Местоимениекак часть речи
Типурока: урок изучения нового материала по морфологии (вводный)
Целиурока:
1)Дать понятие о местоимении как части речи;
2)Познакомить с его указательной функцией, изменением, синтаксической ролью в предложении,употреблением в речи;
З)Обратить внимание на роль местоимений в тексте.
Оборудование:1)Раздвижная таблица
2)Карта страны местоимения
З)Юмористические картинки
4)Таблица “Части речи”
5)План изучения ЧР
6)Текстыдля редактирования каждому на парту
Планурока:
Этапы урока 1.Языковая разрядка 2. “Мостик” 3.Объявление темы. Целевая установка. 4. Изучение нового материала. 5.Обобщение. 6.Дом.задание. |
3 минуты 1 мин. 4 мин. 30 мин. 3 мин. 1 мин. |
Ходурока:
1.Языковаяразрядка.
Учитель:Записываем сегодняшнее число: Третье марта
Класснаяработа
1)Определите ЧР записанных слов.
Ученики:Третье — порядковое числительное, март, работа — сущ.
классная— прилагательное.
2)Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?
Ученики:Морфология.
Учитель:Мы продолжаем путешествовать по Стране Морфологии.
Сегоднямы отправляемся в новый город. Попробуйте отгадать жителей этого города.
Мыпредмет не называем,
Егопризнак мы скрываем,
Прямогоне дадим ответа,
Скажем:он, ты, мы и этот,
Великоже будет удивление,
Еслине узнали вы …
Ученики:Местоимения!
Учитель:Итак, тема нашего урока “Местоимение как ЧР”
Записьтемы. Целевая установка урока.
У-ль:Как всегда, новую ЧР мы будем изучать по знакомому плану.
Вспомнитеплан, по которому мы изучали существительное, прилагательное
ичислительное?
У-ки:1.Вопросы, значения.
2.Морфологическиепризнаки:
а)постоянные;
6)изменяемые;
3.Синтаксическаяфункция.
4.Употреблениев речи.
5.Правописание.
Уч-ль:И, как всегда, по ходу изучения нового материала мы будем
заполнятьтаблицу “ЧР”.
Изучениенового материала.
Уч-ль:Приступим к выполнению первой задачи, узнаем о значении
местоимения.Обратимся к материалу для наблюдения, представленному на
раздвижнойтаблице.
Онузнал от них, что такая погода будет через несколько дней.
Уч-ль:Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто он? От кого
узнал?Какая погода будет? Через сколько дней эта неизвестная погола
будет?
Уч-ки:Нет.
Уч-ль:Какие слова вносят неясность?
Уч-ки:Он, от них, такая, несколько.
Уч-ль:А сможем ли мы ответить на все эти вопросы, если сделаем
следующиеизменения? Сравните.
Воваузнал от синоптиков, что солнечная погода будет через сели
дней.
Уч-ки:Да. Кто? — Вова. Узнал от кого? — От синоптиков. Погода
какая?— Солнечная. Будет через сколько дней? — Через семь.
Уч-ль:Посмотрите, ребята, вместо каких слов у нас были
употребленыОН, НИХ, ТАКАЯ, НЕСКОЛЬКО?
Уч-ки:Вместо слов “Вова, синоптики, солнечная, семь”.
Уч-ль:А какими ЧР являются эти слова? Что обозначают?
Уч-ки:Вова, синоптики — имена сущ., обозначают предмет; солнечная
-имя прилаг., обозначает признак предмета; семь — имя числит., обозначает
количество.
Уч-ль:То есть именами. Значит, наши слова употреблены вместо
имени.
Уч-ль:Но чем же отличается местоимение от имени? Почему же нал
небыл ясен смысл предложения в его первом варианте, с местоимениями?
Уч-ки:?
Уч-ль:Потому что, в отличие от имен (суш., прил., числ.), местоимение НЕ НАЗЫВАЕТпредмет, признак, количество, а лишь УКАЗЫВАЕТ на них. Не Вова, а ОН; не отсиноптиков, а от НИХ, не солнечная погода, а ТАКАЯ погода; не через 7 дней, ачерез НЕСКОЛЬКО.
Итак,местоимение — это ЧР,которая указывает на предметы, признаки, количества, но неназывает их.
Уч-ль:А теперь я проиллюстрирую указанную функцию местоимения стихотворением Л.Кэролла из его знаменитой “Алисы в стране чудес”.
Этостихотворение состоит почти из одних местоимений, поэтому мы ничего непонимаем.
Яговорил ему о ней,
Сним вместе уходя.
Явсе-таки его умней,
Хотябоюсь дождя.
Онобо мне шепнул ему,
Новсе это вранье.
Они-тознают, почему
Вступилисьза нее.
Явзял один, он взял другой,
Иполучилось три:
Ночто она — ни в зуб ногой,
Тыим не говори.
Мытак ей подковырнем,
Чтообъяснит она,
Зачемон сплетничал о нем,
Ив чем его вина.
Ноты им времени не дал.
Воттут она взяла у
Инам устроила скандал.
Такие,брат, дела.
Емуне избежать тюрьмы,
А,может быть, и мне.
Обэтом знаем только ты,
Она,оно, оне.
Уч-ль:Итак, что же такое местоимение?
Уч-к:Местоимение — это ЧР, которая указывает на предмет, признак, количество, но неназывает их.
Уч-льзпервая задача выполнена. Переходим к выполнению второй задачи. Мы должныузнать, как изменяются местоимения. Но самые внимательные уже знают ответ наэто вопрос.
Уч-ки:Думают…
Уч-ль:Раз местоимения употребляются вместо имен, то и изменяются они…
Уч-ки:Как имена.
Уч-ль:А как изменяется большинство имен?
Уч-ки:По падежам.
Уч-ль:Просклоняйте местоимение ОН (мальчик).
Уч-ки:(склоняют).
Уч-ль:Правильно. (Уч-ль может предложить просклонять еще одно-два местоимения). Ноподумайте: как может еще изменяться местоимение ТАКАЯ?
Уч-ки:те местоимения, которые употребляются вместо прилагательных, могут изменятьсяпо числам и по родам (т.е. как прилагат.)
Уч-ль:Правильно: местоимение, указывающее на признак, изменяется по числам и родам(Делается запись в таблице).
Уч-ль:Переходим к третьей задаче урока: разряды местоимений.
Местоимения- ребята дружные. Они живут большими семьями, и каждая семья имеет свой остров.Со следующего урока мы отправимся в интересное (и трудное) плавание по СтранеМестоимений, а сегодня я познакомлю вас с маршрутом нашего путешествия. И в этоммне поможет старинная карта Страна Местоимений. (Учитель вывешивает на доскутаблицу).
Нашепутешествие мы начнем с посещения острова Личного. На этом острове живетвеселая и дружная семья личных местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.Эти местоимения вам всем хорошо знакомы.
Сострова Личного перед нами открывается Притяжательное море. Красивое изагадочное, оно полно тайн, сюрпризов и маленьких каверз. Но, я думаю, мысправимся со всеми трудностями и удачно прибудем в следующий пункт нашегопутешествия — на остров Возвратный. На этом глухом, заброшенном дальнемострове живет-поживает одно-единственное местоимение СЕБЯ. Живет одно потому,что ни с кем не дружит, любит только себя, делает только все для себя, хвалитлишь себя. Хитрит и сплетничает, ну, прямо себе на уме. Ни с кем неразговаривает, только шепчет иногда что-то про себя.
Затеммы отправимся на два острова: остров Вопросительный и Относительный. Жителиэтих островов родственники. Они очень похожи друг на друга, но одно из них спрашивают(КТО? ЧТО? КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО?), а другие — отвечают.
Затемчерез Неопределенный залив (НЕКТО, НЕЧТО, НЕСКОЛЬКО, КТО-ТО, ЧТО-ТО…) мыпопадем с вами в Отрицательный замок. Стены этого замка неприступны. НИКАКОЕоружие не пробьет эти каменные глыбы. НИКТО не проникнет внутрь этого замка.Здесь живут отрицательные местоимения: НИКТО, НЕЧЕГО, НЕКОГО, НИЧТО…
Азатем мы отправимся на остров Определительный. Дорогу туда нам укажутуказательные местоимения: ТОТ, ЭТОТ, ТАКОВ и др., которые живут на островеУказательном.
Итак,остров Определительный. Это самый красивый остров Страны Местоимений.Но ‚ ксожалению, жители этого острова скажут, что КАЖДЫЙ из вас уже объездил ВСЮстрану. Остров Определительный — последний остров Страны Местоимений, конечныйпункт нашего путешествия, в которое мы с вами отправляемся.
Ребята,со сколькими разделами местоимений мы с вами познакомимся?
Перечислитеих.
Уч-ки:Личные, притяжательные, возвратные,
вопросительные,относительные, неопред., отрицательные,
указательные,определительные местоимения. Всего 9 разрядов.
Уч-ль:Отметим постоянный признак местоимения в таблице и перейдем к выяснениюсинтаксической функции местоимен..Обратимся к уже знакомому предложению.Разберем по
членампредложения.
Уч-ки:Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.
Уч-ль:А теперь определите, каким членом предложения является местоимение ТАКОВЫ впредложении:
Таковыпоказатели синоптиков.
Уч-ки:Местоимение ТАКОВЫ является сказуемым.
Уч-ль:К какому выводу мы пришли?
Уч-ки:Местоимение может быть всеми членами предложения.
Уч-ль:Запишем наш вывод в таблицу. Ребята, а для чего нужны нам местоимения? Для чегомы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы послеэксперимента, который мы сейчас проведем. (Уч-ль раздает на парты тексты и проситдетей прочитать вслух).
Уч-к:Был чудесный морозный день. В чудесный морозный день не сидится дома. Петя иВадим пошли на каток. На катке Петя и Вадим встретили друзей и решили сыграть вхоккей. Петя отправил в ворота противника 2 шайбы. Две шайбы забил и Вадим.
Уч-ль:Какие речевые недочеты вы заметили в этом тексте?
Уч-ки:Повторение одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях.
Уч-ль:Отредактируйте текст.
Уч-ки:Был чудесный морозный день. В такой день не сидится дома, поэтому Петя и Вадимпошли на каток. Там они встретили друзей и решили сыграть в хоккей. Петяотправил в ворота противника 2 шайбы. Столько же забил Вадим.
Уч-ль:Итак, ребята, что же помогло исправить ошибки?
Уч-ки:Местоимения.
Уч-ль:Какой вывод можете сделать? Для чего нужны
местоимения?
Уч-ки:Местоимения нужны, чтобы избегать повторов в тексте.
Уч-ль:Но местоимения еще выполняют другую важную функцию. Местоимения являютсясредством грамматической связи предложений в тексте. Местоимения “цементируют”текст
Ребята,но местоимения могут стать и нашими врагами, когда мы неправильно употребляемих в речи.
Чрезмерноеупотребление местоимений в речи ведет к тому, что речь наша становитсянекрасивой, непонятной, неправильной. Послушайте юмористическое стихотворениеАБарто “Сильное кино”:
Заранее,заранее
Всебыло решено:
Ушкольников собрание,
Потому них кино.
Домойпридет мой старший брат.
Онмне расскажет все подряд,
Онобъяснит мне, что к чему,
Ая большая, я пойму!
Ивот он начал свой рассказ:
“Ониползут, а он им — раз!
Атут как раз она ползла,
Аон как даст ему со зла!
Онией — раз! А он им — раз!
Нотут как раз ее он спас.
Ведьон был с нею заодно…
Ах,сильное кино!”
Нет,видно, я еще мала.
Яничего не поняла!
Уч-ль:Если вы также будете употреблять местоимения в речи.то вас, разумеется, никтоне поймет. Как избежать неправильного употребления местоимений в речи, мы будемговорить на протяжении всех последующих уроков. Но сейчас я остановлюсь на оченьраспространенной ошибке -неправильное употребление личных местоимений. ( Уч-льпо ходу чтения вывешивает юмористические картинки к предложениям).
1)Возвратившись из экспедиции, капитан привез с собою медведя. Он рассказал наммного интересного о своих приключениях.
2)Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились все выше и выше.
3)Папа ушел на фронт, когда ему было шесть лет.
4)Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не рассердился, а велелсодрать шкуру.
5)Мальчик снял шляпу с головы и подбросил ее вверх.
Уч-ки:Смеются.
Уч-ль:Ребята, что вызвало ваш смех?
Уч-ки:Неясно, кто рассказал о приключениях — капитан или медведь; что становилосьвыше — волны или скалы; кому было 6 лет — папе или сыну.
Уч-ль:Да, ребята, “авторы” этих предложений забыли важное
правило:
МЕСТОИМЕПИЕЗАМГИЯСТ БЛИЖАЙШЕЕ К ИБМУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ТОГО ЖЕ РОДА И ЧИСЛА.
Впервом предложении ближайшим существительным было слово МЕДВЕДЬ. Поэтомуместоимение ОН относится к этому слову. Чтобы исправить предложение, необходимосделать перестановку слов или жепоставить слово МЕДВЕДЬ в форму другого числаили падежа.
Последнеебы изменило смысл предложения. Остается только одно: построить предложение так,чтобы ближайшим к местоимению Он было слово КАПИТАН: медведя привез с собою капитан,вернувшись из экспедиции. Он рассказал нам много интересного о своихприключениях.
Атеперь исправьте остальные предложения.
Уч-ки:О прибрежные скалы ударили волны, с каждым часом они становились все выше ивыше. Папа ушел на фронт, когда сыну было 6 лет, Когда Дубровский убил медведя,Гроекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру с убитого зверя. Мальчикснял с головы шляпу и подбросил ее вверх.
Уч-ль:Правильно. На следующем уроке мы узнаем другие правила, которые помогут вамизбегатьнелепые ошибки при употреблении местоимений. Поэтому задачу урока —употребление местоимений в речи — мы не решили, а только поставили.
ЧР |
??? Что обозначает? |
Морфологические признаки |
Синтаксич. функция |
|
Местоимение |
Указывает, но не называет предмет 1)предмет (он,себя,тот), лицо 2)признак пр.(этот,какой) и принадлежность 3)Количество (сколько, несколько). |
Постоян. |
Изменяем. |
Является всеми членами предложения. |
1.Разряд 2.Лицо 3.Род |
1.Падеж 2.Род 3.Число |
