X-PDF

Урок по русскому языку на тему Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных (6 класс)

Поделиться статьей

Проектирование учебного занятия на основаниипримерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»

·        Предмет:русский язык

·        Класс:6

·        Автор УМК:Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. в 2-х частях, 2018г.

·        Тема урока:Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

·        Тип урока:изучение нового материала

 

I. Цели и задачи занятия

Цель:

совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формальногои неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русскимязыком как средством получения различной информации, в том числе знаний поразным учебным предметам

Задачи:

1.Научиться анализировать случаинаписания Н/НН в суффиксах прилагательных

2.Научиться распознаватьприлагательные с суффиксами АН/ЯН/ИН, ОНН/ЕНН, а также НН на стыке морфем (корневаян +   суффикс н), исключения из правил  обосновывать выбор одной или двух Н.

3.Научиться синтезировать и обобщать теоретическую информациюоб основных случаях применения Н/НН в суффиксах прилагательных.

4.Научиться применять изученное правило, составлять тексты сословами, Н/НН в суффиксах прилагательных.

 

II.Планируемые результаты урока

Личностные:

— умения самоконтроля

— формирование личного отношения к актуальнымпроблемам современности

 

             Метапредметные результаты:

1.      Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями

 Базовыелогические действия

— выявлять и характеризоватьсущественные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

 -устанавливать существенныйпризнак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения исравнения, критерии проводимого анализа;

— классифицировать языковыеединицы по существенному признаку.

 

2. Овладение универсальнымиучебными коммуникативными действиями

Общение

—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устноймонологической речи и в письменных текстах.

  -понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

Совместнаядеятельность:

— принимать цель совместной деятельности, коллективностроить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат совместной работы;

-уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлятьготовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

3.      Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями:

Самоорганизация:

            — ориентироваться в различных подходах кпринятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе);

— самостоятельно составлятьалгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачис учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьпредлагаемые варианты решений.

Предметные результаты

-Применять знания по морфемике при выполнении языковогоанализа различных видов и в практике правописания Н/НН в суффиксахприлагательных.

-Создавать тексты различных функционально-смысловыхтипов речи (повествование, описание действий) с опорой на жизненный ичитательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюрыобъёмом 5 и более предложений).

 

Краткое учебное содержание

 

I.Мотивационно-целевой этап

            1.Учимся наблюдать

Какую часть речи мы сейчас изучаем?

Назовите основные способы образования имёнприлагательных.

Задание надоске: Определите,каким способом образованы данные прилагательные? Какое слово лишнее в этойгруппе? Почему? Давайте сформулируем тему урока.

Какую закономерность можно проследить в даннойгруппе слов? (какойчастью речи является исходное слово и с помощью чего образованы прилагательные,что общего у этих суффиксов)

Кожаный

Водяной

Пчелиный

(Лимонный)

 

А теперь давайте сформулируем правило и составималгоритм (в прилагательных, образованных от существительных суффиксальнымспособом в суффиксах АН, ЯН, ИН нужно писать одну Н).

А теперь, как вы думаете, сколько Н нужно писать всловах: стеклянный, оловянный, деревянный (проблемныйвопрос)?

 

Это слова-исключения. Их написание нужнозапомнить.

Составьте алгоритм:

Прилагательное

От существительного

         Н

-ан-, -ян-, -ин-

Например:песчаный, серебряный, комариный

Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный

А теперь давайте проследим, как образованыприлагательные:

Лимонный

Барабанный

Какой можно сделать вывод? ( с существительнымс основой на Н мы добавили суффикс Н., поэтому НН получилось на стыке морфем).

Проследим образование прилагательных

Соломенный

Традиционный

Ветреный

Как вы думаете, правильно ли записанопоследнее слово в этой группе? Это слово- исключение, но здесь необходиморазличать также и написание гласной перед Н. Это зависит от значения:

ветрово́й — ветряно́й — ве́треный

ветровой

— 1. Относящийся к ветру. 2. Служащий длязащиты от ветра.( 1. ветровая энергия, 2. ветровое стекло)

ветряной

— Приводимый в действие силой ветра. (ветряной(ая) двигатель, насос, мельница).

ветреный

— 1. Сопровождаемый ветром, подвергающийсядействию ветров. 2. (перен.) Легкомысленный, непостоянный, несерьезный.Свойственный такому человеку.(1) ветреная погода, 2) ветреная девица).

— Сформулируйте правило, составьте и запишитеалгоритм, используя образец (выше).

Сопоставьте свои предположения алгоритмом на слайде.

 

 

(Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная.

 

Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другимитакими словами: масляный – масленый (Масляный– состоящий из масла, сделанный на

масле, работающий на масле: масляное пятно, масляные краски.

Масленый – намазанный маслом, пропитанный маслом,

запачканный маслом: масленые руки, масленая каша., соляной – солёный (соляной– состоящий из соли; солёный — содержащий в себе соль)).

 

Есть в русском языке группа слов, которая неподчиняется данному правилу. Их называют непроизводными или первообразными.Правописание этих слов также нужно запомнить. В них Н является частью корня.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

В первообразных в КОРЕНЬ зри,

Ненужной буквы не бери.

ЕДИНый, ЮНый, ПЬЯНый, РЬЯНый,

БУЛАНый, РДЯНый и РУМЯНый,

ПОГАНый, ПРЯНый и СВИНой

Мы пишем с буквой Н одной!

Лексическое значение всех слов понятно?

Рьяный- очень усердный

Буланый- светло-желтый с чёрным хвостом игривой (о масти лошадей)

Рдяный- отливающий красным цветом, краснеющий

Поганый- очень плохой, отвратительный

-Обратите внимание на их морфемный состав.Чего в них нет? (суффикса).

В состав корня Н входит также и в такихсловах:

Синий, зелёный, павлиний, бараний, тюлений,фазаний.

В краткихприлагательных пишется столько же Н , сколько и в полных.

Даль туманна

 

II.Изучение нового материала.

 

1.Учимсяанализировать. Учим(-ся) сравнивать на основе анализа(применение актуализированного знания в различных ситуациях).

Задание:

Слова спропусками букв Н-НН распределить в три колонки (1) ан/ян/ ин 2) онн/енн, 3)другое). Выделить суффикс и основу в прилагательных, если есть исключения,пишем сверху искл. (учащиеся выполняют в рабочей тетради).

Ржа..ой,  стекля..ый, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый, обеде..ый, , сви..ой, обществе..ый, ветре..ый,ветря..ая мельница, пря..ный, пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, юный, лебеди..ый,зелё..ый, серебря..ый. була..ый.

2.Учим(-ся) соотносить слово с изученнойорфограммой (работа в парах с взаимопроверкой).

а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово

б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;

— Как правильно произнести слово кухонный?Какая наука изучает произношение слов?

Составьте предложение со словом кухонный ивыполните его синтаксический разбор.

3.Учим(-ся)синтезировать и обобщать.

Прочитайте текст, озаглавьте его,определите его тему и основную мысль, стиль текста, докажите своё мнение(художественный стиль, автор передаёт своё отношение к окружающему, рисуетсловами картину, использует изобразительно- выразительные средства: эпитеты,метафоры). К какому типу речи относится данный текст? Какова рольприлагательных в тексте?  (украшают речь). Вставьте вместо пропусков -Н- или-НН-.

Одно время наша семьяжила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудаминедалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Кактолько съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски,пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главнаягородская улица.

Городок чистенький,утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любиткупаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежищебесчислен..ые ути..ые семейства.

Все в нашей семье слюбовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.

 

4.      Применяя алгоритм, решите задачу.

 

Укажите неверные объяснения орфограммы Н/НН всуффиксах прилагательных:

1)в суффиксах АН/ЯН/ИН прилагательных, образованных от существительных нужнописать одну Н;

2) телефонный пишется с НН, т.к. в суффиксах прилагательных на ОНН/ЕНН нужнописать две Н;

3)в слове пряный пишется одна Н, т.к. это первообразное слово и Н тут не суффикс,а часть корня.

4)Стеклянный, деревянный, оловянный пишутся с одной Н, т.к. это прилагательные,имеющие суффиксы АН/ЯН/ИН.

 

4.Созданиемонологического высказывания на основе актуализированного знания.

-А расскажите о своем городе? Он такой же тихий и уютный? Составьтемини-сочинение (5-6 предложений) о своем городе, используя слова с суффиксамиН/НН.

Текстс каким типом речи у вас получился? Почему? Докажите своё мнение.

 

5.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации

          Произведисамооценку творческой деятельности, заполнив «Дневник творческих достижений» и обращая внимание насоветы, данные курсивом.

Вид творческой работы (сочинение, сжатое изложение с элементами рассуждения, цитированием), презентация) и название творческой работы

Что получилось полностью/частично/не получилось совсем?

Совет: обозначь символами +/- из списка, данного ниже

 

 

Постарайся понять и назвать причину (-ы) затруднений при выполнении задания (причину невыполнения задания)

Совет: Чтобы найти причину затруднений, еще раз перечитай свой ответ во втором столбце таблицы Дневника

 

Совет, который ты можешь дать самому себе, чтобы добиться успеха при выполнении подобных заданий.

Вопрос, который ты бы хотел задать учителю, чтобы избежать затруднений

 

1. Понятен ли замысел (цель, задачи) работы?

2. Составлен ли план (проект) работы? (+/-)

3. Найдены ли ВСЕ источники информации для выполнения работы;

4. Нашел ли ты (есть ли у тебя):

 -памятка,

— примерный образец,

— схема,

— опорная таблица,

— алгоритм выполнения работы

 

1.                  Если не получается, то я могу обратиться к …

2.                  Если я хочу добиться результата самостоятельно, то мне нужно составить…/ найти в …/прочитать в…/  попросить помощи у…

1.      Могу ли я… (выполнить работу заново, более качественно, и исправить свою оценку?) и др.

2.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

III. Рефлексия

– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Имя прилагательное, имясуществительное, суффиксы –АН-ЯН-,-ИН-,-Н-,ОНН-ЕНН-, слова-исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный, корневая Н,; алгоритм).

 

 

Домашнее задание.


Составьтесловарный диктант на тему “Правописание Н/НН в суффиксах прилагательных”. Графически обозначьте орфограммы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1498

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1498


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет