Методическая карта урока.
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Минутка чистописания.
4. Создание проблемной ситуации.
5. «Открытие» детьми нового знания.
6. Физминутка.
7. Первичное закрепление.
8. Самостоятельная работа.
9. Рефлексия деятельности.
10. Домашнее задание.
Цели и задачи:
- Актуализировать знание склонений местоимений 1 и 2 лица, развивать умение различать местоимения в тексте и определять падежи.
- Учить мыслить, анализировать, делать выводы, рассуждать.
- Развивать элементы творческой деятельности, орфографическую зоркость.
Тип урока: урок открытий новых знаний.
Оборудование:
- Учебник Н.В. Нечаева «Русский язык 4 класс (1–4)».
- Мультимедиа проектор.
- Музыкальное сопровождение физминутки.
Ход урока
Деятельность учителя
К одному прибавь один, дружок,
И получишь чудо, да какое —
Одинокий стал не одинок,
Подружились на планете двое.
Деятельность учащихся
Руки дружбы протяните
В глаза друг другу посмотрите.
Пусть любовь в сердцах всегда звучит,
А дружбы всех объединит
Учитель: Вот уже нас двое, аесли каждый следующий присоединится к нам и мы все вместе возьмемся за руки, тополучится круг дружбы.
1. Настрой на урок
Приветствие.
Дети рассказывают стих о дружбе.
Шкала настроения
Дети показывают свое настроение.
Учитель: Мы сегодня начали уроксловами о дружбе. Дружба поможет нам справится со всеми заданиями. (на доскевыходят слова)
«Дружба — соучастие в благих делах и в испытаниях». Платон
(Объяснение смысла пословицы.)
2. Актуализация опорных знаний, работа со словарными словами.
(На доске слова с пропущенными буквами.)
Учитель: Предложите задание.
Дети: Вставить пропущенную букву, это словарные слова.
1. Вар.жка
2. х.к.ей
3. х.л.дный
4. .ди.надцать
5. зам.р.зить
6. ин.й
— Что общего у этих слов ? (словасловарные)
— Определите части речи.
— Какие еще части речи вы знаете? (местоимение)
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы отправимся в гости к местоимениям. Но сначалавыясним что мы знаем об этой части речи.
(— Местоимение — часть речи; само словоподсказывает, что ставится вместо имен существительных. Прилагательных,числительных.)
На доске текст
Живет в лесу дятел. Спинка у дятла черная, крылья пестрые,шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашел дятел в лесукорявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину исемена выбирает.
— Вам понравился текст? (нет)
— Почему? (много повторов)
Как украсить текст?
Что мы можем сделать с этим текстом? (Заметитьповторяющиеся выделенные сущ. местоимениями.)
— Запишите текст в тетрадь.
Минутка тишины: (звучит нежная музыка)
— А вы слышали музыку? Какая она? Как вы думаете о каком временигода звучало?
Работа в парах.
Подчеркнуть местоимения, определить лицо.
Назови местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
— Вместо какого имени употребляются личные местоимения? (вместосуществительного)
(Проверка.)
— Давайте, сравним две эти части речи. (наслайде)
— А теперь внимательно посмотрите и найдите сходства и отличиямежду ними.
(1) Имя сущ. Обозначает предмет. Местоимение указывает напредмет, не называя его.2) Все имена сущ.имеют род. Местоимение только в 3 лицеед.ч.)
— Роль местоимения в предложении?
4. Мобилизующий этап.
— Идем дальше…Теперь на пути нам встретились маленькие слова:она, в.на, а, под, он, я, да, они, и, но, перед. Оно. Они заблудились. Поможемвернуться им домой? Маленьким всегда нужно помогать! На какие группы можно ихразделить?
— Предлоги, союзы, местоимения.
— Словечки наши устали и ушли отдыхать, остались толькоместоимения,т.к. мы у них в гостях. Если вы сможете выделить из этой группы 2лишних местоимения, то узнаете. У каких, именно, местоимений мы будем в гостях.
— Назовите лексическое и грамматическое значения этих слов.
— Лексическое значение: Я” – говорящий указывает на самогосебя, ТЫ” – говорящий обращается к собеседнику.
Грамматические значения: Я” – 1 лицо, ед. ч., впредложении является подлежащим, ТЫ” – 2 лицо, ед. ч., в предложенииявляется подлежащим.
5. Открытие детьми новых знаний
— Вот сидим в гостях у местоимений. Почтальон принес им письмоот девочки Насти, которая провела каникулы в деревне, но девочка такторопилась, что пропустила некоторые местоимения. (Слайд3)
— От кого пришло письмо? (отдевочки)
— Кто писал письмо? (девочка)
— Письмо написано от какого лица? (от1-го лица)
— Назовите местоимение 1 лица. (я, ты)
— Вставьте нужные местоимения в текст.
Работа в группе.
На каникулах(кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было многоподруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только одинраз (с кем?) … поссорилась Лена Огонькова.
.
— У кого как получилось? (2 ученика зачитывают)
— НА КАКИЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЮТ ЭТИ МЕСТОИМЕНИЯ?
— Сделайте вывод.
6. Вывод.
Местоимение изменяются по падежам.
7. Игра.
Если я называю личное местоимение, то вы топаете, а если нет –хлопаете.
Я, весь, всякий, мы, ты, каждый, вы, самый, он, красивый, она,иной, оно, они.
8.Первичное закрепление.
— Просклоняйте местоимения. Работа в группах.
И.п. кто? Я ты мы вы
Р.п. кого? меня тебя нас вас
Д.п. кому? Мне тебе нам вам
В.п. кого? Меня тебя нас вас
Т.п. кем? Мной тобой нами вами
П.п. о ком? Обо мне о тебе о нас о вас
Сравнение с эталоном.
9.Самостоятельная работа. (работана листочках)
1 уровень.
Вставьте местоимения в нужном падеже, определи число.
Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрелна (они), позвонил (она), отвечал (они)
2 уровень.
Исправьте ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно иовладела нею постепенно. Вдруг блиско от её раз дался крик. Гусь сидел на полу.Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глидел на его молчя.
3 уровень.
Составьте и запишите с каждым местоимением словосочетание.
Его, него, ему, нему, им, ним, её, неё.
Сдача работ.
10. Физкультминутка про дружбу.
11. Работа по учебнику.
Стр.142 № 244
Слайд с заданиями. (Грамматические признаки уже готовы.)(Отработка по родам просклонять)
12. Рефлексия.
— Какую задачу ставили?
— Удалось ли решить поставленную задачу?
— Что нового узнали на уроке?.
— Кому было трудно? С этими трудностями? (да)
— Справились ли мы
13. Домашнее задание
Упр.143 №246.
14. Подведение итогов. (самооценка)
Оцени свою работу.
Утверждения.
Поставь знак «+» или «?»
- Тема урока мне понятна.
- Я достиг цели урока.
- Я умею склонять местоимения.
- Мне необходимо поработать над…
(Перечисли темы для доработки….)
