X-PDF

Урок окружающего мира Как животные готовятся к зиме (2 класс)

Поделиться статьей

Урококружающего мира

Тема:«Как животные готовятся к зиме»

Учительначальных классов  Мельник Галина Владимировна, высшая категория

Типурока: комбинированный

Задачи: создать условия для учебной деятельности, в ходекоторой активизируются знания детей о животных; показать взаимосвязь живой инеживой природы; создать условия для познавательной активности детей, умениярассуждать, делать выводы; развивать умения работать в группе; воспитыватьдоброжелательное отношение друг к другу.

Цели: Формированиепредставлений детей о подготовке разных групп животных к зиме.

 

Планируемыерезультаты:

Личностные:
Научатсяосознавать свои возможности в учении, смогут адекватно судить о причинах своегоуспеха или неуспеха в учении;
Связыватьуспехи с усилиями, трудолюбием; 
Научатсяработать в группе;
Сотрудничествов малых группах при решении общей задачи.

Метапредметные:

Познавательные: знают причиныизменений жизни животных осенью;

Регулятивные: ставят совместно с учителемучебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формируют навыки само –взаимоконтроля;

Коммуникативные: учатся владеть монологической идиалогической формами речи; отстаивают свою точку зрения.

Предметные: 
Учащиеся узнают о разнообразии животного мира;
Учащиеся узнают  о жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнемупериоду.

Оборудование: компьютер, презентация, иллюстрации птиц и животных,предметные карточки для работы в группах, для индивидуальной работы;музыкальное сопровождение «Звуки природы. Осень», фильм «Ноябрь», карточки дляплана урока.

Методы: наблюдения, самообучения, создание ситуации успеха, интерактивныеметоды: «Ожидания», «Ассоциативный куст», «Технология Пресс»

Виды работы: индивидуальная, работа в группе, фронтальная.

Ход урока

I.   Организационный момент

 

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

—  На уроке вас ждутоткрытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

 

II. Актуализация знаний

— Какие времена годавы знаете? 

— Ну-ка, друзья,отвечайте скорей,

Время года какоестоит у дверей? 

— Об этом временигода А.С.Пушкин сказал:  «Унылая пора…»

 

— Назовите основныепризнаки осени (похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах, отлетптиц, окраска листьев).  

 

III. Проверка домашнего задания

 

· Почему стынет земля,становится холоднее вода?

· Растут ли растения осенью?

· Почему деревья сбрасываютлистья?

· На каких деревьях остаютсялисточки хвоинки?

 

— Какие осенниемесяцы вы знаете?

— Отгадайте, какоеслово зашифровано в названиях осенних месяцев?

(вывешивается плакат: Сентябрь, октябрь,ноябрь)

 

 — ГеоргийГраубин так и назвал своё стихотворение «Сон», послушайте его:

Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь —
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он. 

 

Просмотр слайд-шоу«Ноябрь»

 

 —Ответьте,пожалуйста, на вопрос: «Почему ноябрь называют вечером года?» 

 

IV Подготовка учащихся к активному усвоениюзнаний

 

Отгадайте  загадки:

 

В сосне дупло, вдупле тепло,
А кто в дупле живёт в тепле? (Белка)

 

Хозяин лесной,просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

 

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора –

Но всё равно красавица

Всем ребятам нравится.  (Лиса)

 

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора (Заяц).

 

 — О каком временигода мы говорили?

— Что объединяет этихживотных?

— Как вы думаете,какова тема нашего урока?

 

V. Усвоение новых знаний

 

— Тема нашего урока «Как животные готовятся к зиме».

 — Сегодня мы отправимся путешествовать по осеннему лесу. Грустнов этом лесу, голо, сыро, пусто. Спряталось куда-то всё живое, но жизнь в лесупродолжается.

 

1. Осенние изменения в жизни животных

 

По-разномувстречают зиму звери.

Давайте послушаемразговор лесной мыши и белочки: (выходятдва ученика).

 

– Видали? Видали? Ягрибы на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает… Ах, злодейка!
–   Кто у кого больше стащил?! Я орехи на пеньке разложила, оглянуться неуспела, как они у тебя, Белка, в дупле оказались!

 

Послушаем, о чёмговорят Кабанчик и Лисёнок. (Диалог 2-х детей).

 

– Ай, ай, ты жесовсем голый Кабанчик! Щетинка редкая, да ещё жёсткая. Как же ты зимоватьбудешь?
– Худой ты до чего, Лисёнок, хребет один, кожа да кости. Как же ты зимоватьбудешь?
– У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
– А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

— Что же происходит с ними осенью?

 

Работа вгруппах

1 группа: рассказывает о белке, заселяют её в дуплососны, на ветки развешивают грибы, жёлуди.

2 группа: рассказывают о медведе, заселяют его в берлогупод сломанным деревом.

3 группа: рассказывают о еже, прячут его в нору подпень, выстилают её осенними листьями.

4 группа: расселяют мышей, кладут им запасы —колоски.

5 группа: рассказывают о зайце и оставляют его у дерева.

 

2. Осенниеизменения в жизни птиц

 

— Что осенью происходит  в жизни птиц? 

Перед перелетом они образуют тысячные стаи. Перелетные птицы преодолеваютбольшие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают.Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надопугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи илиотдыхающую на де­ревьях.

Позже всех улетают дикие утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, покане замерзнут водоемы.

– Ребята, как вы думаете, они с радостью или с грустью расстаются сродными местами? 

 

Однако не все птицы улетают осенью. Знаете ли вы таких? 

 

Работа по карточкам:

— отметь зимующих птиц синим кружочком, а перелетных птиц – зеленым.

 

Рассказ учителя с демонстрацией слайдов

 

Дятел питается насекомыми. У дятла оченькрепкий клюв, длинный  (до 10-15 см) твёрдый, с зазубринами язык. Благодаряэтим приспособлениям, дятел легко достаёт насекомых, которые  прячутся подкорой на зиму.

Клёст. Держатся на хвойных деревьях стаями,часто подвешиваясь к шишкам, срывая и роняя их. Во время полета постоянноперекликаются, но, опустившись на дерево, умолкают. Питаются главным образомсеменами хвойных растений.

 

Обобщение. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряютсядобывать даже в очень снежные зимы. И всё — таки им тяжело зимой. Особеннотрудно маленьким птицам. Из 10, может быть, одна – две доживают до весны.

Дляптиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешиватькормушки.

 

Физминутка


Собрались и полетели уткив дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка целый день про запас грибы в дупло.
Рыщут волки темной ночью за добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.

3. Осенниеизменения в жизни насекомых

 

— Больше или меньшестало насекомых с приходом осени?

— В какую погоду ихстановится меньше?

— Где они прячутся?

 

 —У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии сизменением температуры в окружающей среде. С наступлениемхолодов часть насекомых забирается в укромные мес­та, другие зимуют встадии личинки или куколки.

 

·       Муравьи незамерзают даже при морозе в 30 градусов. У них в организме накапливаетсяглицерин. Эта жидкость и спасает их от морозов.

·       Пчелы в уликахпочти неподвижны. Но продолжают питаться медом. Благодаря этому выделяют тепло.В уликах держится температура до 20 градусов тепла.

 

VII. Закрепления новых знаний

 

1.    Индивидуальнаяработа у доски (2 ученика)

 — по карточкам определить перелетных птиц и зимующих

 

2.    Игра «Хлопок –молчок»

 

Сейчас мы поиграем вигру. Я называю птиц. Если они улетают в теплые страны — хлопайте владоши, если они зимуют у нас  — молчите.

 

Соловей, кукушка,дятел, стриж,

Ласточка, синица,голубь, чиж.

Аист, журавль,снегирь, скворец.

Кто угадал, тотмолодец.

 

3. Игра «Отгадай животное»

 

Яочень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины,прокладывать в лесу каналы и, как заправский ле­соруб, валить толстые деревья,сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево совсех сторон. Упав­шее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаюна несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе назиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и судовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр)

 

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется подснегом, кто в норах.А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня пол­ным-полно. И все-таки яживу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка.Глаза у меня «косые»,  вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немногоназад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо по­напрасну головойвертеть. Осенью я ли­няю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсья по ночам — так безопаснее — веточками деревьев, корой с их стеблей.   (Заяц)

 

4. Тест (слайды)

·       Какие животные делаютзапасы на зиму?

·       Какие животные впадаютзимой в спячку?

 

5. Работа по карточкам (дифференцированное задание) 

 

VIII. Информация о домашнем задании 

1 Рефлексия

— Ребята, царство Природы огромно, мы познакомились лишь с небольшойего частью. На следующих уроках вы снова и снова будете встречаться собитателями этого царства. А пока наше путешествие подошло к концу.

— Я понял ……

— Я узнал……..

— Я задумался……

— Я удивился…..

 

— Уважайте законы природы! Любите её, охраняйте, научитесь её слушать ивидеть не только глазами, но и сердцем! 

2. Домашнее задание (дифференцированно)

 

-Раскрасьте рисунки на тему «Животные осенью»;

— Чтобы узнать еще больше о том, как животные готовятся к зиме,прочитайте статью в учебнике «Как животные готовятся к зиме»; 

— А, если хотите поделиться своими знаниями с другими, подготовьтесообщение о любом животном, о котором сегодня не говорили.

 

3. Итог урока

Встаньте, пожалуйста, поднимите свои ладошки. Мысленно положите направую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которыеоткрыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Молодцы! Вызамечательно поработали.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет