Урокрусского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком.Перенос слов.» во 2 классе.
Типурока: урок закрепления и открытия нового знания
Цели урока:
· Предметные:
· Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкогознака на конце и в середине слова;
· Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;
· Сформировать умения различать две функции мягкого знака:разделительного и показателя мягкости;
· Обогащать словарный запас учащихся.
Метапредметные:
личностные действия
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
- мотивация к творческому труду, к работе на результат.
регулятивныедействия
- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
познавательныедействия
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
- логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
коммуникативныедействия
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- участвовать в групповом обсуждении.
Ходурока.
I. Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок —
Начинается урок.
Добрыйдень, ребята. Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодня урок русского языкапроведу я.
Психологическийнастрой.
— Давайте улыбнемсядруг другу.
— Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мыподарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.
Очень важно, чтобы каждый урок начинался сположительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте,что справитесь с ними.
II. Актуализациязнаний.
Определение темыурока. Сегодняна урок я пришла к вам не одна, а с одним из моих учеников. Посмотрите на негои скажите, пожалуйста, а вы его знаете? (Муравей Вопросик). Верно. Он вместе снами будет работать на уроке.
Открываем тетради, пропускаем 2строчки вниз, записываем число, классная работа.
Узнать тему урока вампоможет следующее задание.
В-р-бьи, за-чьи, с-л-вьи, .б-зьяна,к-ньки. (слайд)
— Прочитайте слова. Чем они похожи? (вовсех словах пишется буква ь)
2. Минутка чистописания.
ь ья ьи ью ье
3. Словарнаяработа.
— А что ещёобъединяет оставшиеся слова? ( это словарные слова)
Какое задание вы можете предложить к написанию этихслов? (списать, поставить ударение, выделить орфограммы).
Дети записывают слова в тетрадь. У доски работают по 1 человеку.
— Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово коньки, в нем мягкийзнак показатель мягкости.)
— Докажите.Обоснуйте свой ответ.
— Что общегоу оставшихся слов? ( разделительный мягкий знак)
— Сделайтевывод? Какова тема урока? (Правописание слов с разделительным мягкимзнаком.)
III. Работа по темеурока.
1.− Давайте, вспомним,что же мы с вами знаем про мягкий знак. (звука не имеет,служит для обозначения мягкости согласного и для разделения согласной отгласной буквы).
-Ребята, вчера Муравей- вопросик не был науроке и ему было заданы задания: самостоятельно составить схему «Когда пишетсяь разделительный знак» и поработать по карточке. Посмотрите на схему, все ливерно выполнил он?( работа в паре)
Е, ё,ю,и, я ь согласный
________ _________
Да, ребята, он не верно выполнил задание.Давайте вспомним правило когда пишется ь разд.знак. (дети рассказывают правилои исправляют ошибку.) Слайд
-Сейчас выбудете работать учителями. Давайте проверим второе задание, который выполнилМуравей –Вопросик.( дети работают индивидуально, потом взаимопроверка).
Дерево- деревя
Брат- братя
Стул- стулья
Перо- перя
Друг- друзя
Молодцы. Асейчас мы с вами отдохнем.
IV.Физкультминутка. (тучка)
V. Игра«Сломанный телефон» ( говорю на ушко фразы
—Послогам
-Нельзяоставлять одну
-Нельзяпереносить).
Ребята,откуда взяты эти фразы? (переноса слов) Сейчас мы проведем с вамиисследование на тему: «Как надо переносить слова …….продолжите , пожалуйста)Верно.
VI. Работапо учебнику.
Откройтеучебник на странице 34, найдите упр.59
Обратитевнимание , как разделены слова для переноса, почему не разделены слова 3гостолбика? А как разделили слова с ь разд.знаком? Сделайте вывод. Запишите этислова. (самостоятельно) Давайте прочитаем правило на стр. 35
VII. Игра«Доскажи словечко»
Муравьишков чаще
Дубтяжелый тащит.
Эй,товарищи—-друзья,
Выручайте муравья!
Назовитеслова с ь разд.знаком. Как эти слова разделить для переноса?(дру-зья, мура-вья)Кто с нами сегодня работает на уроке? Давайте , запишем слово мура-вья разделяяего черточкой для переноса.
Еслиостается время. Выполняем тест. Потом его кладут в корзинку к Черепахе.
VIII.Рефлексия урока.
– Представьте, что Муравей Вопросиккорреспондент познавательного журнала. Он просит вас ответить на вопросы:
– О какой орфограмме мы сегодняговорили? Какое новое знание открыли?
_перенос слов с ьразд.знаком.
– Как же надо переносить слова с ь разд.знаком?
— Чтоудалось на уроке?
— Чтобольше всего понравилось?
— Чьимуспехам смогли порадоваться?
— Зачто можете себя похвалить?
— Чтобыло самым трудным?
– Я считаю, что вы справились совсеми заданиями. А что помогало вам в работе?
– А теперь вернемся к целям,которые мы поставили вначале урока. Оцените себя при помощи «тучки», дорисуйтеу нее ротик
- Тучка с улыбкой- мне было на уроке все понятно, я знаю как делить слова сь разд. знаком
- Тучка спрямым ротиком- остались небольшие затруднения
- Тучка с ротиком вниз- я еще плохо ориентируюсь в написании слов и деление их для переноса
– Молодцы, ребята. Все это время завами наблюдала, посмотрите кто. (показываю Мудрую Черепаху). Она очень довольнавашей работой на уроке и приготовила домашнее задание с сюрпризом для вас иМуравья.
Домашнее задание.
1. Сложный уровень
— Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке иможет выполнить сложную работу дома- работа творческая. Вам нужно сочинитьсказку о путешествии разделительного мягкого знака.
2. Средний уровень
— Кто затрудняется выполнять сложную работу, запишите 10 слов сразделительным мягким знаком и разделите их чертой для переноса.
3. Базисный уровень
— Кто не достаточно усвоил учебный материал, выполняет стр. 35упр.61
— Ребята, домашнее задание вы выбираете сами.
7. Тест.
У учащихся на столах заранее приготовленные карточки стекстом теста.
Тест проверяется после урока, анализируются ошибки, ипланируется работа над ошибками в течение следующих уроков.
Тест
1) Разделительный знак (ь) пишется….
а) после согласных
б) после гласных
2) Разделительный знак (ь) пишется….
а) перед согласными
б) перед гласными
3) Разделительный знак (ь)…
а) является показателем мягкости
б) показывает, что согласный не сливается с гласной
4) Подчеркни слова с разделительным мягким знаком,которые перенесены верно
а) соло-вьи
б) огон-ьки
в) Да-рья
г) стуль-я
