X-PDF

Урок литературы в 5 классе.

Поделиться статьей

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОЛГОБУДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Урок по литературе в 5классе

«Волшебная сказка«Царевна-лягушка».

     

              

                                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                                                                     Остроцкая  Ангелина Игоревна

                                                                                                                                                     учительрусского языка и литературы

                                                                                                                          I квалификационной категории

 

 

 

2021 г.

                                           

Технологическаякарта урока

                                                                                                           

                                                                                                                                                                                

 

            Учебный предмет: литература

             Класс:5

             Автор  УМК: Литература5 класс В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин:

             учебник для общеобразовательныхучреждений: в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2012.

Тема урока:«Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Цель урока:научить давать характеристики героям, оценивать иобсуждать поступки и поведение сказочных героев, работать по                             содержаниютекста.

Задачи:  

1.      Формироватьумение анализировать текст художественного произведения

2.      Выработатьумение строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

3.      Формироватьумение делать выводы на основании самостоятельного анализа.

4.      Закрепитьнавык выразительного чтения по ролям.

 

 

 

Этап урока

Виды деятельности на уроке

Компетенции учителя

УУД

Результат

                                                                     Организационный этап (мотивационный)

1

1. Приветствие учащихся

Организационная: уметь создавать ситуацию мотивации к обучению («стартовое желание учиться»)

Вступительное слово учителя:

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку … (пять)

Личностные, регулятивные:

• умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

• установление целевых приоритетов;

• самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Личностные, регулятивные:

• выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению;

• соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующих функций познавательного мотива;

• осознание самого себя как движущей силы своего научения

2.Проверка готовности учащихся к уроку

 (предметное портфолио учащихся, закладки в книгах, рабочие тетради, ручки, карандаши)

Коммуникативно-образовательная: формировать атмосферу исследования, творчества, сотворчества

Познавательные:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• формулирование проблемы

Познавательные:

• умение переходить от одного вида общения к другому;

• умение видеть проблему;

• проявлять интерес к индивидуальному и коллективному творчеству

 

Коммуникативные: речевые действия (речевое отображение): описание, объяснение, доказательство, убеждение содержания планируемых действий для достижения цели, решения задач в форме громкой социализированной речи, в форме внутренней речи

Коммуникативные:

• умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

Технологии:  дифференцированный подход; индивидуально-личностное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап целеполагания: постановка целей и задач урока

2

1.Проверка Д/З

Учителем читаются либо слова героев сказки «Царевна – лягушка», либо их описание; учащимся необходимо определить, кто говорит эти слова в тексте, либо чье это описание:

— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь.

—  Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят.

—  Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали, как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

—  Катится он по высоким горам, катится он по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам.

—  Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Дело пытаешь или от дела лытаешь?

—  Снарядился, взял лук, да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою.

Как вы думаете, для чего мы с вами вспомнили героев сказки? Над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

Методическая: уметь включать учащихся в разные виды исследовательской, аналитической деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы

Личностно-регулятивные:

—  готовность к самообразованию;

—  определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивные:

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной и коллективной деятельности и сотрудничества с партнером;

 

Познавательные:

— формирование умения постановки и формулирования прблемы

— формирование умения делать выводы и  обобщения

— формирование умения производить отбор и вычленять нужную информацию

 

 

Познавательные:

— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации;

—  обнаруживать ценность или недостоверность информации, находить пробелы в информации и находить пути восполнения пробелов;

 — использовать приемы работы с учебной книгой

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать проблему.

Коммуникативные:

— строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами

—  умение учитывать и предвидеть разные возможные другие мнения;

— умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

 

Коммуникативные:

— использовать приемы работы с учебной книгой, аргументировать свой маршрут работы.

 

 

  Технологии: поэтапное формирование умственных действии; индивидуально-личностное обучение; первичное проектирование индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Этап актуализации знаний, умений, навыков

3

1. Фронтальная устная работа по схеме: вопрос – ответ – коррекция ответа другими учениками – самокоррекция.

— Что такое сказка?

— Чем отличается авторская сказка от народной?

— Какие виды сказок нам известны?

— Расскажите об особом построении сказок.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Для чего нужны  в сказках чудеса? Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках вам известны?

— Назовите любимые сказки и их героев.

— На какие две группы можно разделить сказочных героев? Назовите положительных и отрицательных героев сказки «Царевна – лягушка»

Образовательная: формирование понятий и организация своих и ученических действий на их основе

Личностно-регулятивные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их

— высказывать предположения на основе наблюдений.

— самостоятельно делать выводы

Личностно-регулятивные:

— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности;

— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Индивидуальное заранее подготовленное сообщение ученика о том, почему Василиса Прекрасная предстает пред нами в образе лягушки.

Коммуникативная: уметь определять и помогать учащимся формулировать цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций)

Познавательные:

• формирование навыков применения теоретических знаний

— формирование умения выстраивать верные и логически законченные высказывания

— преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

Познавательные:

правильно применять теоретические знания

— разграничивать основную и дополнительную информацию

— преобразовывать и сохранять информацию

Рефлексивная: уметь занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев

Коммуникативные:    реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности

Коммуникативные:

• аргументировать свою точку зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод, выбор;

 

 

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап освоения нового (исследовательский этап)

4

1.Работа в группах  с опорой на вспомогательные карточки – подсказки. Составление характеристик  героев сказки по опорным вопросам:

I гр — Василиса Премудрая

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

— Как выглядела царевна-лягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

— Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей?

— Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу?

II гр – Иван – царевич

— Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя жля своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

— Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

— Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

— Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?

III гр – животные–помощники

— С кем встретился ИЦ в пути?

— Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану?

— Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Методическая: включать в учебную деятельность в соответствии с намеченными результатами, учитывая индивидуальные способности учащихся к участию в самостоятельной и организации групповой (коллективной) деятельности

Личностно-регулятивные:

—  планирование – составление плана и последовательности действий;

 формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формирование опыта:

сотрудничества в совместном решении задач

—  соблюдать моральные нормы в отношении взрослых людей и сверстников в школе и дома, во внеучебных видах деятельности;

 

Личностно-регулятивные:

• устойчивый познавательный интерес;

• становление смыслообразующих функций познавательного, исследовательского, аналитического мотива

 

 

 

2.  Представление учащимися результатов проделанной работы; либо оценивание и дополнение, либо опровержение выступлений учащимися других групп.

 

 

 

 

 

Образовательная:     формирование навыков групповой работы с учебником;

 

актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Познавательные:

 поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— определение основной и второстепенной информации;

— построение логической цепи рассуждений

— выработка навыков индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

 

 

Познавательные:

• откликаться на содержание текста:

– связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями, полученными из других источников;

– оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

• откликаться на форму текста:

– оценивать не только содержание, но и форму, а в целом – мастерство исполнения

– использовать полученный опыт, информацию для обогащения предметных знаний, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном тексте

 

 

Коммуникативная: установление правил продуктивной коллективной работы учащихся и учебных действий на их основе

Коммуникативные:

 —  умение  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

—  уважительное отношение к партнерам, внимание к чужой личности;

—  интеграция в группу (пару) сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослым в условиях решения предметной задачи

Коммуникативные:

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные поставленной предметной задаче;

• строить монологическое контекстное высказывание;

• определять цель, функции участников, способы взаимодействия;

•формулировать вопросы;

• инициативно сотрудничать в поиске и сборе, обработке информации

 

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока;  дифференцированное обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап закрепления знаний (этап фиксации)

5

Физ. минутка

Проводится  стоя у парт, учащиеся изображают зверей:

— Шел, шел Иван-царевич и пришел в дремучий бор. Попался ему навстречу медведь косолапый. Не убил зверя ИЦ, пожалел.

— Идет он чистым полем, глядь, а над ним летит большой селезень. И его пожалел ИЦ, не убил.

— Идет дальше ИЦ голодный, а навстречу ему косой заяц «скачет». «Убью этого зайца»,-подумал ИЦ, но и его тоже не убил.

— Вышел царевич к синему морю, а там на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба, тяжело  ртом дышит. Бросил ИЦ щуку в море, а сам пошел вдоль берега за своим клубочком.

Вот и мы с вами побывали в сказке.

1.Прослушивание фонограммы актерского чтения отрывка сказки «Царевна – лягушка»

2.Чтение по ролям учащимися  отрывка сказки

Ребята, мы с вами дали характеристику героям сказки и прослушали ее исполнение актерами, давайте попробуем показать героев такими, какими мы с вами их увидели, попробуем передать черты характера персонажей при чтении по ролям.

3.Обобщающая беседа:

Почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным?

— Почему героиня сказки названа Василисой Премудрой?

— Действительно ли третий сын Иван – дурак?

— Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

— На основе прочитанной сказки, сделайте вывод, что в представлении русского народа было « хорошо и что такое плохо».

Образовательная:

• актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действия

Личностно-регулятивные:

• умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и коррекции их;

• самостоятельное применение знаний в новой ситуации;

• формирование и реализация навыков решения практической задачи индивидуальным и коллективным образом (составление текстов, материалов для устного ответа, сообщения; проведение самопроверки и взаимопроверки выполненной работы, редактирования текста и др.);

• рефлексия, коррекция, самокоррекция

Личностно-регулятивные:

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• выбирать альтернативные способы достижения цели и наиболее эффективный способ

Методическая:

включать в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа учащихся

Познавательные:

— формирование навыков чтения по ролям

— формирование навыков строить умозаключения на основе самостоятельного анализа

 

Познавательные:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации

— использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

 

Организационно-рефлексивная:

создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» (проблемных зон) учащихся в участии в самостоятельной и групповой деятельности

Коммуникативные:

• формулирование вопросов для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, учителем;

• адекватное использование речи для планирования и регуляции (коррекции) деятельности и результатов выполнения предметной задачи

Коммуникативные:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• владеть устной и письменной речью;

• строить монологическое контекстное высказывание

 

Технологии: анализ результатов поэтапного формирования умственных действий и реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; развивающее обучение, проблемное обучение, технология здоровьесбережения.

Этап урока

Проектирование выполнения домашнего задания (комментирования)

6

1. Проектирование (разъяснение) вариантов выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении («каждому по силам»):

—  определите структуру сказки «Царевна-лягушка».Заполните таблицу композиционных элементов  сказки «Царевна-лягушка»

Экспозиция

 

Завязка

 

Развитие сюжета

 

Кульминация

 

развязка

 

 

—  нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки, объясните свой выбор

—  подготовьте устные рассказы о Василисе Премудрой или Иване царевиче

—  подготовьте пересказ понравившегося эпизода сказки

2. Комментирование содержания памяток для:

• подготовки к пересказу текста

• определения структуры сказки

 

Образовательная: формирование навыков

самостоятельного выделения основной и дополнительной информации и работы с алгоритмами

Личностно-регулятивные:

• уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• формирование умений по самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий разного уровня сложности

Личностно-регулятивные:

• проявлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Методическая: ориентирование учащихся на применение памяток и алгоритмов к выполнению дифференцированного домашнего задания

Познавательные: формирование и реализация навыков составления лингвистического (предметного) портфолио с целью накопления вспомогательного материала, направляющего выполнение домашних, самостоятельных заданий и способствующего системной подготовке к итоговой аттестации учащихся

Познавательные: создавать и преобразовывать модели, схемы, алгоритмы, рекомендации для решения предметной задачи (написания, сочинения, составления плана, пересказа текстов публицистического стиля по типу речи рассуждение)

Рефлексивная: формирование умения рефлексии учебных действий и результатов обучения учащимися на основе комментирования учителем достижений учащихся и путей преодоления затруднений в выполнении задания

Коммуникативные: отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Коммуникативные: в процессе коммуникации точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

 

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока; дифференцированное обучение; индивидуально-личностное обучения,  технология здоровьесбережения

Этап урока

Этап диагностики и рефлексии

7

1. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сего дня не получилось, потому что …

Организационно-методическая: проектировать способы и формы индивидуально-личностной и коллективной учебно-образовательной деятельности на основе выявленных затруднений учащихся

Личностно-регулятивная: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Личностно-регулятивная: формировать программу личных достижений, преодоления проблемных зон в знании и способах деятельности

 

Технологии: анализ результатов реализации проекта индивидуального маршрута выполнения задач урока, технология здоровьесбережения

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1442

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет