Урок Дата Класс10
Тема:Многообразие стран мира.
Цельурока: формирование представления о современной политической карте мира
Задачиурока:
Образовательные:Изучить основные объекты на политической карте мира: страны и несамоуправляемыетерритории, границы.
Воспитательные:Воспитать эмоционально-ценностное отношение к миру, посредством раскрытиявопроса о многообразии стран мира.
Развивающие:Развить ответственное отношение к учебе, а также логические действия (мышление,анализ и синтез).
Планируемыерезультаты
Предметныезнать основные типы стран в зависимости от суверенности этих стран, выяснитьосновные критерии классификации стран мира, объяснять какие измененияпроисходят на политической карте мира.
Метапредметныеспособность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,умение управлять своей познавательной деятельностью, развивать учение работатьв группах.
Личностныеформирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию.
Средстваобучения: политическая карта мира, мультимедиа-презентация, учебники, атласы.
Формыработы: индивидуальная; фронтальная; групповая.
Типурока: изучение нового материала
ХОДУРОКА
Организационныймомент
Определениеосновных средств обучения на уроке.
Актуализациязнаний (беседа)
? Какуюинформацию можно узнать, используя политическую карту мира?
?Сколько стран в мире? Почему некоторые страны являются непризнанными?
?Политическая карта постоянная или подвержена изменениям?
?Что дает человеку знание того, как формировалась современная политическая картамира?
Изучениенового материала
Граница– это линия, которая определяет пределы государственной территории страны.
Существуютнесколько видов границ в зависимости от принципов их проведения.
Работас картой
Учащиесясоотносят границы на карте с определениями.
Орографические– проводятся по природным рубежам (Россия – КНР, США – Мексика).
Геометрические– проводятся по прямым линиям без учета особенностей местности (страны Сахары).
Астрономические– проводятся через точки с определенными географическими координатами(США-Канада, штаты США).
Рассказ.Формирование политической карты мира: 5этапов
1.Древний(до v в.н.э.) — возникновение и крушение первых государств.
2.Средневековый(V-XVIвв.)-возникновение крупных феодальных государств в Европе иАзии.
3.Новый (соответствует этапу новой истории; XVI-XIXвв.)-формирование колониальнойимперии.
4.Новейший (первая половина XXв.)-формирование социалистических стран, распадколониальной системы.
5.Современный, в нем три основных этапа:
Первыйэтап-возникновение мировой социалистической системы, образование независимыхгосударств в Азии (40-50-е годы XXв.).
Второйэтап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-егоды XXв.).
Третийэтап-крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы иАзии (80-90-е годы XXв.).
Вопросыдля обсуждения:
Почемуразличные исторические эпохи по-разному влияли на процесс формированияполитической карты мира?
Критерииразвитости стран?
Презентация.Основные понятия:
Суверенноегосударство (от фр. souverain – «высший») – политически независимоегосударство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Колония(от лат. colonia – «поселение») – зависимая территория, находящаяся под властьюиностранного государства – метрополии (от греч. metropolis – «материнскийгород»), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемаяна основе особого режима.
Таккак слово «колония» имеет негативный оттенок, то существующие в настоящее времянесамостоятельные территории объединены понятием «зависимые территории»(заморские департаменты, ассоциированные государства, коронные земли и т.п.)
Протекторат(от фр. protector – «покровитель») – форма колониальной зависимости, прикоторой существует некоторая самостоятельность во внутренних делах изависимость от метрополии во внешних отношениях.
Доминион(от лат. dominicum – «владение») – государство в составе Великобритании,признавшее главой английского монарха.
Наоснове качественных показателей страны подразделяют на:
1. Экономическиразвитые
2. Развивающиеся
3. Страныс переходной экономикой
(ВВП)– показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной натерритории данной страны за один год, в долларах США. В последнее времястали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира –индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднююпродолжительность жизни, уровень образованности.
ЗАДАНИЕ.С помощью текста учебника определить (самостоятельное добывание знаний, работаяв группе):
1ряд – подгруппы экономически развитых стран
2ряд – подгруппы развивающихся стран
3ряд – страны с переходной экономикой
Подгруппыэкономически развитых стран:
«Большаясемерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия,Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политическойдеятельности
Менеекрупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВПна душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большойсемерки»
Внеевропейскиестраны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии(доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группепричисляют и Израиль
Образоваласьв 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателюВВП на душу населения к другим экономически развитым странам
Подгруппыразвивающихся стран:
Ключевыестраны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира,обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
Страны,имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов:Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и вАзии и в Северной Америке
Новыеиндустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея,Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая подназванием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
Нефтеэкспортирующиестраны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Брунейи др.
Отстающиев своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страныАфрики, Азии, Латинской Америки
Наименееразвитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год
Страныс переходной экономикой: постсоциалистические страны, многие изних можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва,Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.
ЗАДАНИЕ:Подписать на контурной карте страны «большой семерки».
Физкультминутка:ученики встают из-за парт. Представляют перед глазами политическую карту мира.Учитель называет страну, дети водят глазами, показывая расположение этой странына карте. Ученики, которые знают название столицы этой страны, поднимают вверх две руки. Учитель время от времени проверяет, правильно ли ученики,поднимающие руки, знают столицы названных стран.
???ПГП ??? и определим его роль для страны.
ПГП– положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющимполитическое значение: государственным границам, дружественным или враждебнымстранам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.
1. Поплощади территории
2. Почисленности населения
3. Поособенностям ГП
4. Поуровню социально-экономического развития
Закрепление.
Продолжитефразу, работая с картой:
Полуостровнымистранами являются…
Островнымистранами являются…
Неимеет выхода в море…
Внастоящее время общее количество стран в мире составляет…
Вмировую десятку по показателю площади территории входят…
Кэкономически развитым государствам относятся подгруппы…
Кключевым странам развивающегося мира относятся…
В«большую семерку» входят…
Домашнеезадание.
Параграф по темепересказывать. Уметь показывать страны, которые упоминаются в тексте параграфа,по карте мира, знать их столицы.
Найдите старые названиясовременных государств: Аомынь, Буркино-Фасо, Кабо-Верде, ДР Конго, Танзания,Бангладеш, Зимбабве, Камбоджа, Таиланд, Шри-Ланка.
Рефлексия:было сложно…, мне понравилось…, найду дополнительнуюинформацию про…