Проектирование учебного занятия на основаниипримерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»
· Предмет:русский язык
· Класс:6
· Автор УМК:Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2018г.
· Тема урока:Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
· Тип урока:изучение нового материала
I. Цели и задачи занятия
Цель:
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формальногои неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русскимязыком как средством получения различной информации, в том числе знаний поразным учебным предметам
Задачи:
1.Научиться анализировать случаинаписания Н/НН в суффиксах прилагательных
2.Научиться распознаватьприлагательные с суффиксами АН/ЯН/ИН, ОНН/ЕНН, а также НН на стыке морфем (корневаян + суффикс н), исключения из правил обосновывать выбор одной или двух Н.
3.Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информациюоб основных случаях применения Н/НН в суффиксах прилагательных.
4.Научиться применять изученное правило, составлять тексты сословами, Н/НН в суффиксах прилагательных.
II.Планируемые результаты урока
Личностные:
— умения самоконтроля
— формирование личного отношения к актуальнымпроблемам современности
Метапредметные результаты:
1. Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями
Базовыелогические действия
— выявлять и характеризоватьсущественные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
-устанавливать существенныйпризнак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения исравнения, критерии проводимого анализа;
— классифицировать языковыеединицы по существенному признаку.
2. Овладение универсальнымиучебными коммуникативными действиями
Общение
—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устноймонологической речи и в письменных текстах.
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
Совместнаядеятельность:
— принимать цель совместной деятельности, коллективностроить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы;
-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
3. Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
— ориентироваться в различных подходах кпринятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе);
— самостоятельно составлятьалгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачис учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений.
Предметные результаты
-Применять знания по морфемике при выполнении языковогоанализа различных видов и в практике правописания Н/НН в суффиксахприлагательных.
-Создавать тексты различных функционально-смысловыхтипов речи (повествование, описание действий) с опорой на жизненный ичитательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюрыобъёмом 5 и более предложений).
Краткое учебное содержание
I.Мотивационно-целевой этап
1.Учимся наблюдать
Какую часть речи мы сейчас изучаем?
Назовите основные способы образования имёнприлагательных.
Задание надоске: Определите,каким способом образованы данные прилагательные? Какое слово лишнее в этойгруппе? Почему? Давайте сформулируем тему урока.
Какую закономерность можно проследить в даннойгруппе слов? (какойчастью речи является исходное слово и с помощью чего образованы прилагательные,что общего у этих суффиксов)
Кожаный
Водяной
Пчелиный
(Лимонный)
А теперь давайте сформулируем правило и составималгоритм (в прилагательных, образованных от существительных суффиксальнымспособом в суффиксах АН, ЯН, ИН нужно писать одну Н).
А теперь, как вы думаете, сколько Н нужно писать всловах: стеклянный, оловянный, деревянный (проблемныйвопрос)?
Это слова-исключения. Их написание нужнозапомнить.
Составьте алгоритм:
Прилагательное
От существительного
Н
-ан-, -ян-, -ин-
Например:песчаный, серебряный, комариный
Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный
А теперь давайте проследим, как образованыприлагательные:
Лимонный
Барабанный
Какой можно сделать вывод? ( с существительнымс основой на Н мы добавили суффикс Н., поэтому НН получилось на стыке морфем).
Проследим образование прилагательных
Соломенный
Традиционный
Ветреный
Как вы думаете, правильно ли записанопоследнее слово в этой группе? Это слово- исключение, но здесь необходиморазличать также и написание гласной перед Н. Это зависит от значения:
ветрово́й — ветряно́й — ве́треный
ветровой
— 1. Относящийся к ветру. 2. Служащий длязащиты от ветра.( 1. ветровая энергия, 2. ветровое стекло)
ветряной
— Приводимый в действие силой ветра. (ветряной(ая) двигатель, насос, мельница).
ветреный
— 1. Сопровождаемый ветром, подвергающийсядействию ветров. 2. (перен.) Легкомысленный, непостоянный, несерьезный.Свойственный такому человеку.(1) ветреная погода, 2) ветреная девица).
— Сформулируйте правило, составьте и запишитеалгоритм, используя образец (выше).
Сопоставьте свои предположения алгоритмом на слайде.
(Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная.
Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другимитакими словами: масляный – масленый (Масляный– состоящий из масла, сделанный на
масле, работающий на масле: масляное пятно, масляные краски.
Масленый – намазанный маслом, пропитанный маслом,
запачканный маслом: масленые руки, масленая каша., соляной – солёный (соляной– состоящий из соли; солёный — содержащий в себе соль)).
Есть в русском языке группа слов, которая неподчиняется данному правилу. Их называют непроизводными или первообразными.Правописание этих слов также нужно запомнить. В них Н является частью корня.
В первообразных в КОРЕНЬ зри,
Ненужной буквы не бери.
ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,
БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,
ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой
Мы пишем с буквой Н одной!
Лексическое значение всех слов понятно?
Рьяный- очень усердный
Буланый- светло-желтый с чёрным хвостом игривой (о масти лошадей)
Рдяный- отливающий красным цветом, краснеющий
Поганый- очень плохой, отвратительный
-Обратите внимание на их морфемный состав.Чего в них нет? (суффикса).
В состав корня Н входит также и в такихсловах:
Синий, зелёный, павлиний, бараний, тюлений,фазаний.
В краткихприлагательных пишется столько же Н , сколько и в полных.
Даль туманна
II.Изучение нового материала.
1.Учимсяанализировать. Учим(-ся) сравнивать на основе анализа(применение актуализированного знания в различных ситуациях).
Задание:
Слова спропусками букв Н-НН распределить в три колонки (1) ан/ян/ ин 2) онн/енн, 3)другое). Выделить суффикс и основу в прилагательных, если есть исключения,пишем сверху искл. (учащиеся выполняют в рабочей тетради).
Ржа..ой, стекля..ый, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый, обеде..ый, , сви..ой, обществе..ый, ветре..ый,ветря..ая мельница, пря..ный, пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, юный, лебеди..ый,зелё..ый, серебря..ый. була..ый.
2.Учим(-ся) соотносить слово с изученнойорфограммой (работа в парах с взаимопроверкой).
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
— Как правильно произнести слово кухонный?Какая наука изучает произношение слов?
Составьте предложение со словом кухонный ивыполните его синтаксический разбор.
3.Учим(-ся)синтезировать и обобщать.
Прочитайте текст, озаглавьте его,определите его тему и основную мысль, стиль текста, докажите своё мнение(художественный стиль, автор передаёт своё отношение к окружающему, рисуетсловами картину, использует изобразительно- выразительные средства: эпитеты,метафоры). К какому типу речи относится данный текст? Какова рольприлагательных в тексте? (украшают речь). Вставьте вместо пропусков -Н- или-НН-.
Одно время наша семьяжила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудаминедалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Кактолько съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски,пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главнаягородская улица.
Городок чистенький,утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любиткупаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежищебесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье слюбовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
4. Применяя алгоритм, решите задачу.
Укажите неверные объяснения орфограммы Н/НН всуффиксах прилагательных:
1)в суффиксах АН/ЯН/ИН прилагательных, образованных от существительных нужнописать одну Н;
2) телефонный пишется с НН, т.к. в суффиксах прилагательных на ОНН/ЕНН нужнописать две Н;
3)в слове пряный пишется одна Н, т.к. это первообразное слово и Н тут не суффикс,а часть корня.
4)Стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с одной Н, т.к. это прилагательные,имеющие суффиксы АН/ЯН/ИН.
4.Созданиемонологического высказывания на основе актуализированного знания.
-А расскажите о своем городе? Он такой же тихий и уютный? Составьтемини-сочинение (5-6 предложений) о своем городе, используя слова с суффиксамиН/НН.
— Текстс каким типом речи у вас получился? Почему? Докажите своё мнение.
5.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации
Произведисамооценку творческой деятельности, заполнив «Дневник творческих достижений» и обращая внимание насоветы, данные курсивом.
Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы |
Что получилось полностью/частично/не получилось совсем? Совет: обозначь символами +/- из списка, данного ниже
|
Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания) Совет: Чтобы найти причину затруднений, еще раз перечитай свой ответ во втором столбце таблицы Дневника
|
Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий. |
Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать затруднений |
|
1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы? 2. Составлен ли план (проект) работы? (+/-) 3. Найдены ли ВСЕ источники информации для выполнения работы; 4. Нашел ли ты (есть ли у тебя): -памятка, — примерный образец, — схема, — опорная таблица, — алгоритм выполнения работы |
|
1. Если не получается, то я могу обратиться к … 2. Если я хочу добиться результата самостоятельно, то мне нужно составить…/ найти в …/прочитать в…/ попросить помощи у… |
1. Могу ли я… (выполнить работу заново, более качественно, и исправить свою оценку?) и др. 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Рефлексия
– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Имя прилагательное, имясуществительное, суффиксы –АН-ЯН-,-ИН-,-Н-,ОНН-ЕНН-, слова-исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, корневая Н,; алгоритм).
Домашнее задание.
Составьтесловарный диктант на тему “Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных”. Графически обозначьте орфограммы.
