Урок окружающегомира
на тему «Когдаизобрели велосипед»
1. Мотивацияи стимулирование деятельности учащихся.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Андреевна и сегодня я проведу у васурок окружающего мира.
Присаживайтесь.
Сейчася начну фразу, а вы ее постарайтесь закончить.
На уроке наши глазки внимательно
Смотрят и все … (видят).
Ушки внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
-А вы хотите получить новые знания сегодня на уроке?
-Как вы думаете, сможете справиться со всеми заданиями?
-А на уроке, знаете, как нужно работать?
-Верно! На уроке нужно активно работать, для ответа поднимать руку, товарищейсвоих выслушивать, не перебивать друг друга…
(ХОЧУ,МОГУ, ЗНАЮ вывешивает слова в строчку)
-Эти три слова будут помогать нам на уроке.
2. Постановка целиурока, фиксация затруднения.
-Сегодня мы с вами познакомимся с новой темой и начинается она со слова «Когда?».(прикрепляет на доску слово КОГДА).
Темаурока прячется в загадке,
слушайтевнимательно (показывает руками):
Дваколеса, руль да педали,
Седло. Мотора, жалко, нет.
Когда ИЗОБРЕЛИ, назвали…
Красиво так — …(велосипед).
Верно!(прикрепляет на доску слово ВЕЛОСИПЕД со знакомвопроса).
-У нас есть слова «когда» и «велосипед».
Какое жеслово нужно вставить между этими словами, чтобы получился вопрос? Это словозвучало в стихотворении.
Правильно.Слово изобрели (прикрепляет на доску слово ИЗОБРЕЛИ).
Ачто означает слово «ИЗОБРЕЛИ»? Верно, это когда создали что-либо новое.
Итак,тема нашего урока «Когда изобрели велосипед?»
-Ребята, кто знает, как раньше назывался велосипед? А вы хотите это узнать? (прикрепляетпод слово ХОЧУ слово УЗНАТЬ,) Для этого мы обратимся кистории возникновения велосипеда.
(прикрепляетпод слово узнать ИСТОРИЮ ИЗОБРЕТЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА).
-Друзья, какие части велосипеда прозвучали в стихотворении? Молодцы! Но встихотворении прозвучали не все части велосипеда. Хотите узнать о каких частяхне было сказано?
(прикрепляетУСТРОЙСТВО ВЕЛОСИПЕДА).
—С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогамгорода? Верный ответ на этот вопрос мы узнаем из правил безопасной езды навелосипеде. (прикрепляетПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ).
(показываетна доску) Все это нам предстоит узнать сегодня на уроке.
-В ходе работы на уроке мы с вами будем оформлять проект «БУКЛЕТ», который у васлежит на парте. Сможем? (Под МОГУ прикрепляет ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА «БУКЛЕТ».Части буклета ИСТОРИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА (левая часть), УСТРОЙСТВОВЕЛОСИПЕДА (центр), ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ (правая часть))
_Увас на столе имеются синие коробочки, внутри которых клей карандаш и ручка,которыми вы будете пользоваться сегодня на уроке.
3. Реализацияпроекта.
-Ребята, кто из вас смотрел мультфильм «Маша и медведь»? Ух, ты! Все знакомы сгероями этого мультфильма! (на экране картинка Маша и медведь)
-Я тоже знакома с ними.Икак-раз Мишка похвалился мне, что умеет ездить на «Костотрясе» и «Пауке» (прикрепляетэти слова в буклет на левую сторону).
-Как вы думаете, на чем Мишка ездил?
— Правильный ответмы узнаем,заглянув в далёкое прошлое. (прикрепляет на левую часть буклета наверх ИСТОРИЯИЗОБРЕТЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА).
-Предлагаюпосмотреть фрагмент видеоролика и определить как назывались велосипеды раньше.
Итак, в видеоролике говорилось, что велосипед изобрели более 200 лет назад, впереводе с латинского означает «быстрые ноги»! Так же мы познакомились скостотрясом, в чем его особенность? А у велосипеда «паук»?
— Так на каком механизме научился ездитьМишка? (на велосипеде). Верно. Давайте проверим как вы усвоили названия моделейпервых велосипедов. Предлагаю заполнить левую часть буклета,
— Друзья! Передвами лежат две модели старинных велосипедов. Выберите «КОСТОТРЯС», покажите мнеего и приклейте на левую часть буклета под его название (показывает кудаклеить). Выполнили?
— У васосталась модель которая называется … приклейте вниз. (После того, какубедилась, что все выполнили, быстро приклеивает свои модели).
— У коготак получилось, поднимите руки. Молодцы. Отложите буклеты в сторону.
— в 1884году Джеймс Старли изобрел модель велосипеда, которая стала прообразомсовременного велосипеда (ставит на стол велосипед).
-Поднимите руку те, у кого есть велосипед. Отлично! Значит со следующим заданиемвы справитесь без труда. В начале урока мы уже называли некоторые части велосипеда.(Прикрепляетв центр буклета УСТРОЙСТВО ВЕЛОСИПЕДА).
— Предлагаюпродолжить эту работу, а работать вы будете в парах. У вас на парте естькарточка с изображением велосипеда. Обсудите друг с другом, какая частьвелосипеда как называется и соедините их стрелками, пара, которая закончиработу поднимает карточку вверх. Давайте проверим правильность выполненогозадания, внимание на экран, у кого так же поднимите руку. Молодцы, вы верносправились с заданием, как вы думаете, для чего велосипеду необходимы все этичасти?
ОБОД – наружнаячасть колеса на которую крепят шины
ШИНА– она служат для смягчения хода РУЛЬ – устройство для управления велосипедом.
СПИЦА– соединяет центр колеса с ободом ФАРА – фонарь для освещения дороги.
ПЕДАЛЬ– ножной рычаг в велосипеде.
РАМА– самая главная часть, к которой прикреплены другие компоненты велосипеда.
СЕДЛО- предмет, на который садятся в момент передвижения.
— Отлично справились с этой работой! (прикрепляетрисунок велосипеда с названием его частей в центр буклета. У детей в буклетеэтот рисунок уже есть).
— Друзья,а кто из вас умеет ездить на велосипеде? Замечательно! Как вы думаете, почему мы,когда едем на велосипеде, не падаем? (Ответы детей)
— Длятого, чтобы убедиться в этом проведем эксперимент. Встаньте, отойдите друг отдруга на безопасное расстояние. Встаньте на одну ногу. Постарайтесь устоять,используя руки, чтобы удержать равновесие (показывает, как выполнитьупражнение). Осторожно! Трудно, правда?
— А теперьпопробуйте то же самое, но перепрыгивая с одной ноги на другую (показывает, каквыполнить упражнение). Теперь сохранять равновесие стало проще?
— Спасибо,присаживаемся. Вы были правы, прыгая вы отклонялись сначала вправо, а потомвлево. Точно так же происходит и езда на велосипеде: с каждым оборотом педалейвы немного меняете направление: перемещаетесь то влево, то вправо (показывает,как). И поэтому сохраняете равновесие и не падаете.
— Ребята, от Мишки сообщение пришло, кажется у негочто то случилось. Давайте посмотрим. (смотрят видео: медведь сломал велосипед.).
— Что же произошло с Медведем? Почему же такое могло произойти? Почемуон разбил велосипед? (дети отвечают). Верно. Он не знает правил безопасной ездына велосипеде. Поможем Мишке узнать эти правила? (на экране Мишка. На следующихслайдах Мишка одного размера в углу экрана).
(Прикрепляетна правую часть буклета ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ).
— Использование велосипеда как транспортного средства требуетопределенной подготовки и соблюдения правил дорожного движения. А какие этоправила нам подскажет учебник.
— Откройте учебник на странице 23. Давайте прочитаем, как использоватьвелосипед безопасно. (Детям до 14 лет запрещено кататься на велосипеде поулицам и дорогам. Можно ездить в парке, во дворе, на стадионе, в зоне отдыха).(На экране высвечиваются эти правила). Почему нельзяездить по дороге? (Опасно). А со скольки можно? Молодцы!
— Ребята, кто знает, что обозначают эти знаки, которые лежат у вас настоле?
— Велосипед, изображенный на синем фоне – разрешающийзнак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможетеехать.
Любойзнак в красном круге – запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде.
— Давайте приклеим эти знаки на правую сторону буклета.
— А чтобы у вас не случилась такая ситуация, более подробно вы можетепознакомиться с правилами безопасной езды на велосипеде дома в буклете напоследнем развороте.
-Думаю, что Мишка теперь тоже знает эти правила и никогда больше непопадет в такую неприятную ситуацию.
— Друзья, а вы встречали такой разрешающий знак у себя в городе? Конечно! Ведь ваш город Альметьевск называетсявелосипедной столицей России! Общая протяженность велодорожек по всему вашему городусоставляет более 100 километров! (прикрепляет две велодорожки со знаком навелодорожке на доску, одну под другую). По велодорожкам обычно ездят на ДОРОЖНЫХвелосипедах, это тот велосипед на котором мы обычно катаемся (на экране видывелосипедов с надписью). СПОРТИВНЫЕ велосипеды пригодны для езды практическивезде, такие велосипеды в основном использую те, кто серьезно занимаетсяспортом. А еще существуют, такие велосипеды как ТАНДЕМ – двухместный велосипед,ГРУЗОВОЙ – для перевозки грузов, товаров и много других современныхвелосипедов.
— (Звучит сигнал звукового сообщения. На экране сообщение: НадеждаАндреевна, помогите, пожалуйста, с ребятами собрать велосипед) Ребята, мне Мишкаприслал сообщение. Он не может починить свой велосипед
— Поможем Мишке собрать велосипед? Для этого предлагаюразделиться на группы и отправиться в мастерские по сбору велосипедов. Работая вгруппе по образцу, который есть на стенде, вы должны собрать велосипед изпазлов. Затем, посовещавшись, необходимо определить к какому виду относитсясобранный велосипед. Задание понятно?
-Хочу напомнить правила работы в группе:
1.Уважай своего товарища.
2. Умей каждоговыслушать.
3. Не согласен –предлагай!
(вывешивает правилана доску)
— 1 ряд подходят к первому стенду, 2 ряд к стенду № 2, 3 ряд к стенду №3.
(дети собирают велосипед, называют к какому виду он относится).
— Молодцы, ребята. Вы отлично справились с этим заданием! (на экранесообщение от Мишки: Спасибо большое, ребята. вы мне очень помогли. Теперь японял, как нужно собрать велосипед!) Мишка прислал сообщение. теперь он сможетпочинить свой велосипед.
-А это велосипед я предлагаю подарить Маше, чтобы они вместе смедведем могли кататься соблюдая правила безопасной езды на велосипеде. Сразупосле урока мы отправим его почтой нашей Маше.
4. Итогурока. Рефлексия учебной деятельности
— Нашурок подходит к концу. Мы теперь знаем, когда изобрели велосипеды? Какназывались раньше велосипеды? (костотряс, паук, быстрая нога). (Переносит табличкуИСТОРИЮ ИЗОБРЕТЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА под слово ЗНАЮ)
-Из каких частей состоит велосипед? (Переноситтабличку УСТРОЙСТВО ВЕЛОСИПЕДА под слово ЗНАЮ).
— С какого возраста можно ездитьна велосипеде по улицам и дорогам города? (с 14 лет). (ПереноситтабличкуПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЕЗДЫ НА ВЕЛОСИПЕДЕ под слово ЗНАЮ).
-А помогли нам слова ХОЧУ, МОГУ, ЗНАЮ в достижении поставленной цели?
-А что бы вы еще хотели узнать о велосипеде? С этим вы можете познакомитьсядома, вместе с родителями на моем сайте, ссылка имеется на последнем разворотенашего буклета.
-А кто знает, кто такой велосипедист? Верно. «Велосипедист» — это то, кто управляет велосипедом.
-Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У каждого из вас на парте вконверте есть фигурка велосипедиста. Нарисуйте ему веселую улыбку, если выдовольны своей работой на уроке. Если у вас возникли какие-то трудности, тонарисуйте ему грустную улыбку. (на экране образцы веселой и грустной улыбок Доволенсвоей работой на уроке. Было трудно на уроке).
-А теперь выйдите к доске и прикрепите своих велосипедистов на велодорожки. Ктоприкрепил, прошу занять свои места.
— Посмотрите,какое большое количество веселых и довольных велосипедистов вышло на прогулку!Молодцы!
-На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо за работу. До свидания!