X-PDF

Урок по литературному чтению во 2 классе. Тема: М. Зверев. «Хлопот полон рот у природы»

Поделиться статьей

Урок по литературному чтению во 2 классе.

 

            Тема:    М. Зверев. «Хлопот полонрот у природы»

 

Цель:  углубить  первоначальное  представление  об олицетворении;  пересказывать  произведение,   сохраняя языковые особенности.

Планируемые результаты(задачи урока):

Предметные: чтение и анализ содержания рассказа М. Зверева «Хлопотполон рот у природы», первоначаль­ное освоение понятия «олицетворение».

Личностные: воспитывать эстетическое чувство, уме­ние видеть природу ибережно относиться к ее красотам.

Системно-деятелъностные: формирование умения работать по содержанию прочитанного;формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать последователь­ностьсобытии в тексте, развивать мышление (умение рас­суждать о прочитанном).

                                                

                                                        Ход урока

 

1.  Организационно-мотивационный момент. Откры­тие темыурока.                                                                 

На доске портрет Максима Дмитриевича Зверева и иллюстрациик его произведениям. Запись на доске на­звания рассказа «Хлопот полон рот уприроды». Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня наша тема урока? Очем говорит название рассказа? (Рассказ об осени).

 

2.  Актуализация знаний (чтение отрывков из рас­сказов М. Д. Зверева по выборуучителя). Выставка книг М. Зверева.

Максим    Дмитриевич Зверев (1896-1997) — казахстанскийписатель, написавший бо­лее 120 произведений о природе. Его называют певцомприроды, потому что его книги — это путешествие по ле­сам и степям, горам ирекам Казахстана. В своих книгах писатель рассказывает о том, как живут звери иптицы в сухое или дождливое, теплое или лютое время года, его зверипредсказывают погоду, сами себя лечат, помогают другим, даже человеку.

  Детство Максима Зверева прошло на берегу живопис­ной рекиОби, среди алтайской природы. Отец писателя Дмитрии Иванович, родом изкрестьян, научил сына лю­бить природу, писать о ней бережно и любовно

Сказка М. Зверева «Хлопотполон рот у природы» зо­вет детей в удивительный мир, полный жизни, звуков итайн. Она учит детей быть чуткими и внимательными ко всему живому на земле. Вприродоведческой сказке Зве­рева действие происходит в реальном осеннем лесу.

Повадки и образ жизни зверей правдивы. Сказочным являетсялишь то, что красавица Осень разговаривает с животными.

 

4.  Первоначальное знакомство с рассказом. Чтениерассказа.

 

5.  Словарная работа (в рабочих тетрадях): объяснитьзначение слов.

Опрометью — очень быстро, не раздумывая. Куцый хвост — короткийхвост.

 

 

6.  Беседа по содержанию рассказа.

ОпишитеОсень. Какой она представляется писателю?

—  Кого повстречала Осень в лесу?

—  Как ведет себя барсук? Почему?

—  Почему злится Олень? Какими словами успокоила его Осень?

—  Что делали утки-чирки? Как отреагировала Осень на ихповедение?

—  Что Осень посоветовала зайцу, белочке?

—  О чем спорили птицы?

—  Как рассудила спор между птицами Осень?

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

—  Какими качествами писатель наделил Осень?

—  Почему слово Осень написано с большой буквы? Какназывается этот прием в литературе? (Олицетворе­ние.) Восстановитьпоследовательность действий Осени в лесу. С кем она говорила? Кого проверяла?(См. текст рассказа.)

 

7.  Работа над приемом олицетворения. Что называ­етсяолицетворением! Какие слова говорят об осени как о живом существе?Работа по сказке М. Зверева может быть завершена составлением опорногоконспекта: уча­щиеся выписывают слова и образные выражения, харак­теризующиеосень как живое существо.

 

8.  Работа над развитием связной речи: Расскажи олюбом предмете так, как будто он живой. Используй при­ем олицетворения, коданеживые предметы изображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами.Пред­ставь, что чувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает своипоследние листья? Цветок, который увя­дает? О чем будет их рассказ? Что онирасскажут Осени?

 

9.   Чтение по ролям. Подготовить чтение по ролямсценки  «спор птиц»  от слов:   «…понеслась было Осень дальше, но увидела,как птички спорят…» и до «…разле­телись в разные стороны». При чтениипередать характер

каждого персонажа.

 

10.   Задание на дом: пересказ сказки М. Зверева«Хлопот полон рот у природы»; составить рассказ с ис­пользованиемолицетворений.

 

11.   Подведение итогов урока: Что такое олицетво­рение?Как изображается осень в рассказе М. Зверева? О чем говорит Осень с жителямилеса?

 

 

 

 

 

 

 

Работа над развитием связной речи: Расскажи о любом предмете так,как будто он живой. Используй при­ем олицетворения, кода неживые предметыизображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами. Пред­ставь, чточувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает свои последние листья?Цветок, который увя­дает? О чем будет их рассказ? Что они расскажут Осени?

Почему слово Осень написано сбольшой буквы? Как называется этот прием в литературе? (Олицетворе­ние.)Восстановить последовательность действий Осени в лесу. С кем она говорила? Когопроверяла? (См. текст рассказа.)

7.      Работа над приемом олицетворения. Что называ­ется олицетворением! Какиеслова говорят об осени как о живом существе? Работа по сказке М. Зверева можетбыть завершена составлением опорного конспекта: уча­щиеся выписывают слова иобразные выражения, харак­теризующие осень как живое существо.

 

 

Урок литературы во 2-м классе
«Хлопот полон рот у природы» (по произведениюМ.Зверева)
Цели:
1)познакомить детей с творчеством М.Зверева,пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству;
2) дать понятие «олицетворение», развивать навыкправильного выразительного чтения, учить литературному анализу;
3)развивать мышление, память, восприятие, речь;
4) воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет и книги писателя, картинкис изображениями животных, учебник «Литературное чтение» Алматыкітап 2009г.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
— Приветствие.
Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшаетчеловека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
II.Постановка цели урока.
-Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
— Скажите, какие признаки осени вам известны?
-Расшифруйте слово, сложив первые буквы вназваниях осенних месяцев? (сон)
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
Георгий Граубин
-Во все времена поэты и писатели восхваляликрасоту осенней природы.
Писатель Максим Зверев в своем произведении«Хлопот полон рот у природы» изобразил осень в лесу, но сделал это совершеннопо-особенному.
III.Изучение нового материала.
1.Слово учителя о биографии писателя:
Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в1896 году. Первые литературные пробы были сделаны в 6-летнем возрасте: детскиевпечатления от охоты с отцом, прогулок по лесу с друзьями Максим оформил в видекоротких сочинений-рассказов. Герои его рассказов самые разные звери и птицы:гордый хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Писательрассказывал не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергиейи стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле. Охрана природы,животного мира с детских лет стала делом всей жизни писателя-натуралиста.

-Прочитайте название произведения. Как выпонимаете это название?
2.Учитель читает текст.
3.Вопросы в ходе анализа:
— Понравилось вам произведения? Чем?
— О каком периоде осени говорит М.Зверев?
— Что в этом произведении необычно?
Реалистичная или сказочная картина нарисованаписателем?
(Картина реалистичная, а образы сказочные.)
— Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотямы видим, что время года — осень представлена в образе живого существа)
4.Работа над литературным понятием.
-В литературе такой прием называетсяолицетворением.
Прочтите определение в учебнике.
— Какой вы представляете Осень? Опишите её.
— Какие действия совершает Осень, как живоесущество? (Осень идет по лесу и покрикивает на лесных жителей, следит за ихподготовкой к зиме.)
5.Творческая работа:
Напишите письмо-благодарность Осени за еёзаботу.
IV.Итог урока:
-Какое произведение читали? Кто его автор?
-В чем проявилось мастерство писателя?
-Тонко знать и любить природу, животный мир даноне каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства иопределенные усилия. Все это есть у Максима Дмитриевича Зверева.
-Какой литературный прием использовал писатель всвоем произведении?
-Что такое олицетворение?
-Для чего М.Зверев написал это произведение?
(Он хотел показать, как трудно животным в лесу впредзимье, как много у них хлопот, вызвать сочувствие к братьям нашим меньшим,научить быть внимательнее к природе.)
Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным –лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Давайте беречь и охранять природу.Не забывайте слова М.М.Пришвина: Охранять природу – значит охранятьродину…
Ты, дружок,
Смотри не подкачай.
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птах, ни сверчков,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей. (И. Мазин).
V.Домашнее задание.
Выразительное чтение и пересказ текста «Хлопотполон рот у природы».

 

Рефлексия    Составление синквейна

Золотая, красивая.

Сверкает, хмурится , печалится

Осень бегает, зверей к зиме готовит.

Заботливая

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет