Класс:3 «Б»
Темаурока: «Виват Россия!»
Цели урока:
1. Познакомитьучащихся со страницами русской истории на примерах повествования в кантах инародных песнях о победах Петра I, походах А.В. Суворова, героях Отечественнойвойны 1812 г;
2. Показатьиспользование музыки разных жанров.
Задачи урока:
· Закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
· Развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция,исполнение мелодии в характере музыки);
· Воспитание гражданско-патриотических чувств (любви к Отечеству,уважения к героям-защитникам Родины)
Музыкальный материал:
1. КантРадуйся, Росско земле
2. КантВиват, Россия!
3. Кантата«Александр Невский»
Оборудование: портретПетра I, учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Критской, Сергеевой,Шмагиной.
Ходурока
Музыкальное приветствие. Учитель поёт: -Здравствуйте,ребята, рада видеть вас!
Ученики отвечают: — Здравствуйте, учитель,рады видеть Вас!
Россия — великая держава.
-Сегодня мы обратимся к героическимстраницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.
— Давайте прочитаем название нашей темы нас. 12 в ваших учебниках.
— Как вы понимаете слово«Виват»?
— Виват -буквально переводится как Ура, Да здравствует, — тоесть, обозначает восторженный возглас. В России этим восклицанием войскаприветствовали военачальника и членов царской семьи.
— Прочитаем текст в рамочке на странице12.
— Что такое кант?
—Кант — это многоголосаяпесня на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.
-Когда появились канты?
-300 лет тому назад, в честь торжеств послучаю побед русского оружия при Петре I.
-Канты были элементом различного родаторжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) былосооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты —инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
-В каком характере нужно исполнять канты?
-Торжественно, празднично. Ведь эта музыканапоминает фанфарный зов трубы.
— Общее в кантах, скоторыми мы познакомимся, определяется их трехчастной формой: крайние части –слава царю Петру, средняя часть – сострадание к погибшим.
— Послушайтевнимательно первый куплет канта и попробуйте определить жанр, характер музыки.
— А как вы думайтерусская она или зарубежная?
— В какое время онасочинена?
— Кто и в какой моментможет ее исполнить?
-Когда родилисьэти песни? (ПриПетре I)
Петр I
Родился 30 мая 1672 вМоскве. С детства его увлечением было обучение солдат и разыгрывание потешныхсражений. Первым опытом вождения войск стала для него война с Турцией..Петррассчитывал отвоевать выход к Черному морю. Северная война со Шведамиувенчалась победой в битве под Полтавой.
Царь поощрял обучениеремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей кзападному стилю жизни и труда. При царствовании Петра I cтроилисьфлоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввелмножество новых налогов Были введены арабские цифры, гражданский шрифт,учреждались типографии, появилась первая российская газета, открывались школы,переводились книги по науке и технике, была основана Академия наук.
Умер в Санкт-Петербурге28 января 1725.
— А мне вот интересно,что означает итальянское слово « кантаре»? (Пою).
—Кантата —это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она иисполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
Кантата«Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
-Каким событиямпосвящено это произведение?
-Битве на Чудском озерев 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.
-Во всю высоту полотнастоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портретенет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, афигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание СофииНовгородской — главной святыни северной Руси.
-В кантате «АлександрНевский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».
-В какой форме написанэтот хор? В трехчастной.
-Iи III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постаратьсяпередать героический характер музыки.
-II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней ипридает ей эпический характер.
Художественный анализпроизведения (20 минут)
Цель:определить характер и смысл музыкальных произведений.
Канты«Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»
-Что же передает хор?
-Торжество, ликование.
-Здесь есть и тема скорби и печали —памяти о погибших.
-Колокольный звон — праздничный,радостный, передает победу русского народа.
Обобщение: -Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
-Канты и народные песни повествуют овоенных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны1812 г.
-Музыка учит нас любить, защищать Россию игордиться своей Родиной.
Итог урока.
-С какими кантами сегодня познакомились?
-Как звучат канты? Как догадаться, что мыслышим именно кант?
-В честь чего их исполняли?