Тема урока: Связь умножения и сложения
Цели: вспомнитьсмысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решатьзадачи и уравнения изученных видов.
Планируемые результаты: учащиесянаучатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратныеим задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ход урока
I. Организационныймомент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
Три ученика у доски решают уравнения.
37-х=25 35 + х =72 х-34 = 34 2. Работа с именованными числами
— Сравните. Поставьте знаки >, < или =.
3 см 5 мм О 35 мм 1 м О 99 см
4 дм 6 см О 2 см 9 дм О 2 м
60 см О 6 дм 6 см 2 мм О 62 см
3. Устный счет
— Чему равна сумма чисел 36 и 57.
— На сколько 26 больше 34.
— 35 уменьшить на 12
— Вычитаемое 29, разность 37. Чемуравно уменьшаемое?
— Первое слагаемое 26, сумма 94. Чему равно второе слагаемое?
— К какому числу нужно прибавить 79, чтобы получилось 90?
— На сколько нужно уменьшить 70, чтобыполучилось 68?
— Какиенеизвестные компоненты находят сложением?
— Какие неизвестные компоненты находятвычитанием?
III. Самоопределение к деятельности
— Вычислите.
18 + 16 + 12
45+17 + 13 + 5
3+3+3+3+3
— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя,т.к. складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)
— Каким действием мы можем заменить сложение одинаковыхчисел? (Умножением.)
— Замените. (2 •6 = 12)
— О чем говорит первое число? (Какоечисло является слагаемым.)
— А второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке?(О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа потеме урока . Работа по учебнику
— Прочитайте задание рядом с краснойстрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какоечисло повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)
— Замените произведение суммой ивычислите. (6+6+6 = 18.)
— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковыхчисел.)
№ 1 (с. 18 .(Устноевыполнение задания)
— Как вы считаете, почему во всехпримерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)
— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первоечисло — какое число повторяется, а второе — сколько раз оноповторяется.)
№2 (с. 18).
— Что нужно сделать в задании? (Сравнитьвыражения.)
— Чем интересны эти записи? (Слевазаписаны суммы, справа —произведения.)
— Что нам нужно сделать, чтобы сравнитьэти выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)(Проверка.Дети по одному называют знаки и доказывают свой выбор.)
Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 +404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа — 5 раз,значит, ставим знак <.
№3(с. 18).(Устноевыполнение.)
— Прочитайте равенство к первомурисунку. Докажите, что оно верное.
(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры.4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всегостолбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того жепрямоугольника.)(По аналогично дети комментируют другие равенства.)
V. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре пять,
Хомка сильным хочет стать.
VI. Закреплениеизученного материала Работа по учебнику
№4 (с. 18).
— Какие задачи называются обратными? (Когдаизвестное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)
— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 3 гнездахпо 2 птенца. Сколько всего птенцов?)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 3x2 = 6 (п.). Ответ: всего 6 птенцов.
— Составьте задачу, в которой нужноузнать, сколько гнезд. (Вывелись 6 птенцов, по 2 в каждом гнезде. Вскольких гнездах вывелись птенцы ?
— Каким действием решаем задачу? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.
Решение: 6:2 = 3 (г.).
Ответ: птенцы вывелись в 3 гнездах.
— Составьте задачу, в которой нужноузнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 3 гнездах вывелись 9 птенцов,причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждомгнезде ?)
— Каким действием решается задача? (Делением.)
— Сделайте схематический рисунок ирешите задачу.
Решение: 9:3 = 3 (п.).
Ответ: вкаждом гнезде было 2 птенца.
№6 (с. 18).(Самостоятельноевыполнение задания по вариантам. Два ученика работают на откидной доске.Проверка. Самооценка.)
VII. Рефлексия
Выполнение задания в рабочей тетради
№2 (с. 8).(Самостоятельноевыполнение. Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке. (Надоске зелёная банка меда, жёлтая и красная. Учащиеся садят своих пчёлок набанки с медом. Зелена: все понял, жёлтая: понял, но не всё. Красная: былосложно. Ничего не понял).
VIII. Подведениеитогов урока
— скажите, сто такое умножение?
— Что показывает первое число в записиумножения? Что показывает второе число?
— Чем запомнился вам этот урок?
Домашнее задание
Учебник: выполнить задание № 5 (с. 18).