X-PDF

Урок по литературному чтению

Поделиться статьей

Дата:17.10.2021.

 Класс 2»А»

Школа: Майртупская СШ№3

Учитель начальных классов:ЭльдароваЗайнап Хасановна

 

Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнееутро»

Цели:Продолжитьзнакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина. Ознакомитьучащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; развивать умениявыразительно читать произ­ведение, передавая интонацией настроение, находитьнужный отрывок в тексте по вопросам; учить видеть средства художествен­нойвыразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее вырази­тельное значение,прием контраста как средство создания картин.

Задачи:1)способствоватьсовершенствованию навыка выразительного чтения учащихся,как результатапонимания текста,образного мышления ,умение формулировать свои эмоционально-оценочныесуждения.

2)содействоватьразвитию умения анализировать,сравнивать и сопаставлять картины и стихи

Планируемыерезультаты: учащиеся должны уметь читать произведениявслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке,выбирать виды деятельности; по­нимать содержание прочитанного, высказывать своеотношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средствахудожественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее выразительноезначение, прием контраста как средство созда­ния картин.

Личностныерезультаты:

Имеют установки набезопасный ,здоровый образ жизни;мотивацию творческому труду;работе нарезультат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Универсальныеучебные действия:

Регулятивные:осушествляютитоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:обшеучебные-осушествляютпоиск информации в тексте;логические владеют основами смыслового чтенияхудожественных и познавательных текстов,умеют выделять существенную информацию.

Коммуникативные:Вкоммуникацииумеют строит понятные для партнеров высказывания.

Типурока:урок освоения новогознания

Оборудование:портрет А.С. Пушкина, книги писателя; кар­точки (текст речевойразминки, задания).

 

 

 

 

 

                                                           Ход урока

 

 

 

  1.  Организационный момент

                Здравствуйте,ребята

            Начинается урок,мир волшебный нас зовет

           Будем новоеузнавать,мир волшебный постигать

Слушаемвнимательно,учимся старательно

 

У нас сегодня необычныйурок, мы  продолжаем знакомство с волшебным миром А.С.Пушкина

 

А.С.Пушкин быстро научилсячитать.В основном А.С.Пушкин читал французские книги,что повлияло на первыетворческие работы мальчика.Но особые отношения складывались у юного поэта сбабушкой М.А.Ганнибал.Именно бабушка сама обучала Александра  русской грамоте иписьму.Бабушку можно назвать его первым учителем,которому поэт позже посвятитьнесколько стихотворений.Но любовь русским народным сказкам привила ему ,егоняня Арина Родионовна

Яковлева.Это сказалось вдальнейшем на творчестве А.С.Пушкина,которой не только посвятил несколькопроизведений ,но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок.

2. Проверка домашнего задания

Карточки со   стихотворениемА.С.Пушкина «Зимнее утро» (  вставитьпропушенные слова)

 

3. Речевая разминка

—  Прочитайтесамостоятельно стихотворение.

Скрип шагов вдоль улицбелых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул вочи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всенемеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

А. Фет

—  Прочитайтес вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией(еще: с веселой интонацией, с грустной).

—  Прочитайтевыразительно.

4. Актуализация знаний. Введение в тему

Небо вдруг потемнело

Тихо ,тихо и несмело

Солнце село за горизонт

День закрыло как ключом

—  О каком временисуток говорит нам автор? (Высказывания детей.)

—  Докажите, что этоночь.

—  Откройте учебник нас. 90—91. Прочитайте название сти­хотворения, рассмотрите иллюстрации к нему.

—  Как вы думаете, очем мог нам рассказать автор стихотво­рения с таким названием? (Предположенияучащихся.)

—  Кто авторстихотворения? (А.С. Пушкин.)

 Цельурока:Научиться анализировать  и выразительно читать.

5. Физкультминутка

Раз- подняться,потянуться

Два- согнуться,разогнуться

Три- ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть за парту тихо сесть

VI. Продолжение работы по теме урока

 

 

 

1. Чтениестихотворения «Зимнее утро» учителем (или вза­писи)

—  Понравилось вамстихотворение?

2.Словарнаяработа

Веретено — ручноепрядильное орудие в виде деревянной па­лочки с заостренным концом.

Кроет — покрывает.

Лачужка — небольшаястаренькая избушка. Обветшалая кровля — старая, разрушающаяся крыша.

6. Работанад содержанием стихотворения

—  Прочитайтестихотворение самостоятельно и скажите, ка­кие звуки помогают передать войветра и завывание бури. (Звуки [з], [ж], [ш].)

—  С кем и с чемсравнивает поэт бурю? (Он сравнивает ее со зверем и с ребенком.)

—  К кому обращаетсяпоэт? (Он обращается к своей няне.)

—  Какон относится к своей няне? (А своей няне поэт отно­сится с нежностью илюбовью.)

—  Какимнастроением проникнуто все стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобыпередать свое настроение

 в этот зимний вечер?

  4.Блиц турнир:

Класс делится накоманды.

—  Когда и где родилсяА.С. Пушкин? (6июня 1799г. в Москве.)

—  Чтозначит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празд­нично»? (В тот день по всейРоссии звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I.)

—  Накаком языке говорили в семье Пушкина? (В семье гово­рили на французском языке.)

—  КогдаА. Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсеммаленьким.)

—  Кто учил его писатьпо-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

—  Ктоему рассказывал сказки? (Няня Арина Родионовна и дядь­ка Никита.)

—  Перечитайтестатью на с. 84-85 учебника и разгадайте

кроссворд.

1. Слово,которым старуха бранила своего старика в «Сказке о золотой рыбке». (Простофиля.)

2. Язык,на котором написано первое стихотворение А. Пуш­кина. (Французский.)

3. Скольколет исполнилось Саше, когда он впервые приехал к бабушке в имение Захарове? (Шесть.)

4. Город,в котором родился поэт. (Москва.)

5. Кемособенно хотелось быть старухе в сказке А. Пушкина? (Владычицей.)

6. Любимоевремя года поэта поможет узнать загадка. (Осень.)

Тучи серые несу Надземлею вязкой, И рисую я в лесу Золотою краской.

—  Какое словополучилось по вертикали? Допишите имя и от­чество.

—  О чем говорит поэт?

«Деревья в зимнемсеребре» — ….

«Зимы блистательныйковер» —….

—  Вспомните, какназывается такой поэтический прием.

М… — оборот речи,состоящий в употреблении слов и выражений впереносном смысле на основе аналогии, сходства. (Метафора.)

 

7. Выразительноечтение стихотворения

—  Прочитайте стихотворениевыразительно

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, оназавоет,

То заплачет, как дитя

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То как путникзапоздалый

К нам в окошкопостучит.

.

—  Сравните двастихотворения Пушкина: «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они понастроению? (Нет, по настроению они неодинаковы. В стихотворении «Зимнее утро»настроение поэта меняется, а в стихотворе­нии «Зимний вечер» оно грустное.)

__ Какимнастроением наполнено стихотворение?

8.Формированиеиумений и отработка  навыков.                                                                   (Цель :Обобщить и закрепить полученные знания)

1.Обобщающая беседа.

Итак, автор  написал данноестихотворенье чтобы рассказать о своих чувствах,поделиться с читателем своимипереживаниями.Это стихотворенье не о картинах природы,а о чувствах человека.

Стихотворение написанное о чувствах человека называется лирическим.

Чтение про себя,групповоечтение.

6.Рефлексия:Ребята ,впишите вкаждую колонку таблицы ответ на вопрос.

 

Что понравилось на   уроке?

Что не понравилось на уроке?

Любопытные факты, о которых узнали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Подведение итогов урока

—  Что нового узнали ожизни и творчестве А.С.Пушкина?

— Опишите вашичувства ,которые вас пробудило чтение стихотворения «Зимний вечер»

Домашнее задание:

Подготовитьвыразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А. Пушкина.Выполнитьиллюстрацию

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тексты для проверки техники чтения

Жалейкини лягушонок

Подкочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

Бедный,несчастный малыш! — воскликнул Жалейкин. -Как же плохо тебе, бедняжке, в этомгрязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у менядома тебе будет хорошо и уютно!

ДомаЖалейкин посадил лягушонка в самую красивую рас­писную шкатулку, постелил надно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялсяот радости.

—  Помни,лягушонок, мои заботы! Будешь жить в теплоте, сухости и чистоте. Не то, что втвоем грязном болоте!

Алягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив.Он перегрелся на солнце, засох и за­путался в вате.

Какувидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя:еще немножко — и лягушонок бы околел!

ПомчалсяЖалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно.Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой чистой комнате. (155слов)

Н. Сладков

Вопросы

—  Какуюошибку допустил Жалейкин?

—  Чтоспасло несчастного лягушонка?

—  Составьтекартинный план к рассказу.

Финист- Ясный сокол

…Ивот выходит Марьюшка на поляну и видит: стоит избушка на курьих ножках —вертится. Говорит Марьюшка:

Избушка,избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! Мне в тебя лезть, хлеба есть.

Повернуласьизбушка к лесу задом, к Марьюшке передом. За­шла Марьюшка в избушку и видит:сидит там Баба-яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос кпотолку прирос.

УвиделаБаба-яга Марьюшку, зашипела:

Тьфу,тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль от дела лытаешь?

Ищу,бабушка, Финиста — Ясна сокола.

О,красавица, долго тебе искать! Твой ясный сокол за три­девять земель, втридевятом государстве. Опоила его зельем цари­ца-волшебница и женила на себе.Но я тебе помогу. Вот тебе се­ребряное блюдечко и золотое яичко. Когда придешьв тридевятое царство, наймись работницей к царице. Покончишь работу — бериблюдечко, клади золотое яичко, само будет кататься. Станут покупать — непродавай. Просись Финиста — Ясна сокола повидать.

ПоблагодарилаМарьюшка Бабу-ягу и пошла. Потемнел лес,  страшно стало Марьюшке, боится ишагнуть, а навстречу кот. Прыгнул к Марьюшке и замурлыкал:

— Небойся, Марьюшка, иди вперед. Будет еще страшнее, а ты а иди и иди, неоглядывайся… (182слова)

Вопросы

—  Какие признакисказки вы можете выделить в этом отрывке?

—  Пофантазируйте, чемзакончится сказка (Марьюшка по­сетит три Бабы-яги, у нее будут волшебныепредметы: серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце, золотоеверетенце).

Манька

В началезимы, когда подули северные ветры и посыпал колкий снежок, я решил сделать на дачекормушку для птиц. На светлой веранде прямо за окном на деревянной полочке, гдев теплые  дни мы выставляли комнатные цветы, я и организовал «птичью столовую».Насыпал семян, зернышек подсолнуха, тыквенных семечек, даже веточку алой рябиныположил… Отличное «меню» получилось. Должны же прилететь пернатые гости.Юркие сини­цы, степенные снегири, шумные свиристели, бегуны-поползни… Идругие обитатели сада, которых я не запомнил. В общем, стал ждать. И деньпроходит, и два… Что-то не показываются мои го­сти. Откочевали в другой сад,что ли? Где хозяин гостеприимней, приветливей, наверно. Грустно мне сталосмотреть на замерзшие свои гостинцы. Вроде как зря старался… А тут вдругморозы уда­рили. Прямо-таки крещенские. Слышно, как деревья потрески­вают в садусреди ночи.

Просыпаюськак-то утром. Выхожу на веранду. Гляжу, а за мутноватым инистым стеклом огонекмелькнул. Дымчато-рыжий. Будто свеча на новогодней елке. Осторожно такподкрался к окну. Приподнялся на цыпочках, глянул боковым зрением и… обомлел.Белочка! Прибежала, видимо, из соседней рощицы. Поднялась по стволу березки, аона рядом, рукой подать до ве­ранды, — и прыг в кормушку. Голод не тетка. Мигомопустошила «скатерку». И смотрит смородинками глаз в окно. Ждет, навер­но, неподложит ли чего еще сердобольный хозяин. Пришлось раскошелиться. Наполнитькормушку «беличьими гостинцами»: орешками, нарезанным яблоком, сухимигрибочками — хорошо, с осени осталась связка.

Теперьбелка каждое утро — хоть сверяй по часам — поджида­ла меня возле кормушки. Ядаже имечко ей придумал. Манькой назвал. И она охотно реагировала на него.Брала угощение прямо с ладони.

Так ипролетела моя долгая зима в дружбе с лесной красавицей.

Авесной, когда сосульки стали длинными и «плаксивыми» и солнце слепило глаза, растекаясьпо синим сугробам, жена как-то тепло, но с твердостью в голосе сказала:

— Ненадо больше приучать белку. Она разучится добывать сама пищу, станетпопрошайкой и может погибнуть…

Хотямне и было жалко Маньку, но я все же послушался жену. Она была биологом. Изнала толк в своей науке.

Н.Красильников

Вопросы

—  Определите темутекста.

—  Где рассказчикустроил кормушку? Постарайтесь точно от­ветить на этот вопрос.

—  Почему закончиласьдружба с Манькой?

—  Как вы понялизначение слов и выражений: «рукой по­дать», «реагировать», «смородинки глаз»?

(Этотже отрывок после самостоятельной подготовки учащих­ся можно предложить дляпроверки выразительного чтения.)

Итоговая контрольная работа

Вариант1

Прочитайтетекст, выполните задания к нему.

Как лягушка небывалойвеличины выпила всю воду в Центральной Австралии и что случилось потом

Оченьдавно это было. Пришли в страну жара и засуха. И не стало воды ни в одной реке,пруду или ручье. Люди, животные и птицы начали падать и умирать. Исчезли тучи иоблака, и единственной тенью на земле была тень смерти.

Пересталиохотники гоняться за дичью и умирали вместе с животными.

Собралисьте, кто еще был жив, у высохшего главного водопоя и ста­ли обсуждать, кудаделась вся вода в стране.

Оказалось,что ее выпила лягушка небывалой величины.

Ирешили те, кто был еще жив, люди, животные и птицы, рассме­шить лягушку, чтобывся вода вылилась из нее обратно. Но напрасно хохотала перед лягушкойптица-хохотунья, напрасно смешно прыгал перед ней кенгуру и танцевал на однойноге журавль. Лягушка небывалой величины крепко сжала рот и не хотела смеяться.

Тогдазабрался маленький юркий червячок на ее брюхо и начал ще­котать его кончикомхвоста.

Долгокрепилась гигантская лягушка, но наконец не выдержала, за­тряслась от смеха, ивода хлынула водопадом из ее огромного рта.

Исразу наполнились водой реки, пруды и ручьи, и жизнь всего жи­вого быласпасена.

Вопросыи задания

1. Гдепроисходит действие?

а) около засохшей реки;

б) у высохшегоглавного водопоя;

в) около высохшегопруда;

г) у высохшего ручья.

2. Какбы вы озаглавили этот текст?

3. Определитежанр произведения.

а) повесть;                             в) сказка;

б) рассказ;                             г) пьеса,

4. Разделитетекст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какимисловами вы бы могли охарактеризовать лягушку?

6. Сформулируйтеглавную мысль текста.

7.  Каквы понимаете выражение: «Единственной тенью на земле была тень смерти»?

Вариант2

— Прочитайте текст,выполните задания к нему.

Позарившисьна чужое, потеряешь свое

Купецзакупал товары в одном месте и вез их продавать в другое.

Однаждыостановился купец возле реки, пообедал, а потом вновь навьючил свой караван идвинулся дальше. Да через некоторое время вспомнил, что оставил на привалекошель с деньгами.

Воротилсяон быстрее назад, чтобы поискать потерянные сто монет, и повстречал человека.Незнакомец его спрашивает:

— Чтоты здесь ищешь?

— Давот деньги потерял.

— Асколько денег у тебя пропало?

— Стомонет, — ответил купец.

Обрадовалсянезнакомец:

—Их-то я, видимо, и нашел! Вот твои деньги! Купец взял деньги, а потом иговорит:

— Уменя пропало двести монет! Верни мне остальные!

Неможет того быть! Я нашел сто! — удивился незнакомец. Пришлось им идти к царю —пусть сам царь рассудит их. Царь спросил у купца:

—Сколько денег у тебя пропало?

Двестимонет.

Асколько ты нашел? — обратился царь к незнакомцу.

— Сто,— ответил тот. Тогда царь сказал:

Разу тебя, купец, пропало двести монет, спрашивай у того, кто нашел двести. А тот,кто нашел сто, вправе взять их себе, потому что это не твои деньги.

Вопросыи задания

1.  Гдепроисходит действие?

а) в лесу;                                в) у реки;

б) в поле;                               г) у озера.

2. Какбы вы озаглавили этот текст?

3. Определитежанр произведения.

а) повесть;                             в) сказка;

б) рассказ;                             г) пьеса.

4. Разделитетекст на четыре части. Озаглавьте их.

5. Какимисловами вы бы могли охарактеризовать купца?

6. Сформулируйтеосновную мысль текста.

7.  Объясните,как вы понимаете заголовок «Позарившись на чужое, потеряешь свое».

Ответы.Вариант 1. 1 (б), 3 (в), 7 (кругом былаопасность: все могли умереть). Вариант 2. 1 (в), 3 (в), 7 (будешь желатьчужое -свое потеряешь).


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет