Урок по литературному чтению во 2 классе.
Тема: М. Зверев. «Хлопот полонрот у природы»
Цель: углубить первоначальное представление об олицетворении; пересказывать произведение, сохраняя языковые особенности.
Планируемые результаты(задачи урока):
Предметные: чтение и анализ содержания рассказа М. Зверева «Хлопотполон рот у природы», первоначальное освоение понятия «олицетворение».
Личностные: воспитывать эстетическое чувство, умение видеть природу ибережно относиться к ее красотам.
Системно-деятелъностные: формирование умения работать по содержанию прочитанного;формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать последовательностьсобытии в тексте, развивать мышление (умение рассуждать о прочитанном).
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент. Открытие темыурока.
На доске портрет Максима Дмитриевича Зверева и иллюстрациик его произведениям. Запись на доске названия рассказа «Хлопот полон рот уприроды». Как вы думаете, ребята, какой будет сегодня наша тема урока? Очем говорит название рассказа? (Рассказ об осени).
2. Актуализация знаний (чтение отрывков из рассказов М. Д. Зверева по выборуучителя). Выставка книг М. Зверева.
Максим Дмитриевич Зверев (1896-1997) — казахстанскийписатель, написавший более 120 произведений о природе. Его называют певцомприроды, потому что его книги — это путешествие по лесам и степям, горам ирекам Казахстана. В своих книгах писатель рассказывает о том, как живут звери иптицы в сухое или дождливое, теплое или лютое время года, его зверипредсказывают погоду, сами себя лечат, помогают другим, даже человеку.
Детство Максима Зверева прошло на берегу живописной рекиОби, среди алтайской природы. Отец писателя Дмитрии Иванович, родом изкрестьян, научил сына любить природу, писать о ней бережно и любовно
Сказка М. Зверева «Хлопотполон рот у природы» зовет детей в удивительный мир, полный жизни, звуков итайн. Она учит детей быть чуткими и внимательными ко всему живому на земле. Вприродоведческой сказке Зверева действие происходит в реальном осеннем лесу.
Повадки и образ жизни зверей правдивы. Сказочным являетсялишь то, что красавица Осень разговаривает с животными.
4. Первоначальное знакомство с рассказом. Чтениерассказа.
5. Словарная работа (в рабочих тетрадях): объяснитьзначение слов.
Опрометью — очень быстро, не раздумывая. Куцый хвост — короткийхвост.
6. Беседа по содержанию рассказа.
— ОпишитеОсень. Какой она представляется писателю?
— Кого повстречала Осень в лесу?
— Как ведет себя барсук? Почему?
— Почему злится Олень? Какими словами успокоила его Осень?
— Что делали утки-чирки? Как отреагировала Осень на ихповедение?
— Что Осень посоветовала зайцу, белочке?
— О чем спорили птицы?
— Как рассудила спор между птицами Осень?
— Какими качествами писатель наделил Осень?
— Почему слово Осень написано с большой буквы? Какназывается этот прием в литературе? (Олицетворение.) Восстановитьпоследовательность действий Осени в лесу. С кем она говорила? Кого проверяла?(См. текст рассказа.)
7. Работа над приемом олицетворения. Что называетсяолицетворением! Какие слова говорят об осени как о живом существе?Работа по сказке М. Зверева может быть завершена составлением опорногоконспекта: учащиеся выписывают слова и образные выражения, характеризующиеосень как живое существо.
8. Работа над развитием связной речи: Расскажи олюбом предмете так, как будто он живой. Используй прием олицетворения, коданеживые предметы изображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами.Представь, что чувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает своипоследние листья? Цветок, который увядает? О чем будет их рассказ? Что онирасскажут Осени?
9. Чтение по ролям. Подготовить чтение по ролямсценки «спор птиц» от слов: «…понеслась было Осень дальше, но увидела,как птички спорят…» и до «…разлетелись в разные стороны». При чтениипередать характер
каждого персонажа.
10. Задание на дом: пересказ сказки М. Зверева«Хлопот полон рот у природы»; составить рассказ с использованиемолицетворений.
11. Подведение итогов урока: Что такое олицетворение?Как изображается осень в рассказе М. Зверева? О чем говорит Осень с жителямилеса?
Работа над развитием связной речи: Расскажи о любом предмете так,как будто он живой. Используй прием олицетворения, кода неживые предметыизображаются писателем как живые, наделяются речью, чувствами. Представь, чточувствует, например, осеннее дерево, которое сбрасывает свои последние листья?Цветок, который увядает? О чем будет их рассказ? Что они расскажут Осени?
Почему слово Осень написано сбольшой буквы? Как называется этот прием в литературе? (Олицетворение.)Восстановить последовательность действий Осени в лесу. С кем она говорила? Когопроверяла? (См. текст рассказа.)
7. Работа над приемом олицетворения. Что называется олицетворением! Какиеслова говорят об осени как о живом существе? Работа по сказке М. Зверева можетбыть завершена составлением опорного конспекта: учащиеся выписывают слова иобразные выражения, характеризующие осень как живое существо.
Урок литературы во 2-м классе
«Хлопот полон рот у природы» (по произведениюМ.Зверева)
Цели:
1)познакомить детей с творчеством М.Зверева,пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству;
2) дать понятие «олицетворение», развивать навыкправильного выразительного чтения, учить литературному анализу;
3)развивать мышление, память, восприятие, речь;
4) воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет и книги писателя, картинкис изображениями животных, учебник «Литературное чтение» Алматыкітап 2009г.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I.Организационный момент.
— Приветствие.
Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка украшаетчеловека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
II.Постановка цели урока.
-Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
— Скажите, какие признаки осени вам известны?
-Расшифруйте слово, сложив первые буквы вназваниях осенних месяцев? (сон)
Между летом и зимой
Всё впадает в сон:
Засыхает вся трава,
Опадает клён.
Дуб морозом опалён,
Спать барсуки идут.
Люди этот самый сон
Осенью зовут.
Да, сентябрь, октябрь, ноябрь –
Наступает сон:
В первых буквах этих слов зашифрован он.
Георгий Граубин
-Во все времена поэты и писатели восхваляликрасоту осенней природы.
Писатель Максим Зверев в своем произведении«Хлопот полон рот у природы» изобразил осень в лесу, но сделал это совершеннопо-особенному.
III.Изучение нового материала.
1.Слово учителя о биографии писателя:
Родился М.Д.Зверев в сибирском городе Барнауле в1896 году. Первые литературные пробы были сделаны в 6-летнем возрасте: детскиевпечатления от охоты с отцом, прогулок по лесу с друзьями Максим оформил в видекоротких сочинений-рассказов. Герои его рассказов самые разные звери и птицы:гордый хищник – снежный барс и обыкновенный бойкий воробьишка из стаи. Писательрассказывал не просто с интересом, а с любовью, симпатией, восхищаясь энергиейи стойкостью, которыми природа наделила все живущее на земле. Охрана природы,животного мира с детских лет стала делом всей жизни писателя-натуралиста.
-Прочитайте название произведения. Как выпонимаете это название?
2.Учитель читает текст.
3.Вопросы в ходе анализа:
— Понравилось вам произведения? Чем?
— О каком периоде осени говорит М.Зверев?
— Что в этом произведении необычно?
Реалистичная или сказочная картина нарисованаписателем?
(Картина реалистичная, а образы сказочные.)
— Каков жанр этого произведения? (Рассказ, хотямы видим, что время года — осень представлена в образе живого существа)
4.Работа над литературным понятием.
-В литературе такой прием называетсяолицетворением.
Прочтите определение в учебнике.
— Какой вы представляете Осень? Опишите её.
— Какие действия совершает Осень, как живоесущество? (Осень идет по лесу и покрикивает на лесных жителей, следит за ихподготовкой к зиме.)
5.Творческая работа:
Напишите письмо-благодарность Осени за еёзаботу.
IV.Итог урока:
-Какое произведение читали? Кто его автор?
-В чем проявилось мастерство писателя?
-Тонко знать и любить природу, животный мир даноне каждому, в какой-то мере это «божий дар» плюс жизненные обстоятельства иопределенные усилия. Все это есть у Максима Дмитриевича Зверева.
-Какой литературный прием использовал писатель всвоем произведении?
-Что такое олицетворение?
-Для чего М.Зверев написал это произведение?
(Он хотел показать, как трудно животным в лесу впредзимье, как много у них хлопот, вызвать сочувствие к братьям нашим меньшим,научить быть внимательнее к природе.)
Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным –лес, степи, горы, а человеку нужна природа. Давайте беречь и охранять природу.Не забывайте слова М.М.Пришвина: Охранять природу – значит охранятьродину…
Ты, дружок,
Смотри не подкачай.
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижать ни птах, ни сверчков,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса
Простор полей –
Все, что зовется
Родиной твоей. (И. Мазин).
V.Домашнее задание.
Выразительное чтение и пересказ текста «Хлопотполон рот у природы».
Рефлексия Составление синквейна
Золотая, красивая.
Сверкает, хмурится , печалится
Осень бегает, зверей к зиме готовит.
Заботливая
