Тема урока: «Русские сезоны в Париже» сиспользованием заданий, направленных на формирование функциональнойграмотности.
5 класс.
Цель урока:
-развивать умение определять главные отличительные чертысценического жанра – балет;
-познакомить с историей русского балета;
-уяснить кто, кроме композитора, участвует в создании балета.
«Узрю ли русской Терпсихоры
Душойисполненный полет»
( А.С.Пушкин)
1. — Ребята, наш урок мы посвящаем замечательному жанру-балету. Давайте вспомним, что это за жанр. На доске два определения, одно изкоторых верное.
* Балет- музыкальный спектакль , в котором соединились музыка итанец, изобразительное и драматическое искусство.
* Балет-музыкально- театральный жанр, основанный на синтеземузыки, сценического действия и слова.
Заслушиваются ответы учеников.
— В России балет распространился в 18 веке. В придворных икрепостных театрах выступали танцовщицы, пленявшие своим искусством самыхвзыскательных ценителей. Уже в 19-20веках ни одна страна мира не может сравнитьсяс Россией. В России существуют непревзойденные балетные труппы. Подлинногорасцвета балет достигает тогда, когда все выразительные возможности – танец,режиссура, исполнение, музыка, живопись – раскрываются наиболее ярко и полно,превращая спектакль в подлинное событие. Как известно у каждого искусствабывают свои «звездные часы» Одним из таких «Звездных» часов балета стализнаменитые «Русские сезоны» в Париже.
«Русские сезоны»-гастроли русской оперы и балета в 1908 – 1909г.г., организованные Сергеем Дягелевым.
Среди великих создателей «Русских сезонов» — композиторы Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский; солисты – Ф.И.Шаляпин,Т.П.Карсавина,В.Ф.Нижинский; художники – А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, А.Я.Головин,К.А.Коровин. Многие фамилии нам известны, мы знакомы и с творчеством этих великихлюдей.
— С какими произведениями перечисленных композиторов мы знакомы?
Заслушиваются ответы учеников.
На доске представлены эскизы декорацийБ.Кустодиева «Масленица», А.Бенуа «Петербургские балаганы», Б.Кустодиева«Ярмарка»
-Ребята, посмотрите на эскизы декораций, и вы почувствуете,насколько подлинно это искусство.
Одним из ярких событий «Русских сезонов» ценители музыки признаютбалет «Петрушку» Игоря Стравинского.
Действие балета происходит во время Масленицы – праздника, которыйвсегда широко отмечался на Руси. Среди его персонажей шарманщик, цыгане,ряженые и другие. В музыке слышны интонации народных песен, плясок, балаганов,народных гуляний. Все зазвучало и закружилось в музыке балета, такого истиннорусского. Во время масленицы разворачивается целая драма. Петрушка влюблен визящную Балерину, узнает, что она предпочитает ему самодовольного Арапа. Балеринаравнодушна к страданиям Петрушки . Это своеобразная драма кукол, котораяизображает людей.
Каков же Петрушка? Он и клоун, и шут ( музыка передает намощущение, что кто- то от кого- то убегает, прячется), и совсем скоро мычувствуем совершенно иной образ , образ страдающей души.
На доске эскизы костюмов Балерины и Арапа А.Бенуа, Снегурочка В.Васнецова, Протодьякон И.Репина.
-Ребята, найдите эскизы костюмов художников, которые относятся ктеме нашего урока и балету «Петрушка»
Ответы учеников.
Я предлагаю послушать фрагмент «У Петрушки» из балета «Петрушка.И.Стравинского.
Опережающие вопросы перед слушанием.
-Что вы можете сказать по услышанному фрагменту?
— Как музыка передает характер Петрушки?
Второй фрагмент из балета «Петрушка», который мы послушаемназывается «Русская»
Подумайте, почему композитор дал именно такое название?
Работа в парах.
Слушание.
На доске характеристика фрагмента.
«Русская», наверное потому, что здесь звучат веселые,зажигательные интонации праздника.
«Русская» наверное потому, что характер произведения звучитмужественно и широко.
Заслушиваются ответы учеников.
Предлагаю вам посмотреть фрагмент из балета И.Стравинского«Петрушка»
Просмотр.
— Какое впечатление он произвел на вас?
Ответы учеников.
2.Смысл балету придает слово. Да, да, вы не ослышались. Ведьсоздание любого балета начинается не с музыки, не с сочинения танцев, а слибретто.
*Либретто ( из итал. Libretto«книжечка»-текст музыкального сценического произведения: оперы, оперетты,оратории, мюзикла. Либретто возникло вместе с жанром оперы в 17 веке.
В либретто определена идея спектакля, намечен сюжет, обрисованыхарактеры героев, их взаимоотношения.
Балет- это мир выразительного танца, мимики, жестов. Равно важны вбалете: классический танец, характерный танец и пантомима.
Классический танец- тот , что в основных чертах сложился еще в 17веке во Франции. Он грациозен и красив. Часто действующие лица балета танцуютвдвоем. Их дуэт называется па- де- де. Сольные танцы называются в балетевариациями. Балетная вариация словно бы рисует портрет героя.
Также в балете принимает участие и большая группа артистов,которая называется кордебалет. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят внего разнообразие.
И наконец, еще одна составная часть балета – пантомима. Это жесты,движения, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.
А теперь загадка «Танец королей» и «Король танцев» — так шутилидвести лет назад, потому что этот танец был столь же популярен в 17-18 веках.Если услышите мягкое трехчетвертное движение- знайте, вам шлет привет старинныйтанец… Ответ учеников. ( менуэт)
3. Подведем итог нашего урока о балете. Балет — это синтетическийвид искусства, восприятие которого возможно только в единстве всех элементовсценического жанра. Однако мы должны знать, что источником балетной музыкивсегда было литературное произведение. И если мир литературы рождает новыепроизведения, значит, этот мир велик и богат неисчерпаемыми возможностями.
4. Задания на закрепление материала (распечатанные на листах ) Работав командах.
1. В создании балетного спектакля участвуют танцоры-солисты,кордебалет (массовые сцены), симфонический оркестр, балетмейстер, режиссёр,дирижёр, художник по костюмам и художники-декораторы. Благодаря творческомусоюзу музыки, хореографии, литературы, драматического и изобразительногоискусства появляется незабываемое зрелище, имя которому — балет.
Опираясь на текст, ответь на следующие вопросы:
1. Как называется коллектив музыкантов, который исполняет музыку вовремя балетного спектакля?
2. Какое искусство необходимо для создания декораций для балетногоспектакля?
3. Как называются номера балета, в которых принимают участие всетанцоры балета?
Домашнее задание. Заполни таблицу по теме урока.
« Знаю, узнал, хочу знать»
Что я знаю |
Что хочу узнать |
Что узнал |
|
|
|
|
|
|
