Материалподготовлен учителем русского языка и литературы
ЧуприновойН.В. (г.Истра, Московская область)
Уроклитературы в 5 классе.
Тема:«Зимний фольклор».
Цели урока:
— Обобщить и систематизировать знанияобучающихся по теме «Устное народное творчество».
— Формировать представление оразнообразии малых жанров фольклора
Планируемыеобразовательные результаты
Личностные
умение быстрои слаженно работать в группе, самоконтроль;
воспитание интересак устному народному творчеству.
Предметные:
Знание понятияфольклор, основных особенностей фольклора; знание особенностей малых жанровфольклора, умение различать их; понимание значения малых жанров фольклора вречи.
Метапредметные:
развитие речи итворческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативнойкомпетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективнойдеятельности, развитие таких навыков обучающихся, как умение строитьсобственное устное высказывание)
Тип урока: комбинированный,обобщающий
Вступительное слово учителя.
— Дорогие ребята! Красота русской природыиздавна завораживала людей. В стародавние времена люди сочиняли сказки,пословицы и поговорки на зимнюю тему. Люди наблюдали за природой и погодой,включали эти наблюдения в устное народное творчество. Сегодня мы отправимся внебольшое литературное путешествие по фольклорным жанрам литературы, в которыхговорится о зиме.
Речевая разминка.
1.Скороговорки.
-Давайте вспомним, что такое скороговорка.
Скороговорка – это сочетание слов стаким подбором звуков, что их тредно произнести в быстром темпе не запинаясь.Они выполняли очень важную функцию: помогали научить ребенка быстро и отчетливоговорить.
-Попробуем произнести скороговорки.
1.Купили Вале и Вареньке
Варежки да валенки.
2. Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног.
Соньку в лоб. Все в сугроб.
2. Загадки.
— Ребята, а любите ли вы загадки? Почему?Чем они интересны?
Дайте определение загадки.
Загадка – жанр устного народноготворчества. Это словесное описание предмета или явления, которое нужноотгадать.
Загадки отражают окружающий мир человека.Мысль в загадках отражается не открыто, прямо, а переносно, и, чтобы догадатьсяоб ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Онизаставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его сдругими словами, находить в них сходство и различие.
— Прочитайте загадки, записанные у вас накарточках, и попробуйте их отгадать.
Летает наволе, да не птица. (Вьюга)
Всю зиму подкрышей висела —
Весной еёсолнышко съело. (Сосулька)
Бегут полозки, задрав носки. (Лыжи)
Без рук, без топорища
Построен мостище. (Лёд)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт — белого найдёт. (Заяц илиса)
Беленька собачка
В подворотню глядит. (Сугроб)
Разобрать с детьми различные сравнения,которые используются в загадках.
Творческое задание.
— Ребята, кто хочет попробовать сочинитьсвою загадку?
3. Поговорки.
— Что такое поговорки?
Поговорка — это краткое народноеизречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражаютзаконченной мысли.
Пословицы и поговорки появились оченьдавно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились кконкретному случаю.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Готовь сани летом, а телегу – зимой.
Мороз не велик, а стоять не велит.
У зимы брюхо велико.
Год кончается, а зима начинается.
Зимой морозы, а летом грозы.
Летособирает, а зима поедает.
В зимний холод всякий молод.
Зимой льдом не дорожат.
— Ребята, а чем же отличаются пословицы отпоговорок?
Пословица –меткое народное изречение, содержащее мораль и поучение.
Без труда не выловишь и рыбку изпруда
Век живи, век учись.
Поговорка– образное, крылатое выражение, передаёт эмоциональное отношение к сказанному(меткую характеристику)
Здоров как бык
Как правило поговорка — лишь краткаяфраза, словосочетание (мал, да удал, медвежья услуга)описывающие конкретную ситуацию или объект.
Пословицей же обычно считается законченноепредложение со смыслом, выражающей народную мудрость или примету.
4. Русская народная сказка.
— Переходим к всеми любиму жанру – русскойнародной сказке.
Русская народная сказка (до XVII векабаснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа,преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характерас установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основныхжанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта,обычаев, порядков.
— Ребята, сегодня мы с вами вспомним русскуюнародную сказку «Лиса и волк». Расскажите ее, посмотрев на иллюстрацию.
Разбор художественного своеобразия сказки.
— Есть ли присказка в сказке? Назовите.
— Завязка. Развитие. Развязка.Характеристика героев (на основе ранее изученного материала).
Итог урока.
— Какие жанры мы повторили?
Рефлексия.
Литература:
Егорова Н. В. Поурочные разработки политературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению.Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019,стр. 64.
Еремина О. А. Литература: занятияшкольного кружка: 5 класс / О. А. Еремина. — М.: Энас, 2007.
https://urok.1sept.ru/articles/677474
