Урок математики в5 классе.
Тема: Доли и дроби. Хлебблокадного Ленинграда.
Цель: закрепление понятия доли и дроби, способствовать развитиюнавыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитаниепатриотизма на примере героического прошлого народа, воспитание бережногоотношения к хлебу.
Оформление: эпиграф урока «Хлеб — всей жизни голова». Хроника ВОВ,иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока .
Ход урока.
1. Устныйсчет.
1) Задача. Когда вы приходите послешколы домой, самое приятное, что ждет вас дома?
— Это запах готовящийся пищи, запахсвежего хлеба.
-Если мама на ужин испекла вкусныйпирог, какая твоя, доля пирога?
Ответы детей.
2) Вычислите устно:
от 54 дней,
от 248 лет,
от 1800 ночей?
2. Сегодня, 27 января 2020 года,исполняется 77 лет со дня прорыва блокады города – героя Ленинграда, котораяпродолжалась 900 дней и ночей.
В сентябре 1941 года в итогежестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожскогоозера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.
Предполагавший город взять с разбега.
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь враг: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шел за ними следом.
В условиях блокады самым сложнымоказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой. Запасы в городетаяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. Норма хлебабыла низкой и ничтожно малой: рабочие получали лишь по кг =? г, а служащие, иждивенцы и дети —по
кг =? г.
Муки в этомхлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было единственноепитание ленинградцев.
Сколько будет кг,
кг? Этобыли самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.
3. 30 лет хранился кусок блокадногохлеба в семье Карпушиных. Надкусив свою последнюю норму хлеба, на руках уматери умирает младшая дочь. Несмотря ни на что, мать сохранила этот кусок впамять о страшных днях блокады. Через 30 лет ее внучка передала его в музейучилища, где сама обучалась.
Начертите прямоугольник со сторонами5 и 8 клеток тетради и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградскогоребенка.
4. Враги надеялись, что тяжелые лишенияпробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих порпомнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминанияшкольниц (читают дети).
« Помню, в булочной мне сделалосьплохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в рукуупавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».
«А мне запомнилось, как в страшнуюзиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. Илюди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходямимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -попять — десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мыдумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Онарассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, котораяплачет и просит есть. Этот хлеб для нее».
900 днейв условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно месяцев и лет?Однажды сталавыходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановитьпечь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколькожизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез вгорячую печь.
