1. Ф.: И.О. учителя Сгибнева ИринаАлексеевна, Жихарева Светлана Валентиновна
2. Класс: …8 класс.
Дата: ….
Предмет: Финансовая грамотность.
№ урока по расписанию: ……
3. Тема урока: Деньги:что это такое?
4. Место и роль урока в изучаемой теме:
5. Цель урока: Владение понятиями:деньги и денежная масса
Задачи:
1. Создать условиядля формирования представления о денежной массе и её структуре – различатьвиды денег (наличные и безналичные); функции денег;
2. формироватьнавыки работы пользоваться дебетовой картой того, что наличные деньги неединственная форма оплаты товаров и услуг;
3. Формироватьразумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
1. Этап мотивации (самоопределения)к учебной деятельности.
Дляэтого берется три ксерокопии денег достоинства 100 рублей. Одна купюраразрезается на 8-10 частей, другая купюра остается целой и третья купюраразрезается на 1/3.
Представим,что родители попросили вас сходить в магазин и купить концелярские товары и оставили вам деньги в конверте. Но, пока вы собирались в магазин, ваш маленькийбратишка забрался на диван и поиграл с вашим конвертом. Давайте откроем этотконверт.
Что мы видим? (чтоодна купюра разорвана, другая тоже и одна только целая).
2. Этап актуализация и фиксированиеиндивидуального затруднения в пробном действии.
«Что делать в такой ситуации? То, чтоосталось в конверте, это просто клочки бумаги или всё ещё деньги?».
Учительдаёт возможность учащимся высказать свои предположения о том, что можно сделатьв ситуации и какие из купюр являются деньгами, и почему целая, а не другие? Еслиучащиеся говорят, что разорвнные купюры это клочки бумаги, то, что такоеденьги. Если учащиеся формулируют приблизительно правильные ответы (говорят,что можно обменять деньги в банке), то учитель спрашивает, почему это можносделать и можно ли обменять в банке, и все ли можно обменять в банке, подводитих к пониманию необходимости изучения самого понятия «деньги», их видов иобсуждению различия современных (символических) и первых (товарных) денег.
3. Этап выявленияместа и причины затруднения.
анализучащимися возникшей ситуации, определение причины затруднения, осознаниетого, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
На доске составить кластер из слов икартинок, напечатанными на бумаге
1)Разорванные, 1/3 разорванные, целая купюра (фото)
2)Не деньги, Деньги, Обменять в Банке (слова)
Затруднениявызвали? А хотите узнать правильность решения нашей ситуации?
4. Этаппостроения проекта выхода из затруднения.
постановка целей учебной деятельности,выбор способа и средств их реализации
Так какова же тема урока? Деньги. Что этотакое?
План урока:
1. История возникновения денег.
2. Выяснить, что может быть деньгами
3. Функции денег? Или какую роль выполняютденьги?
4. Какие формы новых денег появились в XXвеке?
Врезультате урока учащиеся должны овладеть основными понятиями и прийти кпониманию сути денег и денежного обращения.
5. Этапреализации построенного проекта.
1. Что же такое деньги?
Преждечем дать ответ, давайте немного разберёмся с «историей вопроса».
У:Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводилискот, строили хижины. У них появилась необходимость обмениваться вещами,предметами. Те, у кого было много овец. Меняли их на одежду. Охотники менялимясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. Насовременном языке это называется бартером – обменом товара на товар.
Определение: Бартер – это обмен товара на товар
Нопостепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг сдругом, а с каким-то одним товаром. Роль денег как эталона всех обменов всегда выпадала товару, на который имелсянаибольший спрос или который больше всего подходил для этих целей (соль,хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, коровы, ракушки,сушёная рыба и многое другое).
Насовременном языке товары, которые применяются не только по своему прямомуназначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.
Определение:Товарные деньги – это товары, которые применяются как деньги
Чемнеудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, ихсложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)
Гораздопозже в качестве товарных денег стали использовать металл в слитках, а потомперешли к чеканке монет из драгоценных металлов.
Деньги, пожалуй,одно из самых великих изобретений человеческой мысли. Даже малоразвитыеобщества в самых отдалённых уголках Земли создали свои виды денег.
Чтоозначает слово “монета”?
1-йребёнок: Это имя (а точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta –по латыни “советчица”. Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войндавать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетныйдвор, где чеканились деньги. По имени “хозяйки” храма они стали называтьсямонетами.
2-йребёнок:А слово “деньги” (в древнерусском языке употреблялось иединственное число – деньга) известно у нас с конца XIV в. Учёные предполагают,что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми илипутешественниками.
3-йребёнок: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещейоценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны. Ногаты, куны.
Гривна– это слиток серебра примерно в 200 гр.
Ногатаи куна – это часть гривны.
Частотак получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть,четверть. От слова “рубить” (древнее – рубь – край, грань) и произошлоназвание.
4-йребёнок: При Иване Грозном в XVI векепоявилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник скопьем в руке. В народе быстро прозвали их “копейными деньгами” или копейками.
Итакмы выяснили что такое деньги? Зачем они нужны? Какую роль выполняют?
Учитель: А теперь мы выясним основные функцииденег.
Деньгив экономике исполняют четыре основные функции:
•средство обращения (содействия обмену);
•средство измерения (учёта);
•средство сбережения и накопления богатств;
•средство платежа.
У:.Таксложилось, что с глубочайшей древности рядом живут два вида денег:государственные и частные.
Задание: Работа вгруппах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача — определить, какуюфункцию играют деньги в каждом случае.
Карточка№1
Единственноеих занятие — торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продаютпокупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обмена(обращения)).
Карточка№2
Еслив Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынкахВизантии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купитьили рабыню, или хорошего скакуна. ( Средство измерения (мера стоимости)).
Карточка№3
Вруках воинов — купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций,постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления(сбережения)).
Карточка№4
Подмастерье,трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованьеза свою работу. ( Средство платежа).
Молодцы!Справились и с этим заданием!
Выпуск (эмиссия) бумажных денег разрешается только центральнымбанком государства (форма организации которого, впрочем, может быть разной).
Центральныйбанк — это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег,обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной систем.
ХХвек породил новые виды взаимодействия между покупателем, продавцом и банком.Появление телефонной и телеграфной связи, компьютеров и Интернета, связавших вединую информационную сеть крупные торговые точки и банки, сделало возможнымобходиться при покупках вообще без наличности и расплачиваться снятием денегнепосредственно со своего банковского счёта. Для оплаты покупок и услугиспользуются банковские карты. На пластиковой карте содержится информация овашем банковском счёте. При осуществлении платежа происходит «диалог» междумагазином, рестораном, железнодорожной кассой и т. п. и вашим банковскимсчётом, который уменьшается на величину сделанной покупки или стоимости услуги.
Современем по мере развития компьютеризации даже самые небольшие магазины сталипринимать к оплате пластиковые банковские карты. Человек получил возможность житьбез наличных, причём не только в своей стране, но и за рубежом. Существуетнесколько видов международных банковских карт. Их выпуск осуществляют банки,объединённые в международные платёжные союзы. Именно это и позволяет переезжатьиз страны в страну без наличных денег, либо получать эти наличные в банкоматах,либо везде расплачиваться за товары и услуги с помощью этих международных карт.
Новое явление —электронные деньги. Их часто путают с банковскими картами или синтернет-банкингом. На самом деле это просто более новый, более удобный варианттого же электронного кошелька. Электронные деньги не привязаны ни к имени, ни кфамилии своего владельца и в этом смысле похожи на наличные, только ониудобнее. Процесс платежа
электроннымиденьгами осуществляется быстро, не возникает очередей, не надо выдавать сдачу,деньги просто переходят от плательщика к получателю.
В Россиииспользуется несколько платёжных систем и со временем эти системы становятсявсё более удобными для использования и пополнения средств.
Совокупностьвсех денежных средств в наличной и безналичной формах образует денежную массу.Обычные граждане,не занимающиеся финансами профессионально, чаще всего имеютдело с наличными деньгами, а также банковскими вкладами и ценными бумагами.
Но об этом мы ещёпоговорим далее.
А мы сейчас живемв XXI веке и ваши родители да и вы пользуетесь дебетовой картой. Вы умеете?
В ходеобсуждения учащиеся должны усвоить несколько действий:
–вставить карту в банкомат;
–ввести пин-код;
–выбрать в меню необходимую операцию (если ошиблись, вернуться на главнуюстраницу);
–внимательно ввести сумму (для снятия или внесения, оплаты телефона или другихплатежей);
–подтвердить выполнение операции;
–завершить выполнение операции;
–забрать карту;
–взять чек.
Припользовании банковской дебетовой картой, вы должны соблюдать важные правила:
– нехранить пин-код и карту вместе;
– незабывать карту в банкомате и других местах;
– еслиу вас украли карту или вы её потеряли, заблокировать карту;
–хранить чеки до подтверждения операций (а лучше какой-то длительный срок);
– привозникновении проблем обращаться в банк (по телефону или лично).
6. Этап первичногозакрепления с проговариванием во внешней речи.
Учительорганизует обсуждение, направленное на решение проблемы, сможем ли мы купитьконцелярные предметы на те деньги, которые у вас в конверте (что делать, еслиденьги были испорчены).
Входе обсуждения важно научить учащихся находить способ решения практическойпроблемы, опираясь на полученные в ходе лекции-беседы знания.
Учащиесядолжны сформулировать ответ примерно так:
— Те деньги,которые испорчены (порваны на 1/3), нужно их заменить: прийти в любой банк (должносохраниться не менее 55% площади купюры) и обменять купюры на новые.
Этоможно сделать, так как современные деньги символические и сама банкнота неимеет ценности, а её ценность обеспечена ответственностью государства в лицецентрального банка.
— Аденьги, которые порваны в клочья обмену не подлежат.
7. Этапсамостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание:Заполнение таблицы (проверить друг у друга)
Примеры ситуаций |
Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. |
? |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. |
? |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. |
? |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. |
? |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. |
? |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. |
? |
Покупатель в магазине «Электротовары» приобретает микроволновую печь. |
? |
Человек оформляет кредит в банке на покупку автомобиля. |
? |
Найден клад, зарытый приблизительно в X в. (серебряные монеты в горшке). |
? |
При поступлении на работу курьером молодому человеку была начислена зарплата 6000 руб |
? |
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Задание:Расположите в последовательности действий:
– вставить карту в банкомат;
– ввести пин-код;
– выбрать в меню необходимую операцию (если ошиблись,вернуться на главную страницу);
– внимательно ввести сумму (для снятия или внесения, оплатытелефона или других платежей);
– подтвердить выполнение операции;
– завершить выполнение операции;
– забрать карту;
– взять чек.
9. Этапрефлексии учебной деятельности на уроке.
1.Освоитьпонятия, обсуждаемые на занятии.
2.Подготовитьсяк дискуссии по выбранной теме.
3.Обсудитьважные вопросы с родителями (предложены в материалах для учащихся).
V. Итогиурока. Рефлексия.(2 — 3мин.)
Ответитьна любые два вопроса на листочках:
-За что вы можете себя похвалить?
-За что вы можете похвалить одноклассников?
-За что вы можете поблагодарить учителя?
-Что приобрели?
-Что удивило?
Какую функцию выполняют деньги в следующихслучаях
- Гамбургер стоит 15 рублей.
- Безработный получает пособие по безработицы.
- Вы обмениваете рубли на доллары
- За бутылку пепси-колы вы заплатили 25 рублей
- Муж прячет часть зарплаты от жены.
- Вы возвращаете долг своему приятелю.
- Вы хотите купить СД – плеер за 3 тыс. рублей, но не можете себе этого позволить, поскольку у вас нет таких денег.
- У вас в кармане 50 рублей.
- Брокер получил комиссионные от продажи ценных бумаг
- Деньги зашиты в матрас.
- Вы покупаете золото, чтобы сберечь свои деньги от обесценивания.
- Вы получили большое наследство, но пришлось заплатить налог.
- Родители покупают вам фотоаппарат и дарят на день рождения.
- Вы поступили в институт и вам выплачивают стипендию.
- Родители дарят вам на день рождения 500 рублей.
- Вы покупаете государственные облигации.
