X-PDF

Урок по литературе на тему Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Тема войны в произведении. (5 класс)

Поделиться статьей

 

Предмет: Литература

Класс: 5

Дата: 21.02

Тема: Ю.Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова».Тема войны в произведении.

Задачи: расширение понятийной базы за счет включения в нее новыхэлементов: информация о Тане Савичевой; содействие воспитанию чувства патриотизмаи гордости за наш народ; формирование у учащихся умения реализации нового способасмыслового чтения: интерпретационный способ чтения (от частного к целому).

Планируемые результаты

Метапредметныерезультаты:

Личностное развитие: содействоватьформированию таких качеств личности, как человеколюбие, сострадание; формироватьуважительное отношение к истории и к ее героям, воспитывать неприятие войны.

Познавательные УУД: создавать обобщения, устанавливать аналогии; строитьлогическое рассуждение, делать выводы;

Регулятивные УУД:умение определять цели своего обучения, корректировать свои действия всоответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные УУД: умение организовывать совместную деятельность сучителем и сверстником, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты:развивать навыки внимательного отношения к художественному слову,характеризовать героев-персонажей, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев,представлять развернутый устный или письменный ответ напоставленные вопросы, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимуюдля работы с произведением, выражать личное отношение к художественномупроизведению, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Оборудование: карточки с текстами, презентация.

Ходурока

I. Этап мотивации

Великая Отечественная война стала величайшим испытаниеммужества, стойкости и достоинства советского народа. Символом несгибаемостистал город Ленинград, жители которого мужественно выдержали 900 дней блокады.

Какие чувства вы испытывали, когда вы смотрели фотографиижителей блокадного Ленинграда?

(чувство боли, скорби)

II. Актуализация знаний.

какие ассоциации возникают у вас,когда вы слышите слово ВОЙНА?

На мой взгляд, вы не назвали оченьважное слово. Подумайте, чем можно дополнить наш ассоциативный ряд? Чтобы вампомочь его найти, я прочитаю вам отрывок из стихотворения РобертаРождественского

 

Помните!Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Так какое слово является очень важным, когда мы говорим овойне?

Память.

Что и почему мы должны помнить?

Мы не должны забывать ужасы войны, тех, кто погиб. Надопомнить, чтобы не повторились такие события.

III.Постановка темы и цели урока.

IV.Открытиянового знания.

Презентация.                                                     

1.Биография писателя: ранние годы

Юрий Яковлевич Яковлев родился вПетрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до началаВеликой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Матьпогибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлевич служил зенитчиком, ихбатарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние допротивника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевичподал заявление в партию.

Литературная жизнь

Поступать в Литературный институтписатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели.

На войне окончательноопределилось его стремление стать писателем. В годы войны Юрий Яковлевпечатался в воинской газете Тревога. К моменту поступления влитературный институт, у Яковлева уже было опубликовано несколько детских книгстихов. Яковлев Юрий Яковлевич закончил литературный институт имени Горького в1952 году. Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как авторстихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубомБригантина 74 московской школы, в котором выступал со своими новымирассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев,понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты,своеобразный ребячий язык. Был журналистом, много ездил по стране, писалочерки. Став уже убежденным прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, воФранции, в Англии и Италии.

Циклы армейских стихов Яковлевапоявились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось ихзнакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. Вдетской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор несколькихкниг, он окончил институт. Началась новая жизнь.

Произведения:«Умка», «У человека должна бытьсобака»(сборник)Багульник» (сборник)
«Рыцарь Вася»…

Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москвепосле долгой тяжелой болезни, похоронен на Даниловском кладбище.

2.Чтениепроизведения.

V. Этаппервичного закрепления

 (Викторина)

1. Откуда Валя Зайцева знает подробности жизни Тани Савичевой?

2.Почему Валя считает Таню Савичеву своей подружкой?

3.Кем хотела стать Таня, когда вырастет?

4.Что такое «Дорога жизни»? Почему Валя решила ее отыскать?

5.Почему Валя захотела принять участие в строительстве памятника детям, погибшимв блокаду?

6.Почему Вале стало холодно, когда она начала читать дневник Тани?

7.Какое слово устала писать Валя?

8.Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

9.Что стало причиной смерти Тани?

10.Почему,по мнению Вали, немцы не смогли войти в Ленинград?

11.Почему Валя говорит о Тане и других погибших детях как о живых?

12.Как Валя объясняет свою дружбу с Таней?

13.В тексте есть повторяющееся предложение. Как вы понимаете его смысл?

14.Почему память о прошлом так важна в современном мире?

VII.Итог урока. Рефлексия.

VIII.Домашнеезадание

Читатьи пересказывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЮрийЯковлев — Девочки с Васильевского острова: Рассказ

 

Умерливсе. Осталась одна Таня.
Из дневника Тани Савичевой.
Ленинград, 1942 год.

 

    Я Валя Зайцева с Васильевского острова.

Уменя под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задниелапы и смотрит черными пуговками… Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесилаему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когданадо…

      У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег.Случаются наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа —Невка, впереди — открытое море.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

     У меня есть подружка — Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии,дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиноваялавка… Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, напервом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.

     Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно ужевырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой… Когда бабушкапосылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила сдругой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали.

     Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но онаспотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово.Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться,она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.

    Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок,сложит руки замком и ходит из угла в угол. «Дети, сегодня мы займемся с вамиповторением…» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотяв комнате — никого.

     Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы,василеостровские девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Онаосталась там… моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда наБольшую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Танежизнь.

     Девочка умерла от голода… Не все ли равно отчего умирать — от голода или отпули. Может быть, от голода еще больнее…

     Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога.Прошла два с половиной километра — там ребята строили памятник детям, погибшимв блокаду. Я тоже захотела строить.

Какие-товзрослые спросили меня:

—Ты кто такая?

—Я Валя Зайцева с Васильевского острова. Я тоже хочу строить.

Мнесказали:

—Нельзя! Приходи со своим районом.

Яне ушла. Осмотрелась и увидела малыша, головастика. Я ухватилась за него:

—Он тоже пришел со своим районом?

—Он пришел с братом.

Сбратом можно. С районом можно. А как же быть одной?

Ясказала им:

—Понимаете, я ведь не так просто хочу строить. Я хочу строить своей подруге…Тане Савичевой.

Онивыкатили глаза. Не поверили. Переспросили:

—Таня Савичева твоя подруга?

—А чего здесь особенного? Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.

—Но ее же нет…

Дочего бестолковые люди, а еще взрослые! Что значит «нет», если мы дружим? Ясказала, чтобы они поняли:

—У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок. Он набьет щеки…

Язаметила, что они не верят мне. И чтобы они поверили, выпалила:

—У нас даже почерк одинаковый!

—Почерк? — Они удивились еще больше.

—А что? Почерк!

Неожиданноони повеселели, от почерка:

—Это очень хорошо! Это прямо находка. Поедем с нами.

—Никуда я не поеду. Я хочу строить…

—Ты будешь строить! Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.

—Могу, — согласилась я. — Только у меня нет карандаша. Дадите?

—Ты будешь писать на бетоне. На бетоне не пишут карандашом.

Яникогда не писала на бетоне. Я писала на стенках, на асфальте, но они привезлименя на бетонный завод и дали Танин дневник — записную книжку с алфавитом: а,б, в… У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.

Явзяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:

«Женяумерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.».

Мнестало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.

Ноя василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться сней, а не удирать.

—Давайте ваш бетон. Буду писать.

Кранопустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла палочку,присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать былотрудно. И мне говорили:

—Не торопись.

Яделала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.

Уменя плохо получалось.

—Не торопись. Пиши спокойно.

«Бабушкаумерла 25 янв. Зч. дня 1942г.».

Покая писала про Женю, умерла бабушка.

Еслипросто хочешь есть, это не голод — поешь часом позже.

Япробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод — когда изо дня в деньголодает голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперваголодает, потом умирает.

«Лекаумер 17 марта в 5 часов утра 1942г.».

УЛеки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.

Зарабатывалденьги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел усебя своим рейсфедером. Мне рассказывали.

Гдеон умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила«буржуйка», где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство отсмерти. Леке не хватило лекарства…

—Пиши, — тихо сказали мне.

Вновой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мнене хотелось писать его снова. Но мне сказали:

—Пиши, Валя Зайцева, пиши.

Ия снова написала — «умер».

«ДядяВася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.».

«ДядяЛёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.».

      Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с каждой страничкой дневникаТане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала,что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась — жила. Мне рассказывали…Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Танявысохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнцаболели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, большеполовины. Но с ней была мама, и Таня держалась.

—Что же ты не пишешь? — тихо сказали мне. — Пиши, Валя Зайцева, а то застынетбетон.

Ядолго не решалась открыть страничку на букву «М». На этой страничке Танинойрукой было написано: «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». Таня не написаласлово «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.

     Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писаланаизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый.

Яписала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал набуквы.

—Можешь еще писать?

—Я допишу, — ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь ТаняСавичева моя… подружка.

    Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя,когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы такдолго. Но она жила — значит, не сдавалась!

     Открыла страничку «С». Там было два слова: «Савичевы умерли».

    Открыла страничку «У» — «Умерли все». Последняя страничка дневника ТаниСавичевой была  на букву «О» — «Осталась одна Таня».

     И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, безпапы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом.

Впустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу,но бетон затвердел, и палочка сломалась.

  И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: «Почему одна?

Ая? У тебя же есть подруга — Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова.Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу издома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня подкроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, ТаняСавичева?»

Кто-тоположил мне руку на плечо и сказал:

—Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо.

Яне поняла, за что мне говорят «спасибо». Я сказала:

—Приду завтра… без своего района. Можно?

—Приходи без района, — сказали мне. — Приходи.

Мояподружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан.Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашистыпотому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще многодругих девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. Ис ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней.

Адружат ведь только с живыми.

…Иплывет наш остров, как корабль: слева — Нева, справа — Невка, впереди —открытое море.

 

 

  Рейсфе́дер (нем. Reißfeder), Расфе́дер —чертёжное перо, чертёжный инструмент для проведения линий и знаков на бумагетушью или краской.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.43%
НЕТ
41.57%
Проголосовало: 955

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет