X-PDF

Урок по русскому языку в 9 классе на тему СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ.

Поделиться статьей

Открытый урок русского языка по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ.

9-й класс

Целиурока:

·                    Познавательные:

o        повторить опознавательныепризнаки СПП;

o        продолжить знакомство  состроением и значением СПП с придаточными изъяснительными;

·                    Практические:

o        совершенствовать умение даватьсинтаксическую характеристику СПП по его схеме;

o        учить опознавать СПП спридаточными изъяснительными среди других СПП;

o        формировать умение строитьСПП;

Задачиурока:

·                    Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном,умение строить СПП с придаточными изъяснительными.

·                    Развивающая – совершенствовать умение воспринимать новую информацию вобобщённом виде.

·                    Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения (работа с текстом,взятым из художественной литературы).

Типурока – комбинированный.

Методическиеприемы:

·                    анализ предложений,

·                    конструирование предложений,

·                    решение лингвистической задачи(лингвистическое моделирование),

·                    выполнение тестовых заданий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная,групповая.

 

Ход урока:

I.                 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙМОМЕНТ.  (0,5 мин.).

Закрыли глазки имысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули.Выдохнули.

          Я желаювам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

 

II.             ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (3,5мин.)

Упр.  142, ученики читаютисправленные варианты предложений, записывают схемы предложений на доске.

Какой вывод мыможем с вами сделать?

Чтение стихотворения«Дом, который построил Джек»

Дом, который построил Джек

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это весёлаяптица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это старушка, седаяи строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это ленивый и толстыйпастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

 

III.          АКТУАЛИЗАЦИЯИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (ПОВТОРЕНИЕ). (5 мин)

-Простое предложение – это….

-Сложное предложение – это…

-Бессоюзное сложное предложение – это…

— Союзы– это…

-Сложносочиненноепредложение – это…

-Сложноподчиненное предложение – это…

— Группысложноподчиненных предложений, которые мы изучили…

— Чемэти предложение отличаются друг от друга…

— Какможно понять, что перед вами ССП или СПП…

-Придаточное по отношению к главному может  находиться…

Лингвистическая разминка (по заданиям ОГЭ)

2. Заданиядля лингвистической разминки ( Подготовка к ОГЭ) ( в паре) № 3,  №7

3

 

 1.Укажитепредложение, в котором средством речевой выразительности является сравнительныйоборот? (

1) А у меня даже слёзы капали из глаз – так здоровоподдал мне Лёвка – капали прямо на промокашку и расплывались по ней, какбесцветные кляксы.

2) Я взял у папы с письменного стола его синийразрезальный нож из пластмассы и целый день точил его о плиту.

3) Я, как его увидел, сразу стал расстегиватьпортфель, чтобы достать кинжал.

4) В классе всё было как всегда, и Лёвка стоял у окнас Валериком.

Ответ: 1

3.2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являетсяФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1)Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул.

2)В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а вдвижениях появлялись ловкость и сноровка.

3)Разве так обращаются с благородным рыцарем?

4)Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.  Ответ  (4)

 

1.       3. Укажитепредложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1.    Огнинищих деревень мигали сослепу в седую метель.

2.    Левитанвспомнил свою первую поездку в Крым, и ему захотелось в горы.

3.    БольнойЛевитан попросил у Чехова кусок картона и за полчаса набросал на нем маслянымикрасками вечернее поле со стогами сена.

4.    Отэтого воздуха часто болела голова.

                                                                                          Ответ:1

3. ( 4.)Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1)Он уже думал осолдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувствосыновней любви и нежности.

2)И действительно,солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии,которая висела у них дома.

3)Это моего отцаубили… – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, какон.

4)Он был рад, чтомать не видит его слёз.                           Ответ ( 1)

 

 

7.1 Заменитесловосочетание БЕЗЫМЯННЫМ РЫЦАРЕМ , построенное на основе согласования,синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившеесясловосочетание.

                                                                                    Ответ:   рыцарем без имени

 

7

 

2.Заменитесловосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное наоснове примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

 

                                                                           Ответ:         —       нападали с ожесточением

 

7.3.Заменитесловосочетание хоровой коллектив  построенное на основе согласования,синонимичным словосочетанием со связью управление.   Напишитеполучившееся словосочетание.

                                                                           Ответ: —    коллектив хора

 

  1. 4.Замените словосочетание железной трубки,  построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.         Напишите получившееся словосочетание.

                                                                            Ответ:  —    трубкаиз железа

7

 

5.Заменитесловосочетание  дни после войны, построенное наоснове связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.Напишите получившееся словосочетание.

                                                                          Ответ:  послевоенные дни

7.6. Заменитесловосочетание «немецкие танки» , построенное на основе согласования,синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившеесясловосочетание.

                                                                  Ответ танки немцев

 

-Попробуем закрепить материал с помощью цифрового диктанта. Я вам читаюпредложения, а вы на слух определяете, в какую колонку вам нужно записать номерданного предложения.

Задание: Различениепредложений на слух (цифровой диктант)

В тетрадях у детей запись:

Простые

Бессоюзные

 

Сложносочиненные

 

Сложноподчиненные

4

1

3

2, 5

Учитель читает предложения,называя порядковый номер каждого, а школьники лишь разносят их соответствующиеномера по нужным колонкам.

1.                  Распустились почки надеревьях, прилетели птицы.

2.                  Не выходи на улицу, потому чтоуже стемнело.

3.                  Светило солнце, но было оченьхолодно.

4.                  Я подняла книгу, упавшую состола.

5.                  Я подняла книгу, которая упаласо стола.

Проверка (отвечает 1 ученик)

Дать определение СПП.

 

IV.          СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА (3мин)

Передтем как я озвучу тему нашего урока, обратимся к эпиграфу: «Нам не данопредугадать, как слово наше отзовётся» Ф.И. Тютчев.

Каквы понимаете?

-Как выдумаете, как будет звучать тема нашего урока?

Из написанной темы как вы думаете, чем будемзаниматься, что должны узнать или вспомнить?

Сформулируйте вопросы, ответы накоторые, по вашему мнению, вы должны получить в процессе изучения придаточныхизъяснительных.

Попробуйте сформулировать основныезадачи урока. Чему должны научиться? А поможет вам в этом эпиграф.

Обсудитев парах и предложите свои варианты.

Ученики после обсуждения в группахпредлагают свои версии, которые корректируются и записываются на доске:

1.Вспомнить и повторить материал , на какие вопросы отвечают придаточныеизъяснительные.

2. Выяснить, к чему относятсяпридаточные изъяснительные – ко всему предложению или к контактному слову.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

3.Определить, как присоединяются придаточные изъяснительные к главномупредложению.

4. Узнать, какое место может заниматьпридаточное изъяснительное по отношению к главному.

5.Научиться опознавать придаточные изъяснительные.

6.Научиться  составлять схемы СПП.

Подумайте, зачемнам пригодятся эти знания в жизни?

— Запишите число,классная работа и тему нашего урока.

V.              ПОДГОТОВКА КВОСПРИЯТИЮ  МАТЕРИАЛА (2 мин)

Лингвистическоемоделирование. (НА ДОСКЕ)

Заменитепрямую речь косвенной. Начертите  схемы  полученных предложений.

1)               «Где вы были?» — спросил отец.

2)               «Мы были в магазине», — ответили мы.

Вывод: косвенная речь строитсяс помощью СПП

(опираясь на полученныепредложения, учитель объясняет теоретический материал)

Физминутка

VI.          ИЗУЧЕНИЕ,ОСМЫСЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (10 мин)

-Продолжите предложение так, чтобыполучились СПП. Запишите эти предложения.

1. Книгу надо беречь (почему?)

2. Будешь много знать (при каком условии?)

3. Перечитывают те книги (какие?)

4. Друзья часто спрашивают о том (о чем?)

5. Я посмотрел в бинокль и увидел (что?)

6. Наконец мы увидели дом (какой?)

— Все ли группы предложений нам известны?Какие предложения мы еще не изучали?

VII.        ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.                Чтение легенды о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабефилософа Ксанфа. (5 мин.)

Послушайтелегенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, рабе философа Ксанфа.

Когда Ксанфпопросил приготовить для гостей самое лучшее, Эзоп приготовил блюда из языков иобъяснил это так: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучшеязыка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Припомощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могутобъясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать,мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражатьрадость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучшеязыка».

В другой разКсанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. И Эзоп пошёлопять покупать языки. Все удивились этому, а Эзоп объяснил так: «Ты велел мнесыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка людиогорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить,лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, онможет вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства,он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли бытьчто-нибудь хуже языка?»

1.1 Почемубаснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет, в другомутверждает, что язык самое худшее, что есть на свете?

1.2 — Как понятьэто противоречие?

1.3 Задание:

— Согласны ли выс древнегреческим баснописцем? Запишите свои мысли в виде сложноподчинённогопредложения с придаточной изъяснительной частью.

Давайте, сделаем вывод.

2.                Индивидуальнаяработа

А пока класс работает над текстом легенды, 2 ученика получают карточки синдивидуальным заданием.

Два ученика получают карточки с индивидуальным заданием и выполняют егов тетради. После выполнения сдают тетради на проверку.

Индивидуальная карточка 1

Запишите предложения, расставляя знаки препинания;укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьтесхемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

1)              Я полюбил эту маленькую окраину и былуверен что она самая живописная в мире.

2)              Ей снится буд(то)(бы) она идет по снеговойполяне.

3)              И нищий наездник таится в ущелье, гдеТерек играет в свирепом веселье.

4)              Я всегда удивлялся как успевал этот ужестарый человек делать сразу несколько дел.

Индивидуальная карточка 2

Запишите предложения, расставляя знаки препинания;укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; составьтесхемы 2 и 4 предложений; особое внимание обратите на правописание союзов.

1.                Берись за(то) к чему ты сроден коль хочешчто(б) в делах успешный был конец.

2.                Ты рада что ты дома?

3.                Мы добрались до цели нашего путешествия,когда наступил вечер.

4.                Вы не должны судить меня (по)тому что яделаю.

 

3.                 Парная работа с текстом (5 мин)

 

(1) Дорогиечитатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А.С.Пушкиным,Л.Н.Толстым, М.Горьким?

(3) Встретиться сними не так уж трудно.

(4) Я могу вамдать их точный адрес.

(5) Он оченькороткий: библиотека.

(6) Всё самоеважное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в ихкнигах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает оченьтихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (9) Они могут рассказать вамзамечательную сказку, интересную повесть, от которой у вас будут гореть щеки иуши, с их страниц прозвучат чудесные стихи, которые вы запомните надолго, аможет быть, и на всю жизнь.

(10) Из книг выузнаете, как живут народы разных стран, узнаете о великих открытиях науки итехники, о звездах и планетах, о растениях и животных. (11) Что бы вы ниделали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.

(12) С ней выоблетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далекихпланетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесьпонимать и любить людей. (13) Приобретайте самые широкие знания, читайте многои упорно. (По С.Маршаку)

3.1. Прочтите про себя.

3.2. Один из учеников читает вслух.

3.3. Найдите и выпишите:

а) односоставноебезличное предложение (3)          б) СПП с придаточным определительным (7,9)

в) СПП спридаточным изъяснительным (10).

3.4. Укажите, какие средства выразительностииспользованы в предложении № 9. (Олицетворение,эпитет, метафора).

3.5. Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.6. Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не толькоприобрести самые широкие знания, но и научит «понимать и любить людей»)

3.7. Согласны вы с позицией автора? Докажите это,приведя один-два аргумента. Запишите в тетради, употребляя СПП.

3.8. Прослушиваем одного-двух учеников.

К какому выводу мыможем прийти?

4.                Работа со стихотворением(4мин)

4.1 Учительчитает стихотворение

4.2   Работа снепонятными словами:

Дай, Джим, на счастье лапумне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, нелижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольскикрасив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоихгостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

4.3 Ученикинаходят все сложноподчиненные предложения, называют придаточную часть, при помощи чегопридаточные изъяснительные прикрепляются к поясняему слову. Схемы чертят втетради.

5. Работа у доски

Слово учителя:

Сейчас ребятапродемонстрируют нам свои умения построения СПП по данным схемам.

Два ученика по схемампридумывают предложения с придаточной изъяснительной частью.

Карточка 1

[ … ], что ( … ).

[… , (чтобы…) …].

Карточка 2

(чтобы…), […].

[ … ], (будто…).

 

6.Работа в мини-группах.

А пока ребята работают у доски, мы с вами объединимся в мини-группы ипоработаем конструкторами.

Группы по 4 человека (по2 парты, сидящие за первой партой, поворачиваются к парте, стоящей сзади)должны соединить половинки предложений и начертить схемы получившихсяпредложений.

1 Задание:Выделите главные и придаточные предложения. Соедините половинки предложений.Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1.Люблю                                                              1. Что тебеинтересно

2.Что было вчера                                               2. Когда соснашумит

3.Ты делаешь только то                                   3. Как где-то опустиласьстая уток

4.Слышно было                                                  4. То было исегодня

2 Задание:-Из пар простых предложений составить СПП.

1.Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (который)

2. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней выпускаютконфеты «Песни Кольцова». (потому что)

3.В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть окно. (Поэтому)

4.Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (который)

3 задание:Вставьте подходящие по смыслу союзы и союзные слова,расставьте знаки препинания.

1.Работа так и не была закончена в срок (     ) все материалы привезли вовремя.

2.В горах быстро смеркалось (….) нам пришлось задуматься о ночлеге.

3.Туристы не сразу увидели дом (….) он был скрыт деревьями.

4.Каждому из нас мила и люба своя родина (….) ты родился вырос и живешь.

Задание 4: Распределитепо колонкам данные слова.

Пока,словно, что, кто, чтобы, то, хотя, несмотря на то, такой, оттуда, чей, чем, дотех пор пока, потому что, если, который, где, когда, каждый, куда, столько,тот, там.

Подчинительные союзы

Союзные слова

Грамматические омонимы (могут быть и союзами и союзными словами)

Указательные слова

 

 

 

 

 

Вопросы в заключение работы:

-Какие знания вам помогли соединить главное и придаточные предложения?

-Какую роль играют поясняемые слова в предложениях?

 

VIII.    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (4 мин)

Так что же вы узнали науроке?

Цель и задачу, которые мынаметили, мы выполнили?(да)

     Беседа сучащимися.

1)                  Что такое сложное предложение?

2)                  Какие существуют виды сложных предложений?

3)                  Какие виды придаточных предложений вызнаете?

4)                  На какие вопросы отвечают придаточныеопределительные?

5)                  На какие вопросы отвечают придаточныеизъяснительные?

6)                  При помощи чего придаточные изъяснительныеприкрепляются к поясняему слову?

7)                  Какое место по отношению к главномузанимают придаточные изъяснительные?

Поставленныецели достигнуты.

IX.          ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин)

ДЗ поучебнику:

1)   Повторить  теоретический материал с. 70-71

2)   Сделать упражнение  141 с. 73

3)   Подготовиться к проверочной работе


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.72%
НЕТ
39.28%
Проголосовало: 1329

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.72% НЕТ 39.28% Проголосовало: 1329


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет