Математика1 класс
Тема:«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс:1.
УМК:«Школа России»
Цель: создать условия для открытия учащимисянового знания: названия компонентов действий при вычитании,способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
-познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»,научить применять новые термины при составлении и чтении математическихвыражений на вычитание;
-способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
-формирование коммуникативных УУД учащихся.
Цели урока:
учить применятьтеоретические знания при выполнении практических заданий; познакомить учащихсяс названием компонентов и результатом действия вычитания, с разностью каквыражением.
развивать внимательность,логическое мышление, наблюдательность, способность самостоятельно проводитьанализ, делать выводы.
воспитывать интерес кпредмету, взаимопонимание и дружеское отношение к одноклассникам в совместнойработе.
Задачи урока:
Предметные:
Учащиеся научатсяиспользовать математическую терминологию при составлении, чтении и записиматематических равенств на вычитание;
выполнять устно иписьменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах7).
Личностные:
Принятие образа «хорошегоученика», развитие интереса к математике.
Контролировать иоценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценкуна основекритерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Определять иформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговариватьпоследовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать попредложенному учителю плану.
Средства формирования этих действий: технология проблемного диалогана этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верновыполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другимиучениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средства формирования этих действий: технология оцениванияобразовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться всвоей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
выделять существеннуюинформацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символическиесредства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простыхсуждений об объекте; устанавливать аналогии; уметьоформлять свои мысли вустной и письменной форме.
Тип урока:урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
ХОДУРОКА
1.Организационный момент.
Психологическийнастрой учащихся.
Учитель — — Громко прозвенел звонок,
Он позвал вас на урок.
— Какое у вас настроение? Покажитеего с помощью смайликов. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесьдруг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас доконца урока.
Ведь сегодня нас вновь ждут открытия,мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление.
— Девиз урока: «Знаешь – говори,не знаешь – слушай».
— Желаю вам удачи!
2.Актуализация знаний
Учитель — Начнём мы наш урок с разминки
-Самое большое однозначное число. ( 9)
— Сколько дней в неделе? ( 7 )
-Сколько ног у паука? ( 8 )
-Каким числом обозначаем пару предметов? ( 2 )
-У какого числа «соседи» 4 и 6? ( 5 )
-На сколько 6 меньше, чем 7? ( 1 )
-Как называется выражение со знаком > или < ? ( неравенство)
-Что получается в результате сложения? ( сумма )
-Как называется фигура, у которой все стороны равны? ( квадрат )
Учитель — У кого не так?
(3человека подняли руку)
Чтонадо вам повторить, чтобы не было ошибок?
Дети: — Мне надо повторить названиекомпонентов
-А мне правильно решать задачи.
Учитель — Молодцы, что смогли найти своиошибки. В следующий раз будьте внимательными.
Согнителисток (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
Дети: — Получился треугольник
Учитель — А если сложить 2 треугольника? Какаяфигура получится? (работа в паре)
Дети: — У нас с Артёмом получился квадрат
-А у нас большой треугольник.
Учитель — А из 4 треугольников какую фигуруможно построить?
(работав группах из 4 человек).
Детиповернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.
ИТОГ.Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вытоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой
Учитель — Сегодня мы отправляемся в сказку,героиня которой живёт в одном из домиков.
Учитель — Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель — На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
Дети: — Можно разделить на сложение ивычитание.
Учитель — Запишите эти выражения в два столбика.
(Детизаписывают выражения в тетради)
Учитель — Что общего в выражениях первогостолбика?
Дети: — В этих выражениях ответ 5
Учитель — Наша героиня живёт в домике №5.
–Вы её узнали?
Дети: — Это Красная Шапочка
Учитель — Однажды Красная Шапочка отправиласьчерез лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда нивозьмись, появился Волк.
Нонадо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайнообходительным и предложил девочке проводить её.
Лестот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они училисьв лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому зналимного интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, ивсе лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания?
Волкпервым предложил выполнить его задание.
Учитель — Прочитайте математическую запись,используя названия чисел при сложении.
Дети: — Первое слагаемое — 2, второе слагаемое-3, значение суммы равно 5
(Ребятачитают все записи).
Учитель — А теперь прочитайте математическуюзапись, используя названия чисел при вычитании.
(детимолчат)
4. Постановка учебной проблемы (2 мин)
Учитель — Вы смогли выполнить задание?
Дети: — Нет
Учитель — В чём затруднение?
Дети: — Мы не знаем, как называются числа привычитании
Учитель — Как вы думаете, какой будет темасегодняшнего урока?
Дети: — Названия чисел при вычитании
Учитель — Чему мы должны научиться?
Дети: — Мы должны научиться называть числа привычитании, правильно читать выражения на вычитание
Учитель — Сегодня мы с вами попробуем сделатьоткрытие.
(Каждаягруппа получает по 3 конверта с карточками.
В1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое.
Во2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое.
В3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель — При вычитании первое число уменьшается,значит, как его можно назвать?
Выберитена ваш взгляд правильное название и положите его перед собой.
(ребятавыполняют задание)
Учитель — Второе число вычитают, значит, как егоможно назвать?
Возьмитевторой конверт и выберите правильное название.
Учитель — Третье число показывает разницу междупервым числом и вторым, значит, как его можно назвать?
Стретьим конвертом сделайте то же самое.
Передвами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания?
Дети: — Проверить можно по учебнику.
Учитель — Давайте откроем учебник на с.27 ипрочитаем, правильно ли вы догадались.
(ученикиоткрыли учебник и проверяют)
-Молодцы. Верно выбрали названия.
Страницаучебника:
Атеперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действиявычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ,ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ
Итог:с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании.Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление
Учитель — Преодолев некоторое расстояние полесу, наших героев встретила
Лоиосоао
(ответ:лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)
Работа в группах.
Учитель — Ребята, а теперь мы попробуем выполнитьзадание 1 в учебнике, используя полученные знания.
(Задание1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычислиеё)
Каждойгруппе даётся лист А4 и маркер.
Учитель — Решение запишите на листе крупно, чтобыбыло видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбралитакое решение.
Представительот группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняетрешение, выполненное группой.
Примерное объяснение детей:
Уменьшаемое– это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое –это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мывычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5.
Выслушавмнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания.
Контроль результатов: устные ответы,сигнальные карточки.
Молодцы!И с этим заданием вы справились.
Азайчик приглашает вас отдохнуть.
Физкультминутка.
Ребятатанцуют под музыку.
6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел
Кижё
(ответ:ёжик. Надо прочитать справа налево)
Учитель — Он предлагает
-Прочитайте задачу № 2, с.27.
Очём говорится в этой задаче?
Прочитайтеусловие задачи. Что известно?
Чтонужно узнать в задаче?
Передвами две краткие записи.
Учитель — Какаяподойдёт к нашей задаче? Почему?
Дети – Подойдёт вторая, потому что яблокосталось меньше.
Учитель — Поднимите руки те ребята, которые незнают, как решить эту задачу?
Запишитерешение и ответ самостоятельно.
(Припроверке используем названия компонентов действия вычитания.)
Проверка.
Поднимитеруки те, кто выполнил по-другому.
(Вседети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа.
Учитель — А теперь я предлагаю поработатьсамостоятельно. Откройте тетради на печатной основе.
Печатнаятетрадь стр. 16 №1 (по вариантам)
1вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.
Взаимопроверка.
(надоске висит образец)
Итог:при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.
Такнезаметно вышли наши герои к домику бабушки.
Бабушкаочень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками ипопросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение:
Уменьшаемое– 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Детиполучили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)
Атеперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец).
(Всеребята справились с этим заданием)
8.Итог урока.
—Что нового вы узнали сегодня на уроке?
9. Рефлексия
— Какую цель ставили?
— Достигли цели?
— Какие математические термины высегодня узнали?
Расскажите по схеме, чему научилисьна уроке?
ЗНАЮ
Я ЗАПОМНИЛ
СМОГ
— Оцените свою деятельность на урокес помощью светофора.
Спасибо за урок