X-PDF

Урок объяснения нового материала на тему Местоимение как часть речи

Поделиться статьей

Местоимениекак часть  речи

Типурока: урок изучения нового материала по морфологии  (вводный)

Целиурока:

1)Дать понятие о местоимении как части речи;

2)Познакомить с его указательной функцией, изменением, синтаксической ролью в предложении,употреблением в речи;

З)Обратить внимание на роль местоимений в тексте.

Оборудование:1)Раздвижная таблица

2)Карта страны местоимения

З)Юмористические картинки

4)Таблица “Части речи”

5)План изучения ЧР

6)Текстыдля редактирования каждому на парту

Планурока:

Этапы урока

1.Языковая разрядка

2. “Мостик”

3.Объявление темы. Целевая установка.

4. Изучение нового материала.

5.Обобщение.

6.Дом.задание.

 

3 минуты

1 мин.

4 мин.

30 мин.

3 мин.

1 мин.

Ходурока:

1.Языковаяразрядка.

Учитель:Записываем сегодняшнее число: Третье марта

Класснаяработа

1)Определите ЧР записанных слов.

Ученики:Третье — порядковое числительное, март, работа — сущ.

классная— прилагательное.

2)Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?

Ученики:Морфология.

Учитель:Мы продолжаем путешествовать по Стране Морфологии.

Сегоднямы отправляемся в новый город. Попробуйте отгадать жителей этого города.

 

Мыпредмет не называем,

Егопризнак мы скрываем,

Прямогоне дадим ответа,

Скажем:он, ты, мы и этот,

Великоже будет удивление,

Еслине узнали вы …

Ученики:Местоимения!

Учитель:Итак, тема нашего урока “Местоимение как ЧР”

 

Записьтемы. Целевая установка урока.

У-ль:Как всегда, новую ЧР мы будем изучать по знакомому плану.

Вспомнитеплан, по которому мы изучали существительное, прилагательное

ичислительное?

У-ки:1.Вопросы, значения.

2.Морфологическиепризнаки:

а)постоянные;

6)изменяемые;

3.Синтаксическаяфункция.

4.Употреблениев речи.

5.Правописание.

Уч-ль:И, как всегда, по ходу изучения нового материала мы будем

заполнятьтаблицу “ЧР”.

Изучениенового материала.

Уч-ль:Приступим к выполнению первой задачи, узнаем о значении

местоимения.Обратимся к материалу для наблюдения, представленному на

раздвижнойтаблице.

Онузнал от них, что такая погода будет через несколько дней.

Уч-ль:Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто он? От кого

узнал?Какая погода будет? Через сколько дней эта неизвестная погола

будет?

Уч-ки:Нет.

Уч-ль:Какие слова вносят неясность?

Уч-ки:Он, от них, такая, несколько.

Уч-ль:А сможем ли мы ответить на все эти вопросы, если сделаем

следующиеизменения? Сравните.

Воваузнал от синоптиков, что солнечная погода будет через сели

дней.

Уч-ки:Да. Кто? — Вова. Узнал от кого? — От синоптиков. Погода

какая?— Солнечная. Будет через сколько дней? — Через семь.

Уч-ль:Посмотрите, ребята, вместо каких слов у нас были

употребленыОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО?

Уч-ки:Вместо слов “Вова, синоптики, солнечная, семь”.

Уч-ль:А какими ЧР являются эти слова? Что обозначают?

Уч-ки:Вова, синоптики — имена сущ., обозначают предмет; солнечная

-имя прилаг., обозначает признак предмета; семь — имя числит., обозначает

количество.

Уч-ль:То есть именами. Значит, наши слова употреблены вместо

имени.

Уч-ль:Но чем же отличается местоимение от имени? Почему же нал

небыл ясен смысл предложения в его первом варианте, с местоимениями?

Уч-ки:?

Уч-ль:Потому что, в отличие от имен (суш., прил., числ.), местоимение НЕ НАЗЫВАЕТпредмет, признак, количество, а лишь УКАЗЫВАЕТ на них. Не Вова, а ОН; не отсиноптиков, а от НИХ, не солнечная погода, а ТАКАЯ погода; не через 7 дней, ачерез НЕСКОЛЬКО.

Итак,местоимение — это ЧР,которая указывает на предметы, признаки, количества, но неназывает их.

Уч-ль:А теперь я проиллюстрирую указанную функцию местоимения стихотворением Л.Кэролла из его знаменитой “Алисы в стране чудес”.

Этостихотворение состоит почти из одних местоимений, поэтому мы ничего непонимаем.

 

Яговорил ему о ней,

Сним вместе уходя.

Явсе-таки его умней,

Хотябоюсь дождя.

Онобо мне шепнул ему,

Новсе это вранье.

Они-тознают, почему

Вступилисьза нее.

Явзял один, он взял другой,

Иполучилось три:

Ночто она — ни в зуб ногой,

Тыим не говори.

