X-PDF

Урок по музыке на тему: Русские сезоны в Париже с использованием заданий, направленных на формирование функциональной грамотности.( 5 класс)

Поделиться статьей

Тема урока:  «Русские  сезоны в Париже» сиспользованием заданий, направленных на формирование функциональнойграмотности.

5 класс.

Цель урока:

-развивать умение определять главные отличительные чертысценического жанра – балет;

-познакомить с историей русского балета;

-уяснить кто, кроме композитора, участвует в создании балета.

                                                                                     «Узрю ли русской Терпсихоры

                                                                                       Душойисполненный полет»

                                                                                       ( А.С.Пушкин)

1.    — Ребята, наш урок мы посвящаем замечательному жанру-балету. Давайте вспомним, что это за жанр. На доске  два определения, одно изкоторых верное.

* Балет- музыкальный спектакль , в котором соединились музыка итанец, изобразительное и драматическое искусство.

* Балет-музыкально- театральный жанр, основанный на синтеземузыки, сценического действия и слова.

Заслушиваются ответы учеников.

— В России  балет распространился в 18 веке. В придворных икрепостных театрах выступали танцовщицы, пленявшие своим искусством  самыхвзыскательных ценителей. Уже в 19-20веках ни одна страна мира не может сравнитьсяс Россией. В России существуют непревзойденные балетные труппы.  Подлинногорасцвета балет достигает тогда, когда все выразительные возможности – танец,режиссура, исполнение, музыка, живопись – раскрываются наиболее ярко и полно,превращая спектакль в подлинное событие. Как известно у каждого искусствабывают свои «звездные часы» Одним из таких «Звездных» часов балета стализнаменитые «Русские сезоны» в Париже.

«Русские сезоны»-гастроли русской оперы и балета в 1908 – 1909г.г., организованные Сергеем Дягелевым.

Среди великих создателей «Русских сезонов» — композиторы Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский; солисты – Ф.И.Шаляпин,Т.П.Карсавина,В.Ф.Нижинский; художники – А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, А.Я.Головин,К.А.Коровин. Многие фамилии нам известны, мы знакомы и с  творчеством  этих  великихлюдей.

— С какими произведениями перечисленных композиторов мы знакомы?

 Заслушиваются ответы учеников.

На доске представлены эскизы декорацийБ.Кустодиева «Масленица», А.Бенуа «Петербургские балаганы», Б.Кустодиева«Ярмарка»

-Ребята, посмотрите на эскизы декораций, и вы почувствуете,насколько подлинно это искусство.

Одним из ярких событий «Русских сезонов» ценители музыки  признаютбалет «Петрушку» Игоря Стравинского.

Действие балета происходит во время Масленицы – праздника, которыйвсегда широко отмечался на Руси. Среди его персонажей шарманщик, цыгане,ряженые и другие. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов,народных гуляний. Все зазвучало и закружилось в музыке балета, такого истиннорусского. Во время масленицы разворачивается целая драма. Петрушка влюблен визящную Балерину, узнает, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Балеринаравнодушна к страданиям Петрушки . Это своеобразная драма кукол, котораяизображает людей.

Каков же Петрушка? Он и клоун, и шут ( музыка передает намощущение, что кто- то от кого- то убегает, прячется), и  совсем скоро мычувствуем совершенно иной образ , образ страдающей души.

На доске эскизы костюмов Балерины и Арапа А.Бенуа, Снегурочка В.Васнецова, Протодьякон И.Репина.

-Ребята, найдите эскизы костюмов художников, которые относятся ктеме нашего урока и балету «Петрушка»

Ответы учеников.

Я предлагаю послушать фрагмент «У Петрушки» из балета «Петрушка.И.Стравинского.

Опережающие вопросы перед слушанием.

-Что вы можете сказать по услышанному фрагменту?

— Как музыка передает характер Петрушки?

Второй фрагмент из балета «Петрушка», который мы послушаемназывается «Русская»

Подумайте, почему композитор дал именно такое название?

Работа в парах.

Слушание.

На доске характеристика фрагмента.

«Русская», наверное потому, что здесь звучат веселые,зажигательные интонации праздника.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

«Русская» наверное потому, что характер произведения звучитмужественно и широко.

Заслушиваются ответы учеников.

Предлагаю вам посмотреть фрагмент из балета И.Стравинского«Петрушка»

Просмотр.

— Какое впечатление он произвел на вас?

Ответы учеников.

2.Смысл балету придает слово. Да, да, вы не ослышались. Ведьсоздание любого балета начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а слибретто.

*Либретто ( из итал. Libretto«книжечка»-текст музыкального сценического произведения: оперы, оперетты,оратории, мюзикла.  Либретто возникло вместе с жанром оперы в 17 веке. 

В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованыхарактеры героев, их взаимоотношения.

Балет- это мир выразительного танца, мимики, жестов. Равно важны вбалете: классический танец, характерный танец и пантомима.

Классический танец- тот , что в основных чертах сложился еще в 17веке во Франции. Он грациозен и красив. Часто действующие лица балета танцуютвдвоем.  Их дуэт называется па- де- де. Сольные танцы называются в балетевариациями. Балетная вариация словно бы рисует портрет героя.

Также в балете принимает участие и большая группа артистов,которая называется кордебалет. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят внего разнообразие.

И наконец, еще одна составная часть балета – пантомима. Это жесты,движения, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.

А теперь загадка «Танец королей» и «Король танцев» — так шутилидвести лет назад, потому что этот  танец был столь же популярен в 17-18 веках.Если услышите мягкое трехчетвертное движение- знайте, вам шлет привет старинныйтанец…  Ответ учеников. ( менуэт)

3. Подведем итог нашего урока о балете. Балет —  это синтетическийвид искусства, восприятие которого возможно  только в единстве всех элементовсценического жанра. Однако мы должны знать, что источником балетной музыкивсегда было литературное произведение. И если мир литературы рождает новыепроизведения, значит, этот мир велик и богат неисчерпаемыми возможностями.

4. Задания на закрепление материала (распечатанные  на листах ) Работав командах.

1. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты,кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр,дирижёр, художник по костюмам и художники-декораторы. Благодаря творческомусоюзу музыки, хореографии, литературы, драматического и изобразительногоискусства появляется незабываемое зрелище, имя которому — балет.

Опираясь на текст, ответь на следующие вопросы:

1.    Как называется коллектив музыкантов, который исполняет музыку вовремя балетного спектакля?

2.    Какое искусство необходимо для создания декораций для балетногоспектакля?

3.    Как называются номера балета, в которых принимают участие всетанцоры балета?

Домашнее задание. Заполни таблицу по теме урока.

« Знаю, узнал, хочу знать»

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет