Тема урока: «Древняя Финикия»
Тип урока – урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний и умений учащихся.
Структура урока: мотивация, изучение новогоматериала, закрепление
Связь урока сизученным материалом: на примере «нового» древнегонарода продемонстрирована связь местоположения и природных условий территории,где возникла древняя цивилизация, с ее хозяйственным и общественно-политическимустройством.
Как урокработает на последующие уроки: сведения о достиженияхфиникийцев важны при изучении темы о древнегреческих колониях и мореплаваниигреков.
Цель урока: показать какую роль сыграли финикийцы в развитии человечества в I тысячелетии до нашей эры.
Образовательный компонент:
· создать у учащихся представление о местоположении, природныхусловиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;
· познакомить учащихся с особенностямикораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направленияпутешествий, основание колоний);
· охарактеризовать основные товары финикийскихрынков;
· раскрыть особенности финикийского алфавита.
Развивающий компонент:
- формирования у учащихся умения работать с исторической картой;
- формирование логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного характера;
- формирование творческого мышления — посредством выполнения творческих заданий;
- умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов;
Воспитательные:
- показать вклад финикийцев в мировую культуру;
- Развитие у детей эстетических вкусов посредством наглядных пособий
ХОД УРОКА
Загадки:
1. Когда-то в давние времена один торговый корабль попал вбурю и вынужден был пристать к берегу. Берег оказался пустынным: даже поставитькотел для воды было не на что – морякам пришлось снять с корабля куски каменнойсоды, которую они везли для продажи. От сильного огня сода расплавилась,потекла на песок, на морские ракушки. И вскоре моряки заметили около себятвердую полупрозрачную лужицу. Так изобрели _____________________.
2. Однажды бог мореплавателей и ремесел Мелькарт проходил поберегу моря с богиней. Огромный пес разгрыз раковину, его рот сталпурпурно-красным, и Мелькарт окунул тончайше платье богини в этот «сок моря».Так была открыта _________________
У каждого из вас сейчаснайдется вещь красного цвета в гардеробе, стекла и стеклянные изделиясуществуют, и мы даже не задумываемся, откуда они.
А красную краску истекло изобрели жители одной древней удивительной страны, которой давно нет накарте мира. Сейчас на её территории располагается современное гос-во Ливан.Попробуйте соотнести современную карту с древней и ответьте на вопрос: какая жестрана располагалась на территории современного Ливана (Атлас – С.4).
Итак, сегодня мысовершим увлекательное путешествие в одну из самых богатых стран Древнего мира- Финикию. Запишите тему урока.
Как вы считаете, скакого вопроса мы должны начать изучение Древней Финикии?
Какие еще вопросы мы должны рассмотреть?
План:
1. Местоположение и природные условия Финикии.
2. Основные занятия финикийцев.
3. Изобретения финикийцев.
Задание на урок: вконце урока вы должны будете ответить на вопрос: Какой вклад внесли финикийцы вмировую культуру.
1. Местоположение и природные условия.
Примерно 4 тысячи летназад на восточном берегу Средиземного моря поселились племена, которые древниегреки называли финикийцами.
Финикийцы впереводе с греческого – «пурпурные». Как вы думаете, почему?
Пурпурнуюкраску добывали из раковин моллюсков. Некоторые финикийцы занимались добычейраковин. Взяв в руки два тяжелых камня, они ныряли на дно моря, доставалиоттуда маленькие раковины. Из каждой раковины можно было извлечь несколькокапелек густой жидкости. Это была знаменитая в древности пурпурная краска.Ткани, выкрашенные пурпуровой краской, сверкали на солнце, они не выгорали и нелиняли при стирке. Их охотно покупали богатые люди во многих странах. Есликраска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менеегустая, то ткани были окрашены светлее.
Найдите на карте название финикийскихгородов.
В Финикии было 3 больших города: Библ, Тир и Сидон.
Библ (Губл) –«гора»
Тир (Тсур) –«скала»
Сидон – «городрыбной ловли»
Что могутрассказать нам о стране и её жителях эти названия?
