказок»

Цельурока:

·        Развиватьнаблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания,умения анализировать, обобщать;

·        Формироватьпотребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;

·        Воспитыватьинтерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность иинициативу, культуру речи.

 

 

                                                               Ход урока

1.    Организационныймомент

2.    Постановкацели урока.

— Ребята,сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существованиеавтомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света– включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря идругое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказкаостаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том,что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки.И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами.Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.

1.    Актуализациязнаний.

— Ребята,мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок,нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

 Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебныхпревращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяцтрусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

 Есть ещё сказки про мужиков,солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

 Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя вдевицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца вкомара.

Литературныесказки. Это те, которыесочинили и написали писатели.

У каждогонарода есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные ипочти без волшебства.

Чему жеучит нас сказка? (ответыдетей)

Онанас учит добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.Учит понимать чужую беду.

Недаромвеликий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк –добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой,сказки помогают нам быть добрее.

Кто неверит – пусть поверит

Я любомугостю рад!

Открывая всказку двери

Приглашаювсе ребят!

1.    Работанад сказками.

— Ребята,сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр –самолёт. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковёр, мы отправимся впутешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, наддремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр – самолёт медленноопускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мыприлетели на станцию «Загадочная».

Станция «Загадочная» (выходит ученица)

Сказка,сказка, прибаутка

Рассказатьеё не шутка.

Чтобысказочка сначала,

Словнореченька журчала,

Чтоб кконцу и стар, и мал

От неё незадремал.

 Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовутАлёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Алёнушка и братецИванушка», «Гуси – лебеди»)

В корзинеу меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок.Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?

(ответыдетей)

1.    «Репка». 2.«Лиса и Журавль». 3. «Гуси – лебеди». 4. «Курочка – Ряба». 5. «Царевна –лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями)

7.«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 8. «Сивка – бурка». «Иван – царевичи серый волк».

А ещё уменя есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал этиписьма?

1.    Кто-то закого-то

Ухватилсяцепко:

— Ох,никак не вытянуть

— Ох,засела крепко.

Но ещёпомощники скоро прибегут:

Победитупрямицу дружный общий труд

Кто заселтак крепко?

Может это: (Репка).

1.    Спасите. Нассъел серый волк. (Козлята).

2.    «Несёт менялиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок).

3.    Что, надосказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим– сим откройся)

-Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа осамых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом,чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людями животным.

Учитель: Мы летим дальше. И Алёнушку мы берёмс собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется «Ты – мне, я – тебе».

— Сегодняребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовиливопросы.

(Ребятапо одному выходят к доске и задают вопросы к классу)

1.    Я – Иванушкаиз сказки «Гуси – лебеди». Скажите, какой зверь помог мне имоей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь)

2.    Я – Лисичка –сестричка из русской народной сказки «Лисичка– сестричка и волк». Ответьтемне на вопрос. Куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку)

3.    Я – Мороз –Синий нос из русской народной сказки «ДваМороза». Кого я морозил? (Барина)

4.    Я – падчерицаиз сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мнеДед Мороз? (Сундук)

5.    Я – Лисичка изсказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощалажуравля? (Манной)

6.    Я – Кот изсказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая: На чём я играл улисьей норы? (На гуслях).

— Покакому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).

Учитель: На ковре – самолёте мы летим дальше. Следующая станция называется «Сказочная». Отгадайте загадку:

 Не хожу ине летаю,

А попробуй, догони.

Я бываю золотая

Ну-ка,  в сказку загляни. (Золотая рыбка).

— Ктоотгадал, какая это сказка? (Авторскаясказка «Золотая рыбка»).

Инсценировкасказки «Золотая рыбка» (дети показывают сказку).

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)

Учитель: Мы летим дальше. Следующая станция – «Закончи пословицу».

В каждуюпословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни.В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится впословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите. (намёк, добрым молодцам урок)

— Трудчеловека кормит, а… (леньпортит).

— Разсоврал – навек… (лгуном стал).

— Ктодругих не любит, …(сам себя губит).

— Кончилдело, … (гуляй смело).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

— Человекот лени болеет, а …(от труда здоровеет).

— Худотому, кто … (добра неделает никому).

— Учисьдоброму, … (худое на ум непойдёт)

— Горька работа,… (да хлеб сладок).

К какойизвестной русской народной сказке подходит последняя пословица?

Русскаянародная сказка «Колосок».

Инсценировкасказки «Колосок» (дети показывают сказку).

— Чемуучит эта сказка? (Эта сказкаучит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)

Учитель: Ребята, мы летим дальше. Следующая станция – инсценировки сказки «Репка» (стараясказка на новый лад)

Автор: Сказка репка на новый лад.

Автор:Возле дома огород, бабка с внучкой у ворот. Жучка — хвост колечком, дремлет подкрылечком. На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет. Из открытого окнадеду музыка слышна: «На зарядку, на зарядку, становись!»

Дед:         У меня здоровье крепкое, посажу- ка лучше репку я.

Автор:     Лопату берёт, идёт в огород.

Бабка:            И у бабки без зарядки, слава

     Богу всё в порядке!

Автор:    Рот прозевает, сладко зевает.

 

Внучка:      В руку зеркальце  возьму,

     Губки алым подведу.

     Глазки я накрашу

     Тьфу, на зарядку вашу!

 

 Автор:    Вот и Жучка, вот и кошка их послушаем немножко.

Жучка:           Поиграем лучше в прядки

Кошка:          Обойдемся без зарядки.

Автор:    Жучка за кошкой гав гав гав.

     Выходит мышка в спортивных штанишках

           Футболка на теле, в лапкахгантели.

Мышка:       Раз и два! Три, четыре:

    Стану всех сильнее в мире.

    Буду в цирке выступать — бегемота поднимать.

Автор:   Бегает, прыгает, лапами дрыгает.

                         Возле дома сновадед, он большой тулупа нет.

Дед:            Ох,умаялся с утра

Бабка:           Да и мне на печь пора.

Внучка:      Клонит бедную ко сну!

     С понедельника начну.

Автор:    Из открытого окна даже музыка слышна «На зарядку, на зарядку, становись!»      На крылечке снова дед.

    Видит репку в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле репки

Дед:           Репка выше кепки

                         Эх, бульдозер бысюда, без него совсем беда!

Автор:  Тянет, потянет — вытянуть не может.

Дед:           Где ты бабка ?

Бабка:         Я сейчас

                         Ах да репкаудалась

Автор:  Бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянут не могут.

Бабка:        Как тянуть? С какого боку?

    Выйди внучка на подмогу!

Автор:   внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянут немогут.

  Внучка:     Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справится без Жучки.

Автор:   Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка зарепку тянут  потянут вытянут не могут.

Жучка:     Разбудить придётся кошку,

 Пустьпотрудиться немножко!

Кошка:        Мяу,мяу .

Автор:   кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка зарепку тянут потянут вытянут не могут.

 

Дед:           Мышку крикнуть бы на двор.

Кошка:      Мышку звать? Какой позор!

                      Мы пока и самикажется с усами.

Автор:    Тутиз норки мышка прыг, ухватилась за турник.

Мышка:      Чемтоптать без толку грядку-  Становитесь на зарядку.

                                        Музыка  (делают зарядку)

Мышка:      Стойте,повернитесь, выдохнуть, вдохнуть а теперь пора тянуть

Автор:  Вот и вытянули репку, мораль всей сказки такова, зарядку делайте сутра.

Все:               Каждый день зарядку делать, будешь сильным, будешь смелым!!!

Учитель: Подошло к концу наше весёлое и интересноепутешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошегоконца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался ипродолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такимисловами:

Пустьгерои сказок дарят нам тепло,

Пустьдобро навеки побеждает зло!

Нам пораулететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещёвстретимся в сказках. (Кдетям) Дети, становитесь наковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше ивыше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, наддремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайтеглаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаетесо своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.

Итогурока.

— Чтонового узнали вы сегодня на уроке?

— Для коготрудным был урок?

— Что вамособенно понравилось?

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет