Урок1
Тема.Россия-нашаРодина.
Цель: датьпредставление о многообразии и единстве духовных традиций народовРоссии;
создать условия для развития представлений школьников о духовном мире
человека; актуализировать представления школьников о значении культурных
традиций в жизни человека, семьи, общества; активизировать интерес учащихся к
предмету.
Оборудование:карточкидля индивидуальной работы; клей; жёлтый карандаш;
презентация.
Ходурока.
I. Оргмомент.
II. Вступительноеслово учителя. Знакомство с учебником.
— Мыначинаем изучение нового для вас предмета – Основы православной культуры исветской этики. Этот предмет разделён на 6 модулей. Нам предстоит отправиться винтересное путешествие под названием «Основы православной культуры».
— Рассмотрим учебник«Основы православной культуры». Кто автор этого учебник? (А.Кураев).
— Ознакомьтесь ссодержанием. Какие слова чаще других встречаются в названии тем? (Христос,христиане).
— Знакомы ли вы сданными словами?
— Какие темыпоказались вам интересными? Почему?
— Давайтепознакомимся с построением статьи урока. Каждая статья начинается с рубрики «Выузнаете» и заканчивается «Вопросами и заданиями» к теме. Кроме того, изучить ирасширить материал поможет рубрика внутри статьи «Это интересно», а такжемногочисленные иллюстрации: фото, репродукции картин, икон.
III.Сообщение темы и цели урока.
— Прочитайтеназвание темы первого урока. (Россия-наша Родина).
— О чём вы узнаетена уроке? Определиться вам поможет рубрика в начале статьи.
— Запишем втетрадь тему урока.
IV.Актуализация знаний учащихся. С/р по карточке.
-Перед тем как начать серьёзный разговор о Родине, проверьте, хорошо ли вызнаете страну, в которой мы живём. Ответьте письменно на вопросы в карточке(предварительно приклейте её в тетрадь). Давайте поработаем простым карандашом,чтобы можно было легко исправить ошибки.
— Проверимнаши работы (слайд 2). И если вы не допустили ни одной ошибки, нарисуйтесмайлик на полях. А если ошиблись, выучите к следующему уроку эти сведения.
V. Работапо теме урока.
1. Представление оРоссии как о многонациональной стране.
— Посмотрите наслайд (слайд 3) презентации. Кого мы видим? (Представителей разныхнациональностей).
— Есть ли средивас представители этих народов?
— Что объединяетэтих людей? Как их можно назвать одним словом? (Россияне).
— В третьем абзаце(с. 4) прочитайте, сколько национальностей проживает на территории России(около 200).
— Запишите втетрадь названия трёх народностей, которые вы запомнили.
— Все народы нашейстраны живут дружно. Все мы подчиняемся одним законам, живем в одномгосударстве, уважаем культуру и традиции других народов.
2. Понятие«культура», «духовная культура» (слайды 4, 5, 6).
— А что же такоекультура? В переводе с латинского языка слово «культура» первоначально означало«возделывание», позднее это слово стало обозначать «воспитание», «образование»,«развитие», «почитание».
— В современноммире слово «культура» имеет множество определений. В понятие культуры входиткак деятельность человека, так и всё то, что было им создано.
— Прочитайтепервые два абзаца на с. 5. Какой бывает культура? (Материальной и духовной).
— Что такоематериальный и духовный мир человека? (слайд 7).
3. Внутренний мирчеловека.
— Слышали ли высловосочетание «внутренний мир человека»? Как вы его понимаете?
— Прочитаем частьстатьи под названием «Внутренний мир человека» (с. 5)
— Что общего междувнутренним и внешним миром человека?
— Подберитесинонимы к словам (слайд 8). Теперь вы знаете, что должно окружать человека ижить внутри него, а с чем надо бороться.
4. Культурныетрадиции (слайд 9, 10, 11).
— У каждогонарода, проживающего в нашей стране есть свои национальные традиции, которыедошли до нас из глубины веков, передавались из поколения в поколение.
— Запишем втетрадь определение понятия «традиции». Это трудовая деятельность, обычаи,верования, порядки, которые передаются от поколения к поколению.
— Именно традициипомогают нам осознавать свою принадлежность к своему народу. Традиции и есть таниточка, которая связывает между собой поколения.
— Посмотрите.Старинные колыбели для новорожденных. У каждого народа своя особеннаяконструкция. Но все они объединены любовью и заботой о родившихся детях. Илиследующий слайд, на котором изображены свадебные наряды разных народов. Ониинтересны и красивы по-своему. Но объединяет их желание подчеркнутьторжественность и важность этого события.
— И каждый в нашейстране должен помнить, что мы уважительно и бережно относимся не только к своимнациональным традициям, но также и к традициям других народов. Ведь мы всезовёмся россиянами, живущими в одной большой стране.
VI. Закреплениеизученного. Викторина (слайды 12-19).
1) Назовитегосударственные символы государства.
2) Выберитегерб России.
3) Определитефлаг России.
4) Скольконациональностей проживает на территории нашей страны.
5) Какодним словом назвать жителей нашей страны?
6) Культурабывает…
7) Внутренниймир человека отражает…
VII. Итогурока.
— Что нового оРоссии вы узнали на уроке?
— О чём расскажетедома родным, друзьям?
— Какие знания,полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?
VIII. Д/з: с. 4-6 –прочитать материал, подготовить пересказ; выучить по тетради
определения; выполнить задание по карточке (слайд 20-21).
Россия– наша Родина.
Русские,украинцы, буряты.
Культура
Материальная Духовная
Традиция- это трудовая деятельность, обычаи, верования, порядки, которые передаются отпоколения к поколению.
Домашняяработа.
Человекбез Родины, что соловей без песни.
Нашемународу Родина дороже богатства.
Народноебратство дороже богатства.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
рОССИЯ – НАША рОДИНА
Урок 1 -
2 слайд
Я знаю, где живу
Российская Федерация
Москва
Сахалинская область
Южно-Сахалинск -
3 слайд
россияне
-
4 слайд
Что такое культура?
1) от лат. cultura — возделывание. -
5 слайд
Что такое культура?
2) от лат. cultura — воспитание,
образование, развитие. -
6 слайд
Что такое культура в современном понимании?
В понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано. -
7 слайд
Культура
материальная
духовная
музыка;
художественные произведения;
мудрые изречения;
произведения искусства… -
8 слайд
Внутренний мир
человека
добро
любовь
высокое
светлое
красивое
честь
истина
милосердие
Внешний
мир
человека
зло
ненависть
низкое
тёмное
безобразное
бесчестие
ложь
жестокость -
9 слайд
Традиции
Это трудовая деятельность, обычаи, верования, порядки, которые передаются от поколения к поколению. -
10 слайд
Культурные традиции
русская
чеченская
татарская
чукотская -
11 слайд
Культурные традиции
русские
корейцы
мордва -
12 слайд
Викторина
1) Назовите государственные символы нашего государства.
герб
гимн
флаг -
13 слайд
Викторина
2) Выберите герб России.
А)
Б)
В)
герб
Сахалинской
области
герб
Российской
Федерации
герб
Китая -
14 слайд
Викторина
3) Определите флаг России.
А)
Б)
В)
Флаг
Российской
Федерации
Флаг
Франции
Флаг
Нидерландов -
15 слайд
Викторина
4) Сколько национальностей
проживает на территории нашей
страны?
А)
Б)
В)
Около 200
1 — русские
Около 20 -
16 слайд
Викторина
5) Как одни словом назвать жителей нашей страны?
Россияне -
17 слайд
Викторина
6) Культура бывает…
А)
Б)
В)
материальной и музыкальной,
духовной и малой,
материальной и духовной. -
18 слайд
Викторина
7) Внутренний мир человека отражает…
А)
Б)
В)
жизненный опыт, эмоции, чувства;
умение быть лидером в коллективе;
способность добиваться желаемого. -
19 слайд
Молодцы!!!
-
20 слайд
Домашнее задание:
с. 4-6 – прочитать материал, подготовить пересказ;
выучить по тетради определения;
выполнить задание по карточке. -
21 слайд
Карточка для домашнего задания:
