X-PDF

Урок «Морфологический разбор глагола»

Поделиться статьей

Конспект урока по русскому языку    в 4 А классе

Тема урока:«Морфологический разбор глагола»

Тип урока:введение нового знания

Цель:осмысление морфологических признаков глагола, его роли в предложении, тексте.

Задачи:

Обучающие:

закрепить имеющиеся знания о глаголах; проанализировать иосмыслить все признаки глагола.

Развивающие: развивать мышление, память, устную и письменную речь,внимание;

развивать умения сравнивать, обобщать;

развивать фонематический слух, мотивацию к усвоению учебногоматериала;

развивать умение слушать товарищей, работать в паре.

Воспитательные: воспитывать любовь к учению, формироватьстремление к получению новых знаний, воспитывать умение работать в коллективе.

Здоровьесберегающие: работа по предупреждению и сохранениюздоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, поддержание интереса к учебе иснижение утомляемости.

Планируемые  результаты :

– умение отвечать на вопросы учителяпо содержанию изученного;

– выделять, осмысливать морфологические признаки глагола;

выполнять морфологический разбор глагола.

Метапредметные результатаы :

РегулятивныеУУД:

определять и формулировать цель деятельности науроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий науроке;

–учиться высказывать своёпредположение (версию) на основе работы с изучаемым материалом;

Познавательные УУД:

закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи;

— совершенствование умений правильно выполнять морфологическийразбор глаголов;

— закрепление навыков грамотного письма.

Коммуникативные УУД:

формирование правильной речи;

— обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли вправильной форме;

–– учиться работать в паре.

Личностныерезультаты:

-оценивать поступки в соответствии с определённойситуацией;

формируеммотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности.

Оборудование: компьютер,проектор, учебник, письменные принадлежности, карточки со словами, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-За окном прекрасная погода. В нашем классе тепло и уютно, многогостей и наши друзья Маша, Миша и Анишит –Йокоповна. Покажите ваше настроениеусловным знаком (большой палец вверх, вниз или горизонтально).

— Я надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока, аневажное изменится. Откройте тетради. Запишите дату. (Слайд1)

2.Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

-Миша нам приготовил задание. Найдите и запишите лишнюю букву.

(Наслайде 2 появляются буквы, дети выбирают и записывают лишнюю букву, даютобъяснение)

ЯЕУИ– (у – дает твердость согласному)
НЛДМ –(д – парная)
СЗКА – (а – гласная)
ТРЧП – (ч — всегда мягкая)
ОИАЭ– (и – дает мягкость согласного)

-Посмотрите на буквы, прочитайте.

-Я и все гости желают вам удачи!

3.Актуализация знаний

-Маша нам приготовила красивое стихотворение (Слайд 3), прочитайте.

Какиеслова пропущены? Что они обозначают? А какая часть речи обозначает действия?

Осень

А. С. Пушкин

Октябрь уж … — уж роща …
Последние листы с нагих своих ветвей;
… осенний хлад — дорога …
Журча еще … за мельницу ручей…

(Ребенок читает наизусть стихотворение)

Осень

А. С. Пушкин

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

-Как вы думаете, какая сегодня тема урока? А цель урока?

(Детивысказывают свои предположения)

-Действительномы будем говорить о глаголе, обобщим знания по теме «Глагол»,

Составлениекластера на партах и доске

(Построениелогической цепи рассуждения. Использование символических средств)

-Ребята, из карточек со словами, которые вы видите у себя на парте и на доске,выберите все, что связано с глаголом и составьте кластер.

ГЛАГОЛ

самостоятельная часть речи

служебная часть речи

предмет       признак        действие

Кто? Что?   Какой?   Какая?    Какое?   Какие?     Что делает?

Что сделает?  Что сделал?       Что делать?

Одушевлённое       неодушевлённое

Собственное нарицательное

Ед. ч                          мн. ч

Ж. р.  М. р.  Ср.р.

1л.      2л.       3 л.

Н.в.          П.в.        Б.в.

(Ученики работают в парах, выбирают нужные карточки и составляюткластер на парте. Затем проверка с составлением кластера на доске)

-Молодцы ребята! Вы верно выбрали то, что относится к глаголу.

— С какой целью выполняли задание? Какой вывод о глаголе мы можемсделать?

Вывод: Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначаетдействие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? Глаголыизменяются по временам, числам, лицам и родам в прошедшем времени. Имеют 1 или2 спряжение. В предложении бывают сказуемым.

— Посмотрите на слайд 4 и подумайте, какое задание можетепредложить классу?

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осеннийхлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

( Высказывание детей:

 1.Датьхарактеристику предложению.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

2.Выполнитьсинтаксический разбор предложения.

3.Указатьу имён сущ-х, прилагательных  и глаголов морфологические признаки.)

4.Применениеновых знаний

-Атеперь я предлагаю поработать с глаголами. Объясните орфограммы в подчеркнутыхсловах. Выпишите их столбиком.

Наступил

Отряхает

Дохнул

Промерзает

Бежит

-Какаяэто часть речи? Что помогает определить время глагола? Укажите время данныхглаголов. Запишите через черточку Н.ф. с вопросом.

Наступил– что сделать? наступить

Отряхает– что делать? отряхать

Дохнул– что сделать? дохнуть

Промерзает– что делать? промерзать

Бежит– что делать? бежать

           

-Так как мы говорим о морфологических признаках глагола, кто назовет тему урока?(Морфологических разбор глагола)

5.Физминутка

-Нопрежде, чем продолжить, немного отдохнем и поиграем. Я называю глаголы, а выхлопаете, если он в Н.вр., топаете – в П. вр., прыгаем – в Б. вр,

приседаем– в Н.ф. (Слайд 5)

Побегу,сбежал, бегает, обрадовал, постирает, загорает, засмеялся, пишет, скажет,говорил, заговорит, разговаривает, прыгнул, прыгает, запрыгает, удивился, удивилась,удивляюсь, закричать.

 

-Атеперь вернемся к теме урока. Что такое морфологический разбор глагола? Чтонужно указать при морфологическом разборе глагола?

(Эторазбор слова как части речи.

Признаки:время, лицо, число, род, Н.ф., часть речи, роль в предложении.)

6. «Корзина идей»

-Давайте составим алгоритм морфологического разбора глагола

(Учащиесяпредлагают, какие признаки глагола нужно указывать при морфологическом разборе.

Учительзаписывает предложения детей на доске.)

1.Глагол – вопрос

2.Н.ф. (что делать?) часть речи,спряжение

3.Время, лицо, число

4. Роль в предложении

 

Выполнимморфологический разбор глаголов (возле доски)

1.Наступил- что сделал?

2.Н.ф.(что сделать?) наступить – глагол, 2спр.

3.П.вр.,3л.,ед.ч.,  м.р.,

4.Сказуемое.

 

7.Самостоятельная работа обучающихся

1.Промерзает– что делает

2.Н.ф.(что делать?) промерзать – глагол, 1спр.

3.Н.вр.,3л., ед.ч.,

4.Сказуемое

-Проверкав парах. Сравните с эталоном. Все ли указали?

8.Повторение и закрепление пройденного материала

Откройтеучебник «Лукошко». Найдите сказку «Охотник Хурэгэлдын и коварная лиса Солакичан(Негидальская сказка)

Найдитевторой абзац, выпишите первое предложение и сделайте синтаксический разбор.

 

9. Итог урока. Рефлексия.

(Фиксируетсяновое содержание, изученное на уроке. Соотносится цель учебной деятельности иеё результаты.)

 

-Чтонового на уроке узнали?

-Чтотакое морфологический разбор?

-Какиепризнаки нужно указывать при разборе?

-Чтона уроке было сложного?

-Когдаи где знание морфологических признаков глагола может пригодиться в жизни?

-Какоенастроение у вас в конце урока? Покажите условным знаком.

 10.Выставлениеоценок и домашнее задание

-Анишит– Йокоповна очень внимательно следила за работой учеников и помогла мневыставить оценки. (Учитель объявляет оценки)

ДЗп.т.с.42-43.

-Урококончен. Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.98%
НЕТ
41.02%
Проголосовало: 1002

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет