X-PDF

Урок на тему Обучение написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3)

Поделиться статьей

Тема.Обучение написанию сочинения-рассуждения (задание9.3)

Типурока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Видурока: смешанный.

Форма урока: развитиеречи (2 часа).

Цель урока: сформироватьу девятиклассников навыки и умения написания сочинения-рассуждения на тему,связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку;создать проект сочинения 9.3

Задачи: 1.Образовательная. Расширить и углубить знания по культуре речи; формироватьумение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;формировать умение отбирать и систематизировать материал для сочинения;формировать умение строить сочинение в определённой композиционной форме.

2.Развивающая. Развивать речевую культуру школьников, умениеинтерпретировать текст, умение выявлять смысл ключевого слова.

3.Воспитательная. Прививать любовь к слову, языку; помочьучащимся осознать смысл таких понятий, как «настоящая дружба», «материнскоесчастье».

Материально-техническое обеспечение: интерактивная панель,

книги «ОГЭ. Русский язык» под редакцией Н.А.Сениной, «Речевыеклише», толковый словарь.

Межпредметные связи:русский язык, литература.

Внутрипредметные связи:синтаксис, лексика.

Методы: словесный,наглядный, проблемно-поисковый, метод практического обучения.

Приёмы: словоучителя, беседа, работа с текстом, словарная работа, фронтальная работа,самостоятельная работа.

Планируемые результаты: анализтекста на основе приемов смыслового чтения, выдвижение гипотез, создание текстана основе алгоритма написания сочинения-рассуждения (задание 9.3).

 

«Русскийязык в умелых руках и опытных устах

красив,певуч, выразителен, гибок,

послушен,ловок, вместителен».

А.И.Куприн

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный этап

 

II. Мотивация учебнойдеятельности, целеполагание. Сообщение темы и целей урока

— Сочинение — творческая работа.Оно требует от вас самостоятельности, активности, увлеченности, внесениечего–то своего, личного в текст.  Выбор слов, оборотов речи и предложений,обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логическихсвязей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требуетвысокого напряжения творческих сил.

Запись даты, темы урока в тетрадь.

 

III. Актуализация опорныхзнаний

Работа с текстом

Интерес Л.Н. Толстого к вопросам языка был неизменным напротяжении всей его творческой деятельности. Высказывания Толстого о языкепредставляют стройную систему философско-эстетических и этических воззренийписателя.

Много внимания уделял Толстой проблемам языка художественнойлитературы. Он хорошо знал и высоко ценил «удивительный по верности, красоте,разнообразию и силе народный язык», рассматривая его как основу языкахудожественной литературы. В ряде высказываний писатель полемическиподчёркивает живую выразительность народного языка, выгодно отличающую его от«самого дурного, то есть гладкого, литературного языка».

Толстой выступал за истинно творческое освоение богатств языкарусского народа. Весь собственный опыт Толстого – художника, философа,публициста – убеждал в необходимости огромной «внутренней работы писателя,предшествующей писанию». Не случаен в его советах пишущим богатыйсинонимический ряд: выбрасывайте, исключайте лишнее, просевайте, чтобы«выкинуть как можно больше». Общеизвестно, что сам Толстой, оставивший мирузамечательные образцы художественного слова, был беспощаден в оценке языка ислога своих произведений, десятки раз перерабатывая их, добиваясь идеальнойкраткости, ясности и образности выражения.

(Из книги «Русские писатели оязыке»)

Задание

·        На примерах из текстарасскажите о культуре письменной речи, её нормативности.

·        Ответьте на вопрос: «В чёмзаключаются особенности культуры устной и письменной речи?»

 

IV. Работа по теме урока

1. Словарная работа.

Объясните лексическое значение слов.

Текст, тема, основная мысль, сочинение-рассуждение, тезис,аргумент, вывод.

Текст – группа предложений, объединённых одной мыслью итемой, связанных грамматически и коммуникативно.

Тема – основное содержание текста, то есть предметречи.

Основная мысль – сжато сформулированный предмет содержания.

Сочинение-рассуждение – мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленныедоказательствами, аргументами, которые перерастают в убедительные выводы.

Тезис – главная мысль текста, главное утверждение,которое пишущий старается обосновать.

Аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса:факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердитьтезис.

Вывод – утверждение доказанного.

2. Подготовительная работа по написанию сочинения-рассуждения

1) Ознакомление с формулировкой задания, алгоритмом написаниясочинения 9.3 и критериями оценивания выполнения задания  (по книге Н.А. Сениной «ОГЭ. Русский язык»).

2) Консультация-комментарий учителя

Сочинение состоит из 4 абзацев:

— Вступление и комментарий.

— Первый аргумент.

— Второй аргумент.

— Вывод.

Введение.

1) Даёмопределение понятию.

2) Комментируемпонятие.

3) Пишем логический переход.

Компонентыопределения:

— назвать понятие(например, дружба)

— назвать болееширокое понятие (отношения/ чувство/ черта характера/ и т.д)

Например, Дружба– это отношения,…/

Любовь – эточувство,…/

Смелость — эточерта характера,…/

Доброта – этокачество души,…

— указатьотличительный признак (основанные на…/ которое заключается в…)

Дружба – этоотношения, основанные на…/

Любовь – эточувство, которое заключаются в …/

Ненависть – эточувство, которое заключается в …/

Смелость – эточерта характера, которая заключается в …

 

Дружба – это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности.

 

Комментарий.Следующее предложение – описание того, как ведёт себя человек, который,например, любит.

Любящий человек (онделает что?) /

Настоящий друг (делаетчто? и ведёт себя как?)

Смелый человекспособен на…/

Любящий человекможет…

 

Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти.

 

Логическийпереход.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

 

Каквыглядит абзац целиком:

 

Дружба – это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

 

Первыйаргумент.

-Находим конкретный пример в прочитанном тексте (например, пример дружбыили пример смелого поступка).

-Пересказываем этот эпизод (фрагмент текста) в 1-2 предложениях.

-Пишем микровывод (что показывает этот пример!)

Этотпример олицетворяет настоящую дружбу, потому что…/

Этодействительно пример истинной любви, потому что…

 

Обратимся к тексту Ю. Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов Пушкина и Кюхельбекера. Вильгельм – настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49-56).

 

Второйаргумент

-берём из жизненного или читательского опыта.

-Пишем микровывод.

 

У меня тоже есть друг. Его зовут Тимур. Он надёжный, понимающий, отзывчивый. Вот уже пять лет Тимур успешно занимается вольной борьбой. Я всегда искренне радуюсь его победам и достижениям. Совсем недавно Тимур занял первое место в областных соревнованиях. Я знаю, каким трудом он добился этой победы и горжусь им. У нас по-настоящему крепкая дружба, так как в ней нет места зависти и соперничеству.

 

Вывод(начинаем с вводнойконструкции)

Такимобразом,…/ Следовательно,…/ Итак,…/ Можно сделать вывод…/ Подводя итог всемувышесказанному,…

Вывод– это перефразированное вступление.

Например,

 

Таким образом, одно из основных условий дружбы – отсутствие зависти и конкуренции.

 

3. Работа с языковым материалом

1) Чтение текстаи задания к нему по книге Н.А. Сениной «ОГЭ. Русский язык» вариант 1.

2) Беседа поанализу текста.

3) Обращение кТолковому словарю.

4) Оформлениекомпозиции сочинения в виде таблицы с использованием клише

 

Вступление

Что такое материнское счастье? Каждый может ответить на этот вопрос по-своему. Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что материнское счастье — это …

 

Комментарий

 

Счастье матери заключается в …

Аргумент из текста

 

В тексте Г.Н. Щербаковой можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения. Так, …

 

Микровывод

 

Этот пример показывает…

Аргумент из жизненного/ читательского опыта

 

Обращаясь к своему читательскому опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее. Отличным примером может служить произведение В.Г. Короленко «Слепой музыкант»…

Микровывод

 

Этот пример доказывает…

Заключение

 

В результате рассуждения мы пришли к выводу, что материнское счастье…. Мне кажется, что приведёнными выше примерами мне удалось проиллюстрировать верность данного мною определения

 

 

Клише

Сочинение — рассуждение на тему, связаннуюс анализом текста (толкование значения слова)

 

1.     Вступление.Дать определение, опираясь на текст изложения.

Что такое …? Каждый можетответить на этот вопрос по-своему. Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю,что … — это …

Комментарий.Добавить ещё информацию по определению, опираясь на текст изложения.(Например, описание того, как ведёт себя человек, который любит)

 

2.     Аргументиз текста к заданиям.

В тексте (ФИО авторатекста к заданиям) можно найти пример, подтверждающий правильность моегоопределения. Так, …

Микровывод. Чтопоказывает этот пример!

 

3.     Аргументиз жизненного/ читательского/ исторического опыта.

Обращаясь к своемужизненному опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее. Однажды я сталсвидетелем события, которое …

Или

Обращаясь к своемучитательскому опыту, хочу подтвердить мысль, высказанную ранее. Отличнымпримером может служить (название произведения, ФИО автора).

Микровывод.

 

4.     Заключение.В результате рассуждения мы пришли квыводу, что … (дать определение другими словами).Мне кажется, что приведёнными выше примерами мне удалось проиллюстрироватьверность данного мною определения.

 

V.Рефлексия.

Заполнение таблицы

Комментарий.Учащиеся завершают самостоятельноезаполнение элементов композиции сочинения.

 

VI. Домашнее задание

Составитьсловарь определений.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет