X-PDF

Урок математики во 2 классе Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Поделиться статьей

Технологическаякарта урока

 

Предмет, класс,  УМК, автор учебника

Математика, 3 класс, УМК «Школа России», М.И. Моро,

М.А. Бантова  «Математика»,  М.: «Просвещение», 2014 г.

Учитель

Калянова Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ №76 «ШБ»

Характеристика класса

Характеристика учебных возможностей учащихся класса, для которого проектируется урок: В классе обучается 26 детей. Из них 18  мальчиков, 8 девочек.  Учащиеся данного класса активны и подвижны. В основном со средними способностями, есть учащиеся с низкой учебной мотивацией и проблемами поведения. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы средний.  

Средний балл класса 3,5.

Тема урока

Решение задач на увеличение числа в несколько раз

Тип урока

Открытие нового знания

Дидактическая цель

 

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний

Задачи урока

·                    Познакомить учащихся с задачами на увеличение числа в несколько раз, организуя самостоятельное наблюдение за изучаемым материалом; упражняться в решении задач.

·                    Отрабатывать математические навыки, умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.  Развивать любознательность, память, мышление, внимание.

·                    Воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в группе, интерес к математике.

Планируемые результаты

Предметные: 

—  научить записывать и решать задачи на увеличение числа в несколько раз;

— представлять задачу в виде рисунка.

 

Личностные:

 — развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

 — проявлять внимание и уважение к одноклассникам в разных социальных ситуациях;

 — объективно оценивать собственную и коллективную деятельность.

 

Метапредметные:

Регулятивные:

совместно с учителем принимать и сохранять учебную задачу

составлять план решения задачипроговаривая последовательность выполнения действий;

применять установленные правила при планировании способа решения задачи;

сравнивать с образцом.

Познавательные:

— делать выводы на основе обобщения;

учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами;

— делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

— слушать и понимать речь других; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Методы обучения

Технология деятельностного метода обучения.

Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.

Средства обучения

Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова  «Математика», геометрический материал, карточки для парной и  групповой работы, электронное приложение к предмету «Академия науки», презентация.

 

 

Ходурока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.

Математика пришла,                                                                                                 Слайд 2

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

Мы научимся решать.

Ребята, великий писатель Максим Горький сказал:

«Всегда – учиться, всё – знать!

Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь».

−А можно ли эти слова отнести к вам?

− Как связаны эти слова с нашим уроком?

− А вы хотите стать более успешными  в знаниях?

Тогда подарите улыбку друг — другу и пожелайте удачи!

— Я Вам желаю успехов сегодня на уроке!

 

Читают стихи

Погружаются в рабочую атмосферу.

 

Эмоционально настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛУУД: развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения

 

 

 

 

 

 

 

КУУД: участвуют в учебном диалоге, аргументируют свою точку зрения

2.    Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует деятельность по повторению пройденного материала.

Порешаем задачи в стихах. Взаимооценка (Записывают на листочках)

Старичок-боровичок всю семейку вывел

На прогулку во лесок всех он их приметил

А грибки-боровички быстро разбежались

6 под кустик, 3 за пень, а 4 в травку.

Их искать для старичка, что в стогу булавку.

Кто быстрее всех решает, и грибочки сосчитает?

 

На лесной поляне 2 дубочка пляшут, 3 берёзки, 2 сосны и 4 клёна.

Посчитать ты можешь, сколько деревьев в танце кружат?

 

Белка на елке грибочки сушила, песенку пела и говорила: 
«Мне зимой не знать хлопот, потому что есть грибок: 
Белый, рыжик, два масленка,  три веселеньких опенка. 
Подосиновик велик, этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть. Ты попробуй все их счесть!»

Коля с мамой в лес ходил, там грибы он находил.

А когда домой пришел, все грибы сложил на стол.

Тут сестренка его Оля принялась считать их вскоре.

Вы, ребята, вместе с Олей сосчитайте грибы Коли:

3 лисички, 5 маслят, боровик и 6 опят.

 

— На какую тему задачи?

Ребята, расскажите мне, как правильно вести себя в лесу?

                                                                                     

Создаёт проблемную ситуацию.                                          Слайд 6       

Ребята,  Боровичок прислал нам письмо:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,

Не люблю решать задач.