Здесь было море и скалы.Финикия располагалась на узком клочке земли длиной вдве сотни километров. Финикия отделена была от Малой Азии скалистыми Ливанскимигорами богатыми ценными породами леса — кедром. Здесь не существовало полноводных разливающихся рек. Полезных ископаемых здесь было мало. Узкаяполоска плодородной земли, почти непригодная была для земледелия. Но виноград,оливковые деревья (на магнитную доску помещаются аппликации данных культур)прекрасно прижились в данной местности.
Подумайте в чем отличиеприродных условий Финикии от Древнего Египта и Междуречья?
Финикийцыв отличие от вавилонян и египтян не создали единого и сильного государства.Финикия состояла из нескольких городов-государств. Икаждый город, большой или маленький управлялся собственным царем.
Как вы думаете,почему здесь не возникло единого государства?
Ответ:
1. влажный климат – отсутствие крупных разливающихсярек – нет необходимости в организации искусственного орошения – нетнеобходимости в создании сильного государства
2. Хребты Ливанских гор не только защищали приморскиегорода от захватчиков, но и отделяли их друг от друга.
2.Основные занятияфиникийцев.
А чем же будут заниматься финикийцы?Вспомните, от чего зависят занятия людей? (От местоположения иприродных условий страны).
Основные занятия: кораблестроение, торговля, ремесло, земледелие
Давайте представим себяфиникийскими купцами. Что намнеобходимо для начала торговли. Во-первых, нам необходимы товары. Что мы будемвывозить на продажу? Это будут изделия финикийских ремесленников.
Учебник – Стр.74-75
Итак товары у нас есть. Что нам ещенеобходимо для торговли?
Нам нужен корабль. Какиеприродные условия способствовали развитию кораблестроения в Финикии?
Что из себя представлял торговыйкорабль?
Торговые суда были широкими (их называли пузатыми) сполукруглыми бортами.
Почему финикийские суда былиширокими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара). На таких судахбыло мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носукорабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачемна корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? Финикийцы путешествовалипо нескольку недель и даже месяцев.
Итак,у нас есть товары, корабль и мы отправляемся в путь.
Наборт кроме товаров мы взяли несколько клеток с птицами.
Загадка: Отправляясь в далекое плавание, финикийцы брали ссобой на корабль разнообразных птиц в клетках. Когда финикийцы возвращались изплавания, клетки были пустыми. Куда девались птицы?
В какие страны мы будем держатьсвой путь? К каким берегам пристанет наш корабль – карта стр.75 (атлас – С.5)
Подумайте, могли ли они обойтись однимсосудом воды? Где можно было пополнить эти запасы? Напротяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухтыдля того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием и отдохнуть. Вместах удобных для стоянки кораблей финикийцы стали строить укрепленныепоселения и начинали торговать с туземцами. Такие поселения стали называтьсяколониями.
Что означает слово «колония»? – Стр.75
Самой крупнойфиникийской колонией был город в Северной Африке. Найдите его название. – Карфаген.
Во время своих плаванийв Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. НазваниеКарфаген переводится как новый город. Вскоре самКарфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря ипревратился в главный город огромного государства.
Много путешествуя, финикийские купцыторговали со всеми странами Средиземноморья. Порой корабли стояли по несколькумесяцев в гавани, неспешно распродавая свои товары. Центрами торговлистановились многолюдные и богатые города.
Давайте представим, чтомы с вами попали на восточный базар. Перед нами корзина, в которой находятсяфиникийские товары и товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия.
К доске приглашаются два ученика:финикийский купец и представитель купцов из других стран. Нашазадача — выяснить, что ввозили и вывозили финикийские купцы.
Финикийские товары
Пурпурная ткань.
Оливковое масло
Кедровая шишка
Как финикийцы использовали древесину? (Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовлялимебель). В какую страну финикийцы могли вывозить лес? (В Египет, потомучто эта страна имела выход в море, но была лишена леса для строительствафлота).
Сосуд из стекла.
Украшения
Финики, оливки, виноград
Товары из другихстран
Фигурка раба. Рабов в то время называли живым товаром. Известно, чтодревние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая взаморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарокразличные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходилв море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков врабство.
Бутылочка вина. Его ввозили из Греции. Давайте вспомним: из чего делают вино?(из винограда). Но ведь в Финикии выращивали виноград. Неужели у них не былосвоего вина? (Не было, потому что они не умели его изготавливать).
Веревка — что она может символизировать?(Канаты — для корабельных мачт и якорей).
Папирус. Его использовали как материал для письма. Ещеодна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потомперепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папируспроизводят в Финикии.
Кусочек угля. В Финикии не было полезных ископаемых,поэтому уголь тоже был привозным.
Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании
Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы такценили кошек? Откуда они могли их ввозить? (Кошки истребляли мышейна кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили народину).
Как вели себя финикийцы вгородах-колониях?
Обратимся к отрывку изсочинения Геродота. Греческие авторы оставили сведения о похищении финикийцамизнатных людей и детей, которых заманивали на корабли и продавали в рабство. Приезжаяв заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая вподарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу жевыходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиковв рабство.
Таким образом, для грековфиникийцы были разбойники. А вот египтяне считали ихкораблестроителями, полярную звезду называли финикийской. Именно египетскийфараон предложил финикийцам плавание вокруг Африки.
Подумайте, почемуотношение к финикийцам со стороны греков и египтян было различным?
Отчасти греки были правы, называяфиникийцев разбойниками. Многие из них использовали искусство мореплавания нетолько для добрых целей. Среди них были морские разбойники, пираты, грабившиеморские корабли. Соперниками финикийцев на море были греки. Поэтому крометорговых кораблей финикийцы имели и военные.
Чем военный корабль отличается отторгового? – работа с картинкой.
Военные корабли.Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные иманевренные). Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами былирабы, прикованные цепями к скамейкам. Финикийцы использовали одноэтажные, двухэтажныеи трехъярусные суда, где сидели гребцы
Почему на финикийскихкораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной командыбрали еще запасную)? (Боевымкораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени,а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людейотдохнувшими). Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволялогрести значительно быстрее). С какой целью воины на галереразвешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывалибойницы корабля от врагов).
В носовой части (спереди) у нихрасполагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими.
3. Финикийский алфавит.
Однако, не надо думать, что финикийцы былитолько разбойниками. Они были и очень грамотными людьми. Финикийцы первыми вмире около 3 тысяч лет тому назад придумали алфавит.
Финикийским купцам дляуспешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количествопроданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились сегипетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались имсложными — почему?
Финикийцы стали думатьнад созданием более простого письма, и
В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы.Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертаниеих было простым.
Финикийский алфавитзаимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не толькосогласные, но и гласные звуки. На основе финикийского и греческого алфавитовсоздана наша славянская азбука.
В 7 в. до н.э. финикийские городапотеряли свою самостоятельность. Какими гос-ми они были завоеваны. Однако, онине пропали бесследно, они внесли огромный вклад в развитие кул-ры.
Главный вопрос урока: Какой вклад внесли финикийцы в мировуюкультуру?
Закрепление материала:кроссворд
Кроссворд по теме: Древняя Финикия |
||||||||||||||||||
1 |
|
|
ф |
|
|
|
|
|||||||||||
2 |
|
|
|
|
и |
|
||||||||||||
3 |
|
|
|
н |
||||||||||||||
4 |
и |
|
|
|||||||||||||||
5 |
|
|
к |
|
|
|||||||||||||
6 |
|
|
|
|
и |
|
||||||||||||
7 |
|
|
|
|
|
|
я |
|||||||||||
Задания: |
||||||||||||||||||
1. |
Самая известная колония финикийцев, основанная на севере Африки. |
|||||||||||||||||
2. |
Одно из изобретений финикийцев, позже заимствованное греками. |
|||||||||||||||||
3. |
Приспособление на военном финикийском корабле, предназначенное для пробивания вражеских судов. |
|||||||||||||||||
4. |
Город Древней Финикии на восточном побережье Средиземного моря. |
|||||||||||||||||
5. |
Одно из изобретений финикийцев, используемое и в наши дни. |
|||||||||||||||||
6. |
Поселение, основанное на чужой территории. |
|||||||||||||||||
7.Одно из основных занятий финикийцев. |
||||||||||||||||||