Мытак ей подковырнем,

Чтообъяснит она,

Зачемон сплетничал о нем,

Ив чем его вина.

Ноты им времени не дал.

Воттут она взяла у

Инам устроила скандал.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

Такие,брат, дела.

Емуне избежать тюрьмы,

А,может быть, и мне.

Обэтом знаем только ты,

Она,оно, оне.

 

Уч-ль:Итак, что же такое местоимение?

Уч-к:Местоимение — это ЧР, которая указывает на предмет, признак, количество, но неназывает их.

Уч-льзпервая задача выполнена. Переходим к выполнению второй задачи. Мы должныузнать, как изменяются местоимения. Но самые внимательные уже знают ответ наэто вопрос.

Уч-ки:Думают…

Уч-ль:Раз местоимения употребляются вместо имен, то и изменяются они…

Уч-ки:Как имена.

Уч-ль:А как изменяется большинство имен?

Уч-ки:По падежам.

Уч-ль:Просклоняйте местоимение ОН (мальчик).

Уч-ки:(склоняют).

Уч-ль:Правильно. (Уч-ль может предложить просклонять еще одно-два местоимения). Ноподумайте: как может еще изменяться местоимение ТАКАЯ?

Уч-ки:те местоимения, которые употребляются вместо прилагательных, могут изменятьсяпо числам и по родам (т.е. как прилагат.)

Уч-ль:Правильно: местоимение, указывающее на признак, изменяется по числам и родам(Делается запись в таблице).

Уч-ль:Переходим к третьей задаче урока: разряды местоимений.

Местоимения- ребята дружные. Они живут большими семьями, и каждая семья имеет свой остров.Со следующего урока мы отправимся в интересное (и трудное) плавание по СтранеМестоимений, а сегодня я познакомлю вас с маршрутом нашего путешествия. И в этоммне поможет старинная карта Страна Местоимений. (Учитель вывешивает на доскутаблицу).

Нашепутешествие мы начнем с посещения острова Личного. На этом острове живетвеселая и дружная семья личных местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.Эти местоимения вам всем хорошо знакомы.

Сострова Личного перед нами открывается Притяжательное море. Красивое изагадочное, оно полно тайн, сюрпризов и маленьких каверз. Но, я думаю, мысправимся со всеми трудностями и удачно прибудем в следующий пункт нашегопутешествия — на остров Возвратный. На этом глухом, заброшенном дальнемострове  живет-поживает  одно-единственное местоимение СЕБЯ. Живет одно потому,что ни с кем не дружит, любит только себя, делает только все для себя, хвалитлишь себя. Хитрит и сплетничает, ну, прямо себе на уме. Ни с кем неразговаривает, только шепчет иногда что-то про себя.

Затеммы отправимся на два острова: остров Вопросительный и Относительный. Жителиэтих островов родственники. Они очень похожи друг на друга, но одно из них  спрашивают(КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?), а другие — отвечают.

Затемчерез Неопределенный залив (НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО,  КТО-ТО, ЧТО-ТО…) мыпопадем с вами в Отрицательный замок. Стены этого замка неприступны. НИКАКОЕоружие не пробьет эти каменные глыбы. НИКТО не проникнет внутрь этого замка.Здесь живут отрицательные местоимения: НИКТО, НЕЧЕГО, НЕКОГО, НИЧТО…

Азатем мы отправимся на остров Определительный. Дорогу туда нам укажутуказательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОВ и др., которые живут на островеУказательном.

Итак,остров Определительный. Это самый красивый остров Страны Местоимений.Но ‚ ксожалению, жители этого острова скажут, что КАЖДЫЙ из вас уже объездил ВСЮстрану. Остров Определительный — последний остров Страны Местоимений, конечныйпункт нашего путешествия, в которое мы с вами отправляемся.

Ребята,со сколькими разделами местоимений мы с вами познакомимся?

Перечислитеих.

Уч-ки:Личные, притяжательные, возвратные,

вопросительные,относительные, неопред., отрицательные,

указательные,определительные местоимения. Всего 9 разрядов.

Уч-ль:Отметим постоянный признак местоимения в таблице и перейдем к выяснениюсинтаксической функции местоимен..Обратимся к уже знакомому предложению.Разберем по

членампредложения.

Уч-ки:Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

Уч-ль:А теперь определите, каким членом предложения является местоимение ТАКОВЫ впредложении:

Таковыпоказатели синоптиков.

Уч-ки:Местоимение ТАКОВЫ является сказуемым.

Уч-ль:К какому выводу мы пришли?

Уч-ки:Местоимение может быть всеми членами предложения.

Уч-ль:Запишем наш вывод в таблицу. Ребята, а для чего нужны нам местоимения? Для чегомы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы послеэксперимента, который мы сейчас проведем. (Уч-ль раздает на парты тексты и проситдетей прочитать вслух).

Уч-к:Был чудесный морозный день. В чудесный морозный день не сидится дома. Петя иВадим пошли на каток. На катке Петя и Вадим встретили друзей и решили сыграть вхоккей. Петя отправил в ворота противника 2 шайбы. Две шайбы забил и Вадим.

Уч-ль:Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте?

Уч-ки:Повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях.

Уч-ль:Отредактируйте текст.

Уч-ки:Был чудесный морозный день. В такой день не сидится дома, поэтому Петя и Вадимпошли на каток. Там они встретили друзей и решили сыграть в хоккей. Петяотправил в ворота противника 2 шайбы. Столько же забил Вадим.

Уч-ль:Итак, ребята, что же помогло исправить ошибки?

Уч-ки:Местоимения.

Уч-ль:Какой вывод можете сделать? Для чего нужны

местоимения?

Уч-ки:Местоимения нужны, чтобы избегать повторов в тексте.

Уч-ль:Но местоимения еще выполняют другую важную функцию. Местоимения являютсясредством грамматической связи предложений в тексте. Местоимения “цементируют”текст

Ребята,но местоимения могут стать и нашими врагами, когда мы неправильно употребляемих в речи.

Чрезмерноеупотребление местоимений в речи ведет к тому, что речь наша становитсянекрасивой, непонятной, неправильной. Послушайте юмористическое стихотворениеАБарто “Сильное кино”:

Заранее,заранее

Всебыло решено:

Ушкольников собрание,

Потому них кино.

Домойпридет мой старший брат.

Онмне расскажет все подряд,

Онобъяснит мне, что к чему,

Ая большая, я пойму!

Ивот он начал свой рассказ:

“Ониползут, а он им — раз!

Атут как раз она ползла,

Аон как даст ему со зла!

Онией — раз! А он им — раз!

Нотут как раз ее он спас.

Ведьон был с нею заодно…

Ах,сильное кино!”

Нет,видно, я еще мала.

Яничего не поняла!

Уч-ль:Если вы также будете употреблять местоимения в речи.то вас, разумеется, никтоне поймет. Как избежать неправильного употребления местоимений в речи, мы будемговорить на протяжении всех последующих уроков. Но сейчас я остановлюсь на оченьраспространенной ошибке  -неправильное употребление личных местоимений. ( Уч-льпо ходу чтения вывешивает юмористические картинки к предложениям).

1)Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собою медведя. Он рассказал наммного интересного о своих приключениях.

2)Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились все выше и выше.

3)Папа ушел на фронт, когда ему было шесть лет.

4)Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не рассердился, а велелсодрать шкуру.

5)Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.

Уч-ки:Смеются.

Уч-ль:Ребята, что вызвало ваш смех?

Уч-ки:Неясно, кто рассказал о приключениях — капитан или медведь; что становилосьвыше — волны или скалы; кому было 6 лет — папе или сыну.

Уч-ль:Да, ребята, “авторы” этих предложений забыли важное

правило:

МЕСТОИМЕПИЕЗАМГИЯСТ БЛИЖАЙШЕЕ К ИБМУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОГО ЖЕ РОДА И ЧИСЛА.

Впервом предложении ближайшим существительным было слово МЕДВЕДЬ. Поэтомуместоимение ОН относится к этому слову. Чтобы исправить предложение, необходимосделать перестановку слов или жепоставить слово МЕДВЕДЬ в форму другого числаили падежа.

Последнеебы изменило смысл предложения. Остается только одно: построить предложение так,чтобы ближайшим к местоимению Он было слово КАПИТАН: медведя привез с собою капитан,вернувшись из экспедиции. Он рассказал нам много интересного о своихприключениях.

Атеперь исправьте остальные предложения.

Уч-ки:О прибрежные скалы ударили волны, с каждым часом они становились все выше ивыше. Папа ушел на фронт, когда сыну было 6 лет, Когда Дубровский убил медведя,Гроекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру с убитого зверя. Мальчикснял с головы шляпу и подбросил ее вверх.

Уч-ль:Правильно. На следующем уроке мы узнаем другие правила, которые помогут вамизбегатьнелепые ошибки при употреблении местоимений. Поэтому задачу урока —употребление местоимений в речи — мы не решили, а только поставили.

ЧР

???

Что обозначает?

Морфологические признаки

Синтаксич. функция

Местоимение

Указывает, но не называет предмет

1)предмет (он,себя,тот), лицо

2)признак пр.(этот,какой) и принадлежность

3)Количество (сколько, несколько).

Постоян.

Изменяем.

Является

всеми

членами

предложения.

1.Разряд

2.Лицо

3.Род

1.Падеж

2.Род

3.Число

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.2%
НЕТ
38.8%
Проголосовало: 1428

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.2% НЕТ 38.8% Проголосовало: 1428


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет