Урок литературыв 7 классе.
Л. Н. Андреев«Кусака». Слово о писателе.
Ход урока:
I. На доске запись. Найти общее между рассказами.
И.С.Тургенев «Муму», А. П. Чехов «Каштанка», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», «Лев исобачка», «Бешеная собака», Л.Н.Андреев «Кусака».
Во всехпроизведениях собака – верный, добрый и ласковый друг человека, надёжный егозащитник.
II. Работа по темеурока.
1.Рассказ учителя описателе.
Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». |
Леонид Николаевич Андреев – один из самых ярких, своеобразных писателей начала ХХ века. Родился Л.Андреев в августе 1871 года в городе Орёл, где прошли его детские и юношеские годы. Он вырос в типично провинциальном, патриархальном быту. Отец его был землемером, окончившим трёхклассное уездное училище. Большая семья (4 брата, 2 сестры) жила скромно и скудно на одной из окраинных улиц, населённых беднотой. Андреев был гимназистом 6 класса, когда умер отец. Поэтому впечатления от окружающей жизни были, в основном, тяжелые. |
В 1897 году оканчивает юридический факультет Московского университета, получает должность помощника присяжного поверенного (в царской России – адвокат). В апреле 1898 года печатает рассказ «Баргамот и Гараська», который прочитал М. Горький, разглядел подлинный талант, разыскал его и привлек к сотрудничеству в авторитетных журналах. Этот рассказ Андреев считал подлинным началом своей литературной деятельности. Бездомный, жалкий Гараська – один из тех «маленьких людей», с которыми мы знакомы по произведениям А. Чехова. |
С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем. |
Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902). В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха. Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. |
В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии. |
Рассказ «Кусака» былнаписан более 100 лет назад, в 1901 году.
-Все живое на земле имеет одну и ту же душу, все живоестрадает одними и теми же страданиями. (Л.Андреев)
V. Анализ произведения
– Каков жанр «Кусаки»?По каким признакам его можно определить?
– Какова тема рассказа? (Тему определяет заголовок рассказа: историявзаимоотношения собаки и людей. Кусака – имя, данное собаке людьми.)
– Близка ли эта тема вам?
– Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы её обмануть,предать?
– Какова композиция рассказа «Кусака»? (Кольцевая, первая и пятаячасти перекликаются между собой.)
– Как можно озаглавить каждую из частей рассказа? (Вместе с ученикамисоставляется план).
2. Комментированное чтение (по ходу чтенияозаглавливаем части рассказа).
1 глава. Жизнь собаки до встречи с дачниками.
— Почему Кусака боялась людей?
2 глава. Как Кусака получила свое имя?
— Как Кусака выражала свою ненависть?Зачитаем.
3 глава. «Всею своей собачьей душой расцвелаКусака».
— Отчего расцвела Кусака?
— Как относилась Леля и другие дети к Кусаке?
— Как Кусака выражает любовь?
4 глава. «Кусаку придется оставить».
— Почему Кусаку не взяли в город?
5 глава. Снова одиночество.
— Почему выла Кусака?
Работа по группам.
1. – Кто главный герой рассказа? |
2. – Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Показ жестокости, бесчеловечности людей.) |
3. – Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.) |
4.– Какой теперь мы видим Кусаку? ( Записываем в правую сторону тетради словесный ряд: всей…душой расцвела; было имя, стремглав неслась, изменилась; длинная шерсть…стала лосниться, как атлас; выбегала, важно осматривала). – Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»?
|
– Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.) |
– Почему собака выла? |
— Какие чувства вызвал в Вас рассказ? — Что вы думаете о дачниках? — Отчего люди делались «еще добрее», чем были? — Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь детей? (Сначала «грязная и некрасивая», затем изменилась до неузнаваемости и в конце – вновь «промокшая, грязная».) — Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним? — Как меняется пейзаж на протяжении рассказа? Какое значение это имеет? Зачитаем отрывок из пятой главы: «Поднялся частый дождь…» — Как реагировала собака на отъезд дачников? — Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе? — Если бы собака жила в других условиях, была бы у нее та же кличка? |
Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился. Представленная информация была полезной? ДА 58.78% НЕТ 41.22% Проголосовало: 1014 |
IV. Итог урока.
— Кто же виноват в одиночестве Кусаки?
Главная мысль рассказа – любить все живое,сострадать ему. Равнодушие, жестокость по отношению к природе недопустимы.
V. Домашнее задание:
1. – Кто главный герой рассказа? – Какое ключевое слово выражает отношение между собакой и человеком? |
– Как к ней относились дети, взрослые? (Зачитываем из текста). |
3. – Выделите пейзаж из второй части рассказа. (Зачитываем из текста.) – Какой теперь мы видим Кусаку? – Почему у Кусаки не «выпарился» до конца страх, почему она «ждала побоев»? — Что вы думаете о дачниках? |
4. – Какое настроение создает описание пейзажа в начале четвертой части? (Зачитываем из текста.) — Как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь детей?
|
5. – Почему Кусаку не взяли в город? — Как реагировала собака на отъезд дачников? — Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним?
|
6. – Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? |
7. – Почему собака выла? |
8. – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».) |
Зачитаем отрывок из пятой главы: «Поднялся частый дождь…»
|
10. — Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе? — Если бы собака жила в других условиях, была бы у нее та же кличка? |
Андреев Леонид Николаевич родился 9(21) августа в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать. Читал много, «все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891 году. |
Леонид Николаевич Андреев – один из самых ярких, своеобразных писателей начала ХХ века. Родился Л.Андреев в августе 1871 года в городе Орёл, где прошли его детские и юношеские годы. Он вырос в типично провинциальном, патриархальном быту. Отец его был землемером, окончившим трёхклассное уездное училище. Большая семья (4 брата, 2 сестры) жила скромно и скудно на одной из окраинных улиц, населённых беднотой. Андреев был гимназистом 6 класса, когда умер отец. Поэтому впечатления от окружающей жизни были, в основном, тяжелые. |
В 1897 году оканчивает юридический факультет Московского университета, получает должность помощника присяжного поверенного (в царской России – адвокат). В апреле 1898 года печатает рассказ «Баргамот и Гараська», который прочитал М. Горький, разглядел подлинный талант, разыскал его и привлек к сотрудничеству в авторитетных журналах. Этот рассказ Андреев считал подлинным началом своей литературной деятельности. Бездомный, жалкий Гараська – один из тех «маленьких людей», с которыми мы знакомы по произведениям А. Чехова. |
С раннего детства много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». В юности он не думал стать писателем. |
Сюжеты многих произведений подсказаны жизнью, например сюжет рассказа «Петька на даче» (1899). В 1889-1899 годах появляются новые рассказы, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», в которых показан интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. Успех писателя был огромен, особенно среди молодежи. Андреева волновало отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность – рассказ «Город» (1902). В 1904 году, в период начала русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех». Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха.Во время революции 1905 года Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером.Его сомнения отразились в его творчестве – пьеса «К звездам», рассказ «Так было». |
В 1910-е годы ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием. Последнее крупное произведение, написанное под влиянием мировой войны и революции, – «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он понимает, что революция породила разгул жестокости и насилия. Он жил в это время с семьей в Финляндии и в декабре 1917 года оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 года от сердечного приступа в деревне Нейвола в Финляндии. |