Технологическая картаурока Дата___________________
Предмет: информатика
Класс: 9
Автор УМК: Л.Л. Босова,А.Ю. Босова
Урок 36. Логические функции
Планируемые образовательные результаты:
предметные – навыкисоздания электронных таблиц, выполнения в них расчётов по вводимымпользователем и встроенным формулам;
метапредметные –общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки определенияусловий и возможностей применения программного средства для решения типовыхзадач; понимание связи между условной функцией и алгоритмической конструкцией«ветвление»;
личностные –представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферахдеятельности человека.
Цель урока: датьпредставление о логических функциях.
Решаемые учебныезадачи:
Образовательные:
— рассмотрениелогических функций;
— рассмотрениеусловной функции и примеров её использования.
Развивающие:
— развиватьположительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интерес, творческуюинициативу и активность.
Воспитательные:
— воспитаниеинформационной культуры, самостоятельности, ответственности.
Основные понятия,рассматриваемые на уроке: электронные таблицы, вычисление, формула,ссылка, встроенная функция; логическая функция, условная функция.
Используемые науроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя,мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронноеприложение к учебнику: презентация «Организация вычислений вэлектронных таблицах» (9_3_2).
№ |
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих |
Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации; психологическая готовность учащихся к уроку. Регулятивные УУД: — контроль и оценка собственной готовности к деятельности на уроке |
||||||||||||||
2 |
Запись домашнего задания |
§ 3.2.3 |
Работа с дневниками, записывают в тетрадь задания
|
Личностные УУД: — формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД: — формирование навыков письма |
||||||||||||||
3 |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания |
— Для чего нужны встроенные функции — Какие категории встроенных функций реализованы в табличном процессоре, имеющемся в вашем распоряжении? — Назовите основные типы ссылок? — Выполнить задания № 1-5 (слайды 3-5)
— Выполнить задания № 6-7 (слайды 6-7)
Работа со слабоуспевающими учениками: Тестовые задания для самоконтроля, с. 154. Задания № 2, 4, 6, 7, 10, 11 |
— отвечают на вопросы учителя — Функции — это заранее определённые и встроенные в электронные таблицы формулы. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным — математические, статистические, логические, текстовые, финансовые — относительные, абсолютные, смешанные — устно выполняют задания № 1-3 Ответы: 1) б 2) г 3) а № 4
№ 5 а) 0 б) 7 в) 10 г) 2,5 д) 6 № 6 (у доски) а) СУММ (A5:B7) б) СРЗНАЧ (С4:С7) № 7 (самостоятельно, с последующей проверкой у доски) Ответ: 1) 18 |
Познавательные УУД: — структурирование знаний, развитие логического мышления. Регулятивные УУД: — рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: — действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Коммуникативные УУД: — умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. |
||||||||||||||
4 |
Формулирование темы и целей
|
— Рассмотрим задачу о приеме в школьную баскетбольную команду: ученик может быть принят в эту команду, если его рост не менее 170 см — Назовите условие принятия ученика в баскетбольную секцию — Как вы думаете, можно ли записать это условие в виде формулы для ЭТ? — Подумайте, как может называться тема нашего урока? — Назовите цели урока |
— работают с учебником, с. 134 (пример 6)
— если рост >= 170 см, то «принят», иначе «не принят»
Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480 — можно, используя логическую функцию
— «Логические функции» — познакомиться с логическими функциями — научиться применять логические функции при решении задач |
Познавательные УУД: — действия постановки и решения проблем; структурирование знаний, развитие логического мышления; — развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка. Регулятивные УУД: — выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: — умение слушать собеседника; умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать. Личностные УУД: — действие смыслообразования. |
||||||||||||||
5 |
Изучение нового материала |
— Для проверки условий при выполнении расчетов в ЭТ реализована логическая функция ЕСЛИ, называемая условной функцией — Условная функция имеет следующую структуру (слайд 19) — Логические операции в электронных таблицах представлены как функции: сначала записывается имя логической операции, а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды. — Например, логическое выражение, соответствующее двойному неравенству 0<A1<10, запишется: · на языке математической логики (0<A1) И (A1<10) · в электронных таблицах: И(А1>0; A1<10) |
— смотрят презентацию (слайд 19) — записывают в тетрадь: ЕСЛИ (<условие>; <значение 1>; <значение 2>) Здесь <условие> — логическое выражение, принимающее значения ИСТИНА или ЛОЖЬ. <значение 1> — значение функции, если логическое выражение истинно; <значение 2> — значение функции, если логическое выражение ложно.
|
Познавательные УУД: — формирование навыков поиска нужной информации в печатном источнике; развитие грамотности; развитие познавательной активности. Личностные УУД: — умение применять знания на практике. Коммуникативные УУД: — развитие диалогической речи; — принятие позиции других участников образовательного процесса. Регулятивные УУД: — управление собственной деятельностью. |
||||||||||||||
6 |
Физминутка |
Электронные физминутки для глаз |
Выполняют упражнения |
Личностные УУД: — формирование здорового образа жизни. |
||||||||||||||
7 |
Компьютерный практикум |
Задание № 1 1) Заполните таблицу и отформатируйте ее по образцу: 2) Заполните формулами пустые ячейки. Если сумма баллов больше или равна проходному баллу и оценка за экзамен по математике 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет. 3) Сохраните документ. Задание № 2 Разработать таблицу, содержащую следующие сведения о пяти ученика школы (фамилия, возраст, рост). Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если в секцию принимают детей ростом не менее 160 см и не старше 13 лет. |
— работают с таблицей, выполняют задания
Решение: = ЕСЛИ (И(F4>=$C$2;C4>=4); «зачислен»; «не зачислен»)
Решение: = ЕСЛИ(И(B2<=13;C2>=160);да;нет)
|
Познавательные УУД: — формирование навыков работы в табличном процессоре Регулятивные УУД: — планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата и т.д. Личностные УУД: — умение применять знания на практике; — развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения. |
||||||||||||||
9 |
Итоги урока, рефлексия |
— Вам было легко или были трудности? —Что у вас получилось лучше всего, без ошибок? — Какое задание было самым интересным и почему? — Как бы вы оценили свою работу? |
Выставление оценок в дневники |
Личностные УУД: — развитие самооценки
|
Задание№ 1 Задание № 2
