X-PDF

Урок по физике «Дисперсия света»

Поделиться статьей

Государственноеказенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа приисправительно-трудовых учреждениях Самарской области» филиал №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Дисперсиясвета»

сприменением технологии ИКТ

 

 

 

Класс 12

Дата проведения ———-

 

 

Подготовила ипровела: Савельева Э.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2022г

 

Урок физики по теме Дисперсиясвета. 12-й класс

 

Цели:

ñ   Образовательная:формирование знаний у учащихся о дисперсии, о спектральном составе белогосвета.

ñ   Развивающая:продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи междуфактами, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.

ñ   Воспитательная:продолжить формирование познавательного интереса к предмету, коммуникативныхумений.

Тип урока – урокизучения и закрепления новых знаний.

Оборудование:компьютер, проектор, компьютерная презентация.

Организационныеформы и методы обучения: вводная беседа, беседа при формированиипонятий, беседа при подведении итогов урока, использование ИКТ.

Ходурока

І.Мотивация познавательной деятельности. Слайд1

Сегодня науроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которомуможно видеть наш окружающий мир цветным.

Почему мирдарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей?

ІІ.Изучение нового материала. Слайд 2

1. Опыты И.Ньютона по дисперсии.

Явлениедисперсии света первым начал изучать Исаак Ньютон и считается одной изважнейших его научных заслуг. Дисперсия была известна и ранее, но обстоятельноона не изучалась. Занимаясь усовершенствованием телескопов, Ньютон обратилвнимание на то, что изображение, даваемое объективом, по краям окрашено.Исследуя окрашенные при преломлении края, Ньютон сделал свои открытия в областиоптики.

Есливнимательно присмотреться к прохождению света через треугольную призму, томожно увидеть, что разложение белого света начинается сразу же, как только светпереходит из воздуха в стекло. В описанных опытах использовалась призма,изготовленная из стекла. Вместо стекла можно взять и другие прозрачные длясвета материалы. слайд3

2. Заданиягруппам:

1.                Установитьзависимость показателя преломления от частоты волны.

2.                Спомощью учебника объяснить явление дисперсии.

3.Выступления учащихся (обобщение результатов экспериментов):

1.                Скоростьсвета зависит от среды.

2.                Призмаразлагает свет.

3.                Белыйсвет – сложный.

Итак,когда происходит разложение света на цвета?

Фронтальныйэксперимент: Слайды 4-5

Посмотритечерез скошенные грани плоскопараллельной пластинки на лампочку. Есть лиокраска?

1.                Посмотритена свет через плоские стороны пластинки. Есть ли окраска?

2.                Когдапроисходит разложение света на цвета?

Вывод: припрохождении света через вещество, имеющее преломляющий угол, происходитразложение света на цвета.

1.                Толькобелый свет при прохождении через вещество, имеющее преломляющий угол,раскладывается на цвета.

2.                Фиолетовыелучи преломляются сильнее красных: nф>nк, n=с/υ, υк > υф 

Из явлениядисперсии следует, что волны, входящие в состав белого света, в веществераспространяются с различными скоростями: с наибольшей скоростьюраспространяется волны, которые мы воспринимаем как красный свет, и снаименьшей волны, воспринимаемые нами как фиолетовый свет.

3.                Цветсвета зависит от частоты: υ =λν.

n=с/λν, νкф, nф > nк

Дисперсия– зависимость показателя преломления от частоты световой волны. Слайд 6

Электромагнитнаяволна определенной постоянной частоты называется монохроматической.

Спектр –совокупность монохроматических излучений, составляющих данное излучение.

Еще Ньютонсоставил перечень основных цветов спектра, которые легко запомнить с помощьюзнаменитой фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Резкойграницы между ними нет.

4.  Примерыдисперсии слайд7-8

Давайтевместе ответим на вопросы:

1.                Каквозникает радуга?

2.                Почемурадуга имеет форму арки?

3.                Почемурадуга кратковременна?

6.Обобщение материала по дисперсии Слайд 9

Подведение итоговурока.


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей