Окружающиймир 3 класс
Типурока: поиск истины.
Тема: Надежная защита организма — кожа.
Цели:
— формировать представление о коже, как органе покровной
системы организма;
-прививать гигиенические навыки ухода за кожей;
-научить оказывать первую помощь при повреждении кожи.
Ходурока.
Тема нашего урока – кожа. Это сложнейший орган человеческого
организма.
Представьте, тело человека не покрыто кожей. Что произойдет с человеком? (Внутренниеорганы без защиты, микробы легко проникают в организм, человек испытывает дискомфортот холода и жары).
Назовите участки тела, не покрытые кожей? (Всё тело покрыто кожей.) Кожа-границамежду живым организмом и внешней средой. Однако, не надо думать, что кожа –простая защитная оболочка, вроде комбинезона или скафандра водолаза.
Кожа-комплекс органов. Кожные болезни отражают состоя-
ниеорганизма, и, наоборот, повреждения кожи отражаются на состоянии организма. (Выпростыли, на губах герпес. Кожная сыпь вызывает температуру тела).
Много ли у человека кожи? (Кожа тончайшей оболочкой расстилается повсему телу. Её площадь 2 квадратных метра. Это в 13 раз больше площади открытойкниги.)
Масса кожи с подкожной клетчаткой составляет 16%-17% всей массы тела. Если вашамасса тела 20кг, то масса кожи 3кг 200г.
Практическая работа.
· Проведипальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Кожавыделяет жир и пот. На коже более 3 миллионов потовых желез. Их общая длина 9,5км. В сутки человек теряет 250 грамм пота, в жару до 1литра.
· Рассмотрикожу через лупу. Маленькие отверстия – поры. Каково их предназначение? Через порывыделяется пот и жир.
· Возьмикожу в складку, отпусти. Что происходит с кожей?
Кожаобладает эластичностью. Это качество кожи помогает при заживлении ранки, краяне расходятся.
Многократноенатяжение кожи приводит к появлению складок (локти) и морщин (лицо).
Физминутка.
Упражнениядля мимики лица. (И. В. Чупаха)
· Удивление:сморщить лоб, поднять брови. И.п. расслабить лоб.
· Ужас:И.п.; расширить глаза.
· Сержусь:И.п.; нахмуриться.
· Отвращение:оттянуть вниз нижнюю губу.
Натаблице «Строение кожи» прикреплены герои Жир и Пот.
Однажды жители страны Кожа на планете Человек устроили между собой спор: ктонужнее и полезней?
-Я! Я! — кричал Пот. — Я охлаждаю Кожу, вывожу вредные вещества.
-Нет!- возмущался Жир. — Без меня вся наша Кожа была бы в трещинах. Я покрываю еётонким слоем, делаю мягкой и упругой.
Назовитеположительное влияние пота и жира на кожу.
· Потохлаждает кожу, выводит вредные вещества.
· Жирпокрывает кожу, делает её мягкой и упругой.
Строениекожи:
1слой-эпидермис. Толщина 0,1мм (каклезвие бритвы). Здесь мертвые клетки заменяются на новые. Взрослый человекежедневно теряет от 5 до 14 граммов роговых чешуек кожи.
2слой-дерма(греч. кожа). Нервные окончания делают кожу чувствительной к жаре,холоду, боли, прикосновению. Из волосяных мешочков растут волосы, сальныежелезы.
3слойжировой.
Практическая работа.
1 Ученикузавязывают глаза. Он должен наощупь определить форму, размер предмета, отгадатьприкосновение к коже ткани, металла, дерева.
Правильныеответы показывают работу нервных окончаний кожи.
2Работа тепловых рецепторов кожи.
Настоле три стакана с водой : горячей, холодной, тёплой. Ученик погружает одинпалец в горячую, другой в холодную воду. На коже 30 тыс. тепловых , 25 Холодовыхточек. Затем оба пальца опускают в тёплую воду: «горячему пальцу вода покажетсяхолодной, а «холодному — горячей.
Такможно сбить с толку тепловые рецепторы на кончиках пальцев.
3. Уколитепалец иглой. Что вы чувствуете? Боль.
На1кв. см. кожи 150-200 болевых точек. На коже человека от 2-4 млн. болевыхточек.
4. Посмотрина кончики своих пальцев. Каждый из них имеет свой собственный рисунок бороздок.В мире нет людей, у которых этот рисунок был бы одинаковым. По отпечаткам,найденным на месте преступления, можно абсолютно точно узнать, кто их оставил.
Вывод.
Кожа– орган защиты от внешней среды.
Кожа- главный орган теплорегуляции человека.
Кожа– орган удаления вредных продуктов обмена.
Кожа– орган осязания.
Физминутка.
Тренажердля глаз (В. Базарнов).
Таблица«Строение кожи».
РазговорПота и Жира подслушала Пыль. Она покрыла всю кожу.
Кожа:- Ох! Как мне трудно дышать!
Назовитеотрицательное влияние пота и жира на кожу.
· Поти Жир закупоривают поры.
· Нагрязной коже скапливаются болезнетворные бактерии.
Какспасти Кожу? Соблюдать её гигиену.
Гигиенакожи.
1. Как часто нужно мыть лицо? (Два раза в день: утром и вечером.)
2. Сколько раз в неделю необходимо мыть тело горячей водой с мочалкой и мылом?(Раз в семь дней).
3. Сколькораз в день моем руки? (По мере загрязнения, перед и после еды, после общения сживотными.)
Демонстрациямытья рук.
Рукисполоснули водой, тщательно вытерли полотенцем. На полотенце остались грязныеследы.
Тщательновымыли руки с мылом, вытерли полотенцем. Полотенце осталось чистым.
Впервом случае погибло 5 % болезнетворных микробов, во втором – 90%.
4. Выберисредства ухода за кожей (расчёска, мочалка, полотенце, мыло, зубная щётка.)
Можноли давать предметы личной гигиены другим людям? Почему?
Олег и Вадим — братья. У Олега стали гноится глаза. Оба мальчика вытиралисьодним полотенцем. Через несколько дней заболел и Вадим. Болезнь передаласьчерез полотенце с капельками слизи.
Физминутка.Упражнения на равновесие с дневником.
Первая помощь при повреждениях кожи.
Демонстрируютученики.
Ранка: промыть чистой водой;
смазать кожу вокруг ранки зелёнкой;
приклеить бактерицидный пластырь.
Ушиб: приложить к ушибленномуместу что-то холодное.
Ожог: полить большим количествомхолодной воды.
Заноза: протереть иглу одеколоном;
достать занозу;
смазать место укола спиртом.
Обморожение: зайти в тёплое помещение;
выпить горячий чай;
замёршие участки кожи смазать одеколоном (микробы не попадут на повреждённыеучастки кожи);
растереть место обморожения сухой тканью.
Взаимопроверка (Плешаков. Самостоятельныеработы. С. 36 №2)
Вконце урока каждому ребёнку презентуется набор гигиенических салфеток.
Домашняяработа:Плешаков. Природоведение .3 класс. С .123-125 чит.
С .126 отвечать на вопросы.
Литература.
ДереклееваН. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья .1-5 классы. М.:ВАКО , 2004.-152с. — (Мастерская учителя).
ИльинИ.И. и др. Будьте красивы. — Челябинск: Юж.- Урал. кн.изд-во,1991.-96с.
КовалькоВ.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4классы.М.:ВАКО , 2004,296с. — (Педагогика. Психология. Управление.)
ЛогиноваЛ. Н. 365 уроков безопасности. — М.:Рольф ,2000.-256с.
Газета:Педагогическоетворчество .2005.№3. С.15.
УокерР. Анатомия человека. М.:Оникс 21 век .2001 .-63с.
