X-PDF

Урок по литературному чтению по теме Л.Н. Толстой Прыжок ( 3 класс )

Поделиться статьей

Конспект урока по литературному чтению 3- Б  класс.         19.12.2022 г

УчительПопандопуло Е.Н.

 

Тема урока: Л.Н. ТолстойПрыжок.

Цели:познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать иоценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, егосюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

ФормироватьУУД:

ЛичностныеУУД: формировать эстетические потребности,ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, пониманияи сопереживания чувствам других людей.

РегулятивныеУУД: понимать цель и смысл выполняемыхзаданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;высказывать своё предположение.

КоммуникативныеУУД: воспринимать мнение о прочитанномпроизведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного,использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

ПознавательныеУУД: умение ориентироваться в своей системезнаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новыезнания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт иинформацию, полученную на уроке.

Планируемыйрезультат    

Предметные:отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении,героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения сморально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные:наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владениекоммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешногосотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные:готовность слушать собеседника и вести диалог.

 

Ход урока

I.Организационныймомент.

 

ІІ. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого поплану.

ІІІ.Речевая разминка.

Я тебеоткрою тайну,

Никому не говори…

Если рано тыпроснешься,

Если встанешь до зари,

Если тихо выпьешь чаю,

Если выйдешь из дверей,

Если ты пойдешьнаправо,

А потом чуть-чутьлевей,

Обогнешь большойколодец,

Обойдешь засохшийпруд…

Там, у старойводокачки,

Под забором две собачки

Громко косточку грызут!

И.Пивоварова

—  Прочитайте способом«птичий базар».

—  Прочитайте медленно,затем с ускорением.

—  Прочитайте, начинаябыстро, затем замедляя темп чтения.

—  Прочитайте быстро,скороговоркой.

—  Прочитайтевыразительно.

ІV. Самоопределение к деятельности.

На доске написаны слова: Мачта, капитан, палуба, каюта,матросы, море.

       — Прочитайте слова. На какую тему все эти слова? (Корабль)

Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы,приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры вЕгипте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э.появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан болеебыстроходный корабль – галера. Она имела  длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один рядвёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кромевёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флотуосуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.

      -Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».

Такие корабли раньше служилиосновным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делаласьиз твердых,  как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на15-25 метров,т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которыхкрепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов,веревочных лесенок.

      -Какую роль на корабле выполняет капитан? (Ответы учащихся)

Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством какогописателя? (Льва Николаевича Толстого).

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказываетбиографию).

       ЛевНиколаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежалк богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла,когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, ихвоспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку,медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё оченьмало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой  открыл в ЯснойПоляне школу, написал учебник для детей и сам учил их.
    
Смолоду Л.Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепкимчеловеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительныепрогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь онтрудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно,что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько  дней до кончины оннавсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь вглуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Яснойполяне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятиллитературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.Полное собрание сочинений  составляет 90 томов!

ыпознакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадатьназвание.

JRZUПLVYРЫGSЖWVNОК(выбрать русские буквы)

-Откройте в учебнике стр.

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

— Какие  цели поставим на уроке? (Познакомится спроизведением, выяснить главную мысль).

— Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

-Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

-Что означает слово “прыжок”?

-А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бываютразные.)

V. Словарная работа.

— Прежде чем начать читатьтекст, уточним значение незнакомых  слов.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

Двааршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Физминутка

Представим,что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.

VI.Первичное знакомство с текстом.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждатьпрочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

(Учитель читает до слов « Онаподпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику…»)

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошаяпогода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? ( Эти детали помогаютпонять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия,им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющуюобезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

— Как вы думаете, откуда накорабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия,и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «ещебольше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

-Как называется этот рассказ?(Рассказ «Прыжок»)

-Предположите, что будетдальше? (Предположения детей).

-Продолжаем работать над текстом. (Читает один из учеников).

-Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей)

VII.Работа над содержанием текста.

— Почему мальчик залез намачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобраласьна мачту. А все стали смеяться)

— Какие чувства при этомиспытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

— Найдите в тексте слова,описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

-Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущаетсвою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своимсмешным положением).

-Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик иматросы)

(подвестидетей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а егоподчинённые над ним смеялись.)

-Сознавалли мальчик  ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какиечувства овладели мальчиком? (Задор)

-Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Вкакой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось кпроисходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он можетпросто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающихизменилось к происходящему? (Все молча смотрели, кто-то ахнул отстраха)

— Какая опасностьподстерегала мальчика? (Разбиться)

— Кто же спас его? (Отец –капитан).

— Каким образом он сделалэто? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана? (Орешительности, находчивости)

— Как вы думаете, почемукапитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

— Когда вы переживали замальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характераприсущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

— Почему в конце рассказаничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причинаслучившегося)

VIII. Итог урока.

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Каквы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тожепоступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость,растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)

-Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? чит несовершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь отэтого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

-Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся накорабле, а в  жизни может нам пригодиться данный вывод?

 

Дифференцированнаяработа

1 группа Какая пословицаподходит к рассказу?

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын —храбрец.

Кому потеха, а мне не досмеха.

Где смекнёт боец, там врагуконец.

2 группа составлениекартинного плана

3 группамоделированиеобложки

 

IX. Рефлексия.

 -Выскажите своёотношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените своюработу на уроке:

Отлично работал,  и многоепонял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтыйпарус.

Остались ещё вопросы и кавтору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованнымикорабликами, раскрасить парус)

X. Домашнее задание.

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текстот лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Стр. 127-129 Пересказ рассказа Л. Н. Толстого Прыжок от именимальчика, в тетради нарисовать понравившийся эпизод


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет