Тема урока литературы в 6 классе:
« Образ степи как образ Родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Планируемыерезультаты:
Предметные:
-осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественномпроизведении»,
-распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные ислуховые образы в художественном тексте,
-объясняют авторскую позицию,
-выразительно воспроизводят текст.
Метапредметные:
-оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственнуюработу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности всотрудничестве с учителем; ( регулятивные УУД)
-умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулироватьсобственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражатьсвои мысли; (коммуникативные УУД)
-умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте,находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность;(познавательные УУД)
Личностные:
-соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,
-осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;
Типурока: усвоение новых знаний, закреплениезнаний, полученных ранее.
Формаурока: Исследование
Оборудование: мультимедийнаяпрезентация, рабочие листы с заданиями для групповой работы.
Ходурока
1.-Мыпоработали с текстом на уроке родного языка, подчеркнули непонятные и малопонятные слова(названия растений и животных) и решили сделать небольшой экскурсв такие предметы, как: ботаника и биология; заглянули в справочники и привлеклив помощь интернет. И вот, что у нас получилось:
-Проверкадомашнего задания: объяснение значения слов(названия цветов и птиц). Василёк — однолетнееили двулетнее растение с прямым стеблем высотой до 50—80 см. Цветы собраны вкорзинку. Бывают белые, голубые, розовые, фиолетовые, синие, красные ибордовые. Цветёт василёк с июня и до поздней осени.
Дрок – многолетние полукустарники из семейства Бобовые. Ихможно встретить в Западной Европе Густая зеленая крона в период цветенияобильно покрывается золотистыми цветами. Дрок светолюбивый.
Зонтикообразная кашка –тысячелистник, многолетнее травянистое растение .Славитсякак медонос, кормовая и лечебная трава.
.Пшени́ца — родтравянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерноваякультура во многих странах…
Куропа́тки— род птиц из семейства фазанов, Клюв и ногитёмного цвета. Верхняя часть оперения рябая, коричневого цвета, бока и хвост рыжие.
Ястреб — хищнаяптица с коротким крючковатым клювом и длинными острыми когтями. Охотится восновном на мелких грызунов, высматривая их с высоты в густой траве.
Дикие гуси — группа крупных водоплавающих птиц. Гуси принадлежат ксемейству утиных и представляют промежуточное звено между мелкимиводоплавающими птицами (утками) и крупными (лебедями, казарками). В миренасчитывается около полутора десятков видов гусей.
Чайка — водоплавающаяптица с короткими ногами и густым оперением. Питается рыбой, обитает рядом сводоемами.
Демонстрацияпрезентации.
2.Теперь,когда мы представляем о каких растениях и птицах идет речь, мы рассмотримхудожественную ценность данного эпизода.
-Какможно определить тему урока?
Запишитев тетради: «Образ степи в повести «Тарас Бульба».
-Какиевопросы нам следует рассмотреть в связи с названной темой?
-Можетбыть вам поможет эпиграф к уроку:
Гоголь не пишет, арисует; его изображения дышат
живыми краскамидействительности. Видишь и слышишьих… В.Г.Белинский
-Какописывает степь автор?
—Какую роль играет описание степи в повести?
-Какстепь помогает донести идейный замысел автора?
3.Теперь определим, какие события предшествуют описанию степи?
(обратимсяк заранее составленному плану)
-Какдолго наши герои гостили дома?
-Кудаони направляются? С какой целью?
4.На пути у них степь…
Прочитаемтекст (трое читают выразительно) Демонстрация презентации.
Работас текстом:
Текствыведен на отдельных листах, пользуемся карандашом.
· Какоготипа текст? (описание)Докажите.
· Какправило композиционно первое и последнее предложения играют важную роль,прочитайте и скажите,
Что они отражают? (Точку зренияавтора. Автор, изображая степь, испытывает любовь, восхищение, изумление,восторг.)
· Насколько частей можно разделить текст -3
Обратите внимание на композициюотрывка–Сначала Гоголь дает описание всего степного пространства ( тогда весьюг …,затем образ степи во всем многообразии. Степной пейзаж объединяет в себевсе и землю, и птиц и солнце
-Затемцветы
-Потомптицы
-Какиеавтор использует приемы, чтобы показать красоту степи?
(создаетобразы: зрительные, цветовые, звуковые; использует изобразительные средстваязыка)
-Давайтевнимательно прочитаем текст и найдем эти образы.
Работав группах:
1гр.(из1-2части)
Цветовые образы |
Зрительные образы( что видим) |
Зелено-золотой океан, белая кашка, жёлтый дрок, миллионы разных цветов, голубые, синие и лиловые волошки |
Волны диких растений, пирамидальная верхушка, зонтикообразные шапки, колос пшеницы |
2гр.
Зрительные образы |
Звуковые образы |
Неподвижно стояли ястребы, чайка купалась в синих волнах воздуха |
шныряли куропатки, тысячи разных птичьих свистов, крик диких гусей |
3группа выписывает художественные средства в таблицу.
Эпитеты |
Девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны |
Сравнения |
Растения, как лес; крик лебедя ,как серебро |
Метафоры |
Чайка купалась в синих волнах океана, птица мелькает черною точкой, волны диких растений, пирамидальная верхушка дрока, колос наливался. |
Олицетворе-ния |
Дрок выскакивал, , ветер дотрагивался |
Гиперболы |
Поверхность земли –океан, миллионы разных цветов брызнули, туча диких гусей. |
Показатьтаблицу с ответами.
Составимкластер( как подмножество результатов поиска, связанных единством темы) используязрительные образы.
Вывод: Авторочень талантливо использует цветовые, зрительные, слуховые образы; точно иумело использует изобразительные средства языка, чтобы показать необыкновеннуюкрасоту украинской степи!
Мыответили на первый вопрос. Теперь должны ответить на другие вопросы:
—Какуюроль играет описание степи в повести?
-Какстепь помогает донести идейный замысел автора?
-Почему таккрасиво, подробно, с любовью представлен образ степи?
Привольные,безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. Втакой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые,наделенные широтой души и щедростью сердца.
Длянаших героев степь-это их Родина, которую они защищают.
Атеперь закроем глаза и представим свой любимый уголок природы…
Домашнее задание: написатьсочинение на тему: «Мой любимый уголок природы»
Выставимоценки