Потому что нет удачи

На проклятые задачи.

Может быть, учебник скверный,

Может быть, таланта нет,

Не могу открыть секрет:

Как задаче дать ответ…

— Помогите мне, ребята,

 разобраться в решении задач!

−  Поможем, ребята?                                                              Слайд 7

   Поработаем с задачами                                            

№1. В одной лодке 6 человек, а в другой на 2 человека больше. Сколько человек во второй лодке?

№2. В одной лодке 6 человек, а в другой в 2 раза больше. Сколько человек во второй лодке?   

Прочитайте первую задачу, решите устно.

Назовите решение задачи.

− Почему  первая задача решается сложением?

Прочитайте вторую задачу, запишите её решение на карточку

— В чем разница между этими задачами?

 

 

 

 

Записывают ответы на карточки и оценивают друг друга по шкале.

 

(6+3+4=13)

 

 

 

(2+3+2+4=11)

 

 

(1+1+2+3+1+6=14)

 

 

(3+5+1+6=15)

 

 

 

 

— Лес

-Не ходить без взрослых в лес

— Не уходить далеко от взрослых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают задачи записывают ответы на   карточке.

 

 

 

Отвечают на вопросы:

− В  условии задачи сказано на  2 человека больше, поэтому её решаем сложением.

Дети затрудняются записать решение второй задачи.

В первой на два раза больше

Во второй в два раза больше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД:

учиться устанавливать связи между данными и искомыми величинами, делают выводы на основе обобщения

 

 

 

 

 

 

 

3.           Выявление места и причины затруднения.

 

— Ребята, сможем ли мы помочь Боровичку.

 

 Формулирование темы и учебных задач урока.                                                                

−  Определите тему урока.

−  Тема урока «Задачи на увеличение числа в несколько раз ».

−  Какую поставим  цель урока?

 

Высказывают предположения – можем ли помочь Боровичку.

Фиксируют затруднение – не можем, не хватает знаний.

— Нет. Мы не умеем решать задачи, где в условии сказано в 2 раза больше.

— Мы еще не знаем правила решения таких задач.

 

Учащиеся называют тему урока «Решение задач, где в условии есть слова в 2 раза больше».

Ставят перед собой задачи:

Научиться  решать задачи на увеличение числа в несколько раз.

—  научиться  записывать решение в тетрадь.

 

 

 

РУУД:

совместно с учителем принимают и сохраняют учебную задачу

 

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует практическую работу в парах с геометрическим материалом.                                                                               Слайд 8-9                

а)  Рассмотрите рисунок с геометрическими фигурами.

 − Сколько квадратов выложено в первом ряду?

 − Сколько раз по 2 кружка выложено во втором ряду?

 − Каких фигур больше?

 В  этом случае говорят, что кружков в 3 раза больше, чем квадратов, а квадратов в 3 раза меньше, чем кружков.

 

б) Положите 4  квадрата в первый ряд, а во второй ряд 2 раза по 4 кружка.

 −Что можно сказать о кружках?

− Что можно сказать о квадратах?

                                                                                                 Слайд 10

в)  Положите в верхний ряд 5 треугольников, а в нижний ряд в 2 раза больше квадратов.

 − Объясните, как это нужно выполнить.

 −  Как узнать, сколько квадратов?                                    Слайд 11

 −  Каким действием находим число, которое в несколько раз больше данного?

  

Сформулируем вывод, добавляя пропущенные слова.    Слайд 12       

При …………..числа в несколько раз, надо его ……… на количество раз.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

— Откроем тетрадь.Запишем число и классная работа

Вернемся к задаче, которую  не смогли решить в начале урока.

− О чём говорится в задаче?

− Что говорится в задаче про 1 лодку?               

 − Что говорится  в задаче про 2 лодку?

 − Что значит в 2 раза больше? .  

− Какой вопрос в задаче?

− Каким действием решаем задачу?

Запишите решение задачи в тетрадь.

 

Возвратиться к письму от Боровичка.                                        

 − Ребята, о чём нас просил Боровичок?

 − Узнали мы вместе с Боровичком, каким способом  решаются новые задачи?

− Каким действием  решаются задачи на увеличение числа в несколько раз?

— А для чего нам это знать?

Физкультминутка.                                                                Слайд 13       

 

Называют правила работы в парах.

Выполняют задания с геометрическим материалом.

а) Отвечают на вопросы:

— В первом ряду выложено 2 квадрата.

— Во втором ряду выложено 3 раза по 2 кружка.

— Больше кружков

 

 

б)  — Кружков в 2 раза больше, чем квадратов.

— Квадратов в 2 раз меньше, чем кружков.

 

 

в) — Надо в нижний ряд положить 2 раза по 5 квадратов.

        5 ∙ 2 = 10

— Действием умножения

 

 

Формулируют правило.

 

 

Открывают тетради

— О лодках.

— В ней 6 человек.

 

 

 

Определяют, каким действием решается задача. Записывают решение в тетрадь.

Проверяют по эталону.

Самооценка.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД:

учатся устанавливать связи между данными и искомыми величинами;

делают выводы на основе обобщения

 

 

 

 

РУУД:

учатся составлять план решения задачи

 

 

 

 

5.Реализация построенного проекта.

Организует работу в парах на индивидуальных компьютерах. Электронное приложение «Академия наук». Задание №1 —-Вставьте пропущенные цифры

-Каким действием решали ?

-Почему умножением?

 

-Значит, каким действием будем решать задачи, если в условии сказано в несколько раз?

 

Физкультминутка для глаз

Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром.

Выполняют работу – вставляют пропущенные цифры .

Первая пара выходит к доске и доказывают свой выбор решения задания.

Потому, что увеличивали в 2 и 3 раза

 

КУУД:

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

6. Первичное закрепление нового способа действия с проговаривание во внешней речи.

 

 

Организует практическую работу в группах.   Слайд 14-15       

Я предлагаю вам решить задачи в группах

1,4 Группа.

Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили?

2,5 группа

У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины?

3 ,6 группа

Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?

Подведем итог:

— На какое действие выполняли задачи?

— Почему выбрали это действие?

Называют правила работы в группе.

1.Читает задачу

2.Предлагает и записывает решение

3.Называет ответ

4. Отвечает

 

5*3=15 (м)

Ответ: 15 красных мячей купили

 

 

7*2= 14 (руб.)

Ответ: 14 рублей у Полины

 

 

 

8*3 = 12 (гр)

Ответ: 12 опят собрал Коля в лесу.

 

-На умножение

— Если в задаче говориться в несколько раз больше, значит она решается умножением.

КУУД:

слушают и понимают речь других; сотрудничают с одноклассниками при работе в группе

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Организует самостоятельную работу  с проверкой по эталону                                                   Слайд 16-17       

Вам нужно записать её решение и ответ в тетрадь.

                                                                                     

Самооценка

Решают задачи по вариантам

Проверяют по эталону.

 

 

 

Оценивают себя по шкале.

РУУД: применяют установленные правила при планировании способа решения задачи; сравнивают с образцом

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Мы открыли новое знание?

Достигли ли вы цели?

Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

 

Поднимите руки те ученики, кто получил сегодня высокие оценки, получают «5»,

Поднимите руки , у кого есть средняя оценка . получают «4»

 

Перед вами «Дерево успеха». Оцените свою деятельность на уроке и  прикрепите свой листок на ветке дерева.  

 

Зеленый лист – работал хорошо, все понял

Желтый лист – работал, не все понял, нужно тренироваться

Красный лист – не  все понял

 

Домашнее задание № 5 (решить примеры), кто хочет дополнительные баллы придумать задачу на увеличение числа в несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

 

 

 

Оценивают работу .

Записывают домашнее задание.

ПУУД:

делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

ЛУУД: осмысливают причины успеха в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа

 

Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

4 группа

 

Купили 5 зеленых мячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

2 группа

У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

5 группа

У Вани 7 рублей, а у Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

3 группа

Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

6 группа

Коля собрал в лесу 8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?

Решение:________________________

Ответ:___________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,4 Группа.

 

2,5 группа

 

3 ,6 группа

Коля собрал в лесу8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?

1,4 Группа.

Купили 5 зеленыхмячей , а красных в три раза больше. Сколько красных мячей купили?

2,5 группа

У Вани 7 рублей, ау Полины в два раза больше. Сколько денег у Полины?

3 ,6 группа

Коля собрал в лесу8 лисичек, а опят в три раза больше. Сколько опят собрал Коля в лесу?

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет