X-PDF

Урок по теме Обездоленное детство в рассказе А.П.Чехова «Спать хочется» . 7 класс

Поделиться статьей

Тема:Обездоленное детство в рассказе А.П.Чехова

«Спатьхочется»

 (7 класс)

ЦЕЛИ.Изучить рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» методом целост­ного анализа.

ЗАДАЧИ:

-развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читатьпрозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленныйвопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы;

-формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение кокружающей действительности; воспитывать добрые чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-тексты рассказа А. П. Чехова Спать хочется;

-репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ: эвристическая и аналитическаяработа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.

ХОДУРОКА

 

Тогдачеловек станет лучше,

когдавы покажете ему, каков он есть.

                                                                                                                А.П. Чехов

Подготовительная работа -индивидуальные задания (сообщения о детстве А.П.Чехова).

 

      I.           Сообщениязаранее подготовленных учеников о детских годах  А.П.Чехова.

 

   II.           Проверка первичного восприятия текста рассказаСпать хочется:

·       Какие чувства вы испытали во время чтения рассказа?

·       Что вас взволновало?

·       К какому жанру относится это произведение?(рассказ)

·       Докажите. (Рассказ – небольшое произведение,повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

 III.           После прочтения рассказа дома вам надо былонарисовать обложку к рассказу. На магниты прикрепляем обложки на доску, ребята комментируют свои рисунки. 

IV.              СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

 Рассказ «Спать хочется» появился в «Петербургской газете» в 1888 году.Событий­ная ситуация в этом рассказе почти та же, что и в уже знакомом  детямрассказе «Ванька»: Варька тоже служит в доме са­пожника и, хоть взяли еенянькой к ребенку, тоже должна ставить самовар, помогать по дому, чиститьсапоги и бегать за пивом. Варьке, как и Ваньке, все время хочется спать.Однажды ночью, доведенная до отчаяния, Варька засы­пает, задушив плачущегоребенка.

          Не прочитав рассказа, поверить в это нельзя. Убить человека,даже если это грудной ребенок, невероятно трудно. Тем более не может этогосделать тринадцатилетняя деревенская девочка, которая и в няньках-то оказаласьтолько потому, что у нее умер отец и они с матерью пошли от нищеты нани­матьсяв город. Что же произошло?

 

Анализ рассказа.

— Что вы можете рассказать о жизни Варьки до того, как она попала вняньки?

— Какая это была жизнь?

— А как живётся девочке в няньках? (Из­мученная,она видит перед собой ночную комнату: «Перед образом горит зеле­ная лампадка;через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки ибольшие черные панталоны. От лампадки ложится на по­толок большое зеленоепятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, наВарьку…». Варька качает колыбель и, несмотря на то, что ребенок кричит,засыпает. Во сне она видит бредущих по грязи людей, постоянно твердящих:«Спать! Спать!». Сон превращается в бред и тут же сменяется обстановкойкомнаты: Варька снова слышит ребенка, видит колыбель и на полу тени от пеленоки панталон. Тени превращаются в фигуру умираю­щего отца, Варька видитсклонившегося к нему доктора, суетящуюся мать. Сон прерывается реальностью:хозяйка приходит покормить ребенка. Тот не унимается. Варька берет его обратнои засыпает в тени от панталон, но день уже начался, и надо снова топить печи,ставить самовар, чистить картошку, бежать в лавочку.

         Всё окружающее девочка и днем воспринимает в режиме бреда. Залюбой монотонной работой она рискует заснуть. И тогда ее побьют. Варькаборется, крепится, бредит и спит, и, когда снова наступает ночь и она опятькачает кри­чащую колыбельку и видит все те же тени от пеленок и панталон, ей вголову впервые приходит чисто практический вопрос: «Что мешает ей спать?». Онадолго прислушивается к крику, пока не понимает, что ее враг — ребенок. Онарадуется простоте ответа, и тени от панталон радуются вместе с ней. Задушивребенка, Варька ложится на пол и засыпает.

— Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

— Какова роль художественной детали в рассказе? (Ме­тодично повторяяодну и ту же деталь обстановки (тени от панталон), Чехов показывает, что Варька— со всеми своими мыслями, горестями и усталос­тью — стала всего лишь частьюэтой обстановки, превратилась в маленькую машинку, способную реагировать лишьна окрики и поручения. Она переста­ла быть простой деревенской девчонкой,находчивой и верткой, способной огрызнуться, убежать, спрятаться где-нибудь начердаке и там хорошенько выспаться)

—  Что мешает спать Варьке? (Она долго прислушивается к крику, пока непонимает, что ее враг — ребенок. Она радуется простоте ответа, и тени отпанталон радуются вместе с ней. Задушив ребенка, Варька ложится на пол изасыпает)

—  Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли выее? Можно ли ее обвинять? (Варька не ждет помощи — неоткуда. Доведённая доневменяемого состояния девочка не справляется с кошмаром. Убийство ребенка –это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству какпоступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм)).

— Кто виновник тех событий, что описаны в рассказе? Что довело Варькудо такого безумия? Можно ли было его избежать?

Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказаСпать хочется в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом вГаличе двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории.                –Рассмотрите репродукции картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание».

Скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Спать хочется»?

(Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своихдетей. Чуть бывало, в беднейшей семье  исполнится ребёнку лет семь или восемь,родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работатьс утра до ночи)

— Какие выводы можно сделать? (Писатель выбирает самые настоящие,жизненные сюжеты для своих произведений)

— Кому можно адресовать слова эпиграфа сегодняшнего урока?
— Можно ли сказать, что в конце рассказа Чехова происходит развязка? (Наверное,нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалрассказа открыт в жизнь)

— Как автор показывает это? (Многоточием заканчивается рассказ)
— Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живутв семьях и т.д.) Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы вырослиобразованными, воспитанными людьми; права детей защищаются на уровнегосударства.

V. Домашнее задание. Можно ли было избежать того безумия, котороепоказывает Чехов в рассказе? Напишите возможное развитие событий, закончитерассказ по-своему.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.14%
НЕТ
39.86%
Проголосовало: 1252

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет