Открытыйурок по математике в 3 классе
Тема урока: «Таблица умножения и деления счислом 9».
Цель урока: составить таблицу умножения иделения с числом 9 и работать над ее запоминанием; закреплять умение решатьзадачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащийся научитсясоставлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею; решать задачиизученных видов; осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности.
Тип урока – комбинированный.
Методы обучения — словесный, наглядный,частично-поисковый.
Форма обучения — индивидуальная.
Оборудование —учебник, компьютер, презентация.
Ходурока:
I. Организационный момент
(Слайд 2)
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
— Доброе утро! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давай поприветствуемих.
II. Актуализация знаний
(Слайд 3)
Устный счёт
«Задачи в стихах»
— Скажи, ты любишь решать задачи?
— Предлагаю тебе решить задачи в стихах.
(Слайд 4)
Семь весёлых лягушат
Комаров ловили.
Каждый съел уже по пять.
Как же всех их сосчитать. 7х5=35
(Слайд 5)
Мышки с поля колосья таскали
Все они в норки их убирали.
Каждая спрятала их по восемь.
Девять мышек.
А сколько колосьев? 8х9=72
(Слайд 6)
В поле бабочки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможешь посчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? 5х6=30
(Слайд 7)
Девять расписных матрёшек,
В каждой пять дочурок-крошек.
Если бы все рядом встали,
Сколько б ты их насчитал? 9х5=45
(Слайд 8)
Полюбуйся ты, дружок,
Мчится тройка с бубенцами
Сосчитать коней попросим,
Если троек восемь. 3х8=24
(Слайд 9)
Кот с утра сидит у речки.
У него большой улов:
Два щурёнка, два ерша,
Два сома и два леща.
Сколько рыбок у кота? 2х4=8
(Слайд 10)
Три весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по пять,
Чтобы было что читать.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг всего, скажи. 5х3=15
— Молодец! Отлично справился с задачами.
III. Самоопределение к деятельности
(Слайд 11)
— Отгадай загадку.
Вот так циферка, взгляни,
У нее и фокус есть —
Ты её переверни,
И получишь цифру шесть! (Цифра 9)
(Слайд 12)
Удивительное число 9
— А знаешь ли ты какое удивительное число 9?
(Слайды 13-14)
— Числу 9 приписывали таинственную силу: в однивремена добрую, а в другие — плохую. «У девяти не будет пути» — говорили встарину.
1. В русских народных сказках часто действие происходит в «тридевятомцарстве, в тридесятом государстве», «за тридевять земель». Тридевять — это 27,то есть 3 раза по 9. В древности считали девятками. А позже стали считатьдесятками и после слов «тридевятое царство» приписали «тридесятое государство»(то есть 3-жды по 10).
(Слайд 15)
2. А у древних греков за этим числом закрепилась только добрая слава.Жюри Олимпийских игр в Афинах состояло из 9 судей.
(Слайд 16)
3. И было 9 муз — покровительниц наук и искусства. Наверное, потому чтодевять — наибольшее число из натуральных однозначных чисел.
(Слайды 17-18)
4. Название картины Айвазовского «Девятыйвал» напоминает нам о грозных силах природы. Эти поверья возникли, видимо,тогда, когда границей счету было число 8, а за ним- нечто таинственное,неизвестное. 8 волн моряки стойко переносили, а 9-тую боялись.
— А где еще встречается число 9?
(Слайд 19)
1. Это кубик Рубика. На каждой грани кубика Рубика содержится по 9квадратиков. Они окрашены в определенные цвета. Необходимо собрать его такимобразом, чтобы квадратики одного цвета находились на одной грани.
(Слайды 20-21)
2. А ещё есть головоломка под названием «судоку», это квадрат размером9 на 9 клеток, в которые необходимо вписывать числа, посчитать и вписать.
— Ну что, я надеюсь, ты много узнал интересного о таинственном числе 9?
— ВОТ оно какое число 9!!!
(Слайд22)
— Дамир, посмотри на эти выражения.
— Вычисли устно:
2*9
3*9
4*9
5*9
6*9
7*9
8*9
— Как ты вычислял? (Поменял множители местами)
— Какое выражение будет следующее? 9*9
— Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления? (Таблицу умноженияс числом 9)
— Сформулируй тему и задачи урока. (Таблица умножения и деления счислом 9; составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над еезапоминанием).
(Слайд 23)
— Правильно, молодец! Тема урока «Таблица умножения и деления с числом9».
IV.Работа по теме урока.
(Слайд 24)
Таблицу умножения продолжим составлять.
И случаи деления мы будем разбирать.
(Слайд 25)
— Запиши дату: 26.11.2020
Классная работа.
— Давай запишем таблицу умножения и деления на 9 в тетрадь.
9 х 2 = 18 18 : 9 = 2
9 х 3 = 27 27 : 9 = 3
9 х 4 = 36 36 : 9 = 4
9 х 5 = 45 45 : 9 = 5
9 х 6 = 54 54 : 9 = 6
9 х 7 = 63 63 : 9 = 7
9 х 8 = 72 72 : 9 = 8
9 х 9 = 81 81 : 9 = 9
(Слайд 26)
— Есть очень простой способ выполнить умножениена 9.
— Положи обе руки перед собой. Пусть каждый палец один за другимозначает соответствующее число: первый слева — 1, второй за ним — 2, третий -3, четвертый — 4, и так до десятого.
— Чтобы умножить число на 9, тебе достаточно найти пальчик стаким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Числопальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцевсправа — вторую цифру (единицы).
— Давай поупражняемся в умножении на 9 с помощью пальцев на руках.
9 * 2
— Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2.
Слева от загнутого пальца — 1 палец, справа — 8, значит, результатумножения равен 18.
9 * 3
— Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3.
Слева — 2 пальца, справа — 7, выходит результат умножения равен 27 ит.д. Интересно? Необычно? А как просто!
V. Физминутка (музыкальная)
(Слайд27)
VI.Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
№ 1 (с.65)
(Слайд 28)
64:8 7*7
72:9 8*8
81:9 9*9
56:8 6*6
— Молодец, всё правильно!
(Слайд 28)
— Таблица умножения числа 9 таит внутри тоже загадочность…
— Давай внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что ты заметил?
9 * 1 = 9
9 * 2 = 18
9 * 3 = 27
9 * 4 = 36
9 * 5 = 45
9 * 6 = 54
9 * 7 = 63
9 * 8 = 72
9 * 9 = 81
— Обрати внимание на десятки. Как изменялось количество десятков впроизведениях? (от 1 до 8, в порядке увеличения).
— А единицы как изменялись? (от 9 до 1, т.е. в порядке уменьшения).
— Заметим, что сумма цифр произведения тоже равна 9 — (1+8), (2+7)
(Слайд 30)
— Если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получимчетыре других ответа таблицы.
9 * 2 = 18 81 = 9 * 9
9 * 3 = 27 72 = 9 * 8
9 * 4 = 36 63 = 9 * 7
9 * 5 = 45 54 = 9 * 6
(Слайд 31)
— Давай решим задачу.
Задача.
Для детских подарков купили 54 кг печенья вкоробках по 9 кг в каждой и 50 кг конфет по 10 кг в каждой коробке. Скольковсего коробок?
(Слайд 32)
— Давай запишем краткуюзапись.
Печенья – 54 кг по 9 кг
Конфет – 50 кг по 10 кг
Всего – ? короб
(Слайд 33)
1) 54_9=6 (короб)
2) 50_10=5 (короб)
3) 6+5=11 (короб)
Ответ: 11 коробок
— Молодец! Всё правильно.
Игра «Меткий стрелок»
(Слайд 34)
— Предлагаю поиграть в игру «Меткий стрелок».
VII.Рефлексия.
(Слайд 35)
— Оцени свою работу на уроке.
— На уроке мне было трудно.
— На уроке я работал неплохо.
— Я доволен своей работой на уроке.
VIII.Подведение итогов урока.
— Что нового ты узнал сегодня на уроке?
— Какие темы мы повторили?
Домашнее задание: с.65 № 1 закончить
(Слайд 35)
— Спасибо за внимание и работу на уроке!