Поурочный план по обществознанию
Урок №3. Тема: Общество и природа.
Цель урока:обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношенийобщества и природы.
Задачи: сформироватьпредставление об основных этапах развития отношений между природой и обществом,раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека;развить умения работы с терминами; учебно-организационные иучебно-интеллектуальные умения и навыки; формирование экологического стилямышления.
Тип урока: комбинированный,конструкция – проблемный + поэлементный.
Образовательныересурсы:
Учебники: ВаженинА.Г.Обществознание. М., 2008. §1.2, с.11-16; Боголюбов Л.Н. Обществознание.10 кл. М., 2009. §1, с.7-18
ЭОР: ЭУПОбществознание. 8-11 кл., диск 2, 10кл. урок 19; презентация«Воздействие общества на природу», ЭОР«Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия»
Техническоеоснащение:компьютер, проектор.
Методы и приёмыработы:беседа с использованием презентации, работа с компьютерными программами (ЭОР),хрестоматией.
Ход урока:
I. Организационныймомент– организация работы в классе.
II. Актуализациязнаний
Обсуждениерезультатов социологического опроса
1. Вопросы:
Что такое обществов широком и узком смысле?
Может ли человекпрожить вне природы?
Мыживем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека,благодаря чему он существует… Оторвать человека от природы равносильно тому,как если бы отделить глаза от света, легкие от воздуха.
Л. Фейербах
2. Проверитьдомашнее задание (выписать в тетрадь определения общества).
III. Изучениеновой темы.
1. Сообщение темыурока «Общество и природа», пояснение его места в изучаемой теме.
2. Работа с презентациейи ЭОР Человек, природа, общество. Проблемывзаимодействия
(шаг 1-2, 7-10минут) с попутным конспектированием в тетради (из лекции), беседа.
Современноесостояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:
а) естественное –не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «неступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирскойтайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное –естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то естьприрода успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.
в) кризисное — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое –начинается деградация природного комплекса.
д)катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояниеколлапса – природная среда необратимо деградировала.
Созданиепроблемной ситуации методом постановкивопроса:
Почему возникаюткритические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологическогокризиса?(Ребята дают предварительные ответы)
«Изменения вприроде под влиянием деятельности человека» (сворачивание информации влогическую цепь).
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА |
Основной лозунг(характеристика) |
последствия |
Господство ручного труда |
||
Машинное производство |
||
Дальнейшее выживание человечества |
ВЫВОД: Чем болееразвито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. Всовременном обществе возросла численность населения и развита промышленность,поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Этосвидетельствует об усилении давления на среду обитания.
Как это страшно– умирание рода,
Всех поголовно,всех до одного
Когдаопустошенная природа
Уже не в силахсделать ничего
И поползётпроказа запустенья
И пересохнутниточки воды
И птицы вымрут,
И падутрастенья,
И зверь необойдет своей беды.
И сколько туткорысти ни ищи ты,
Какой тыотговоркой ни владей,
Земля защиты,требует защиты,
Она спасеньяпросит у людей!!!
Глубокоеосмысление-самостоятельная работа с источником информации (отрывок из хрестоматии ),ответы на вопросы.
Человеки природа
Е. К. Андреева – современный психолог и педагог.
Погруженные в многообразиеприроды, люди долгие века видели только множество, не замечая единства этогомногообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, чтопотреблять ее можно неограниченно. По мере развития цивилизации и роста городовчеловек все более отходил от природных условий жизни, все больше «отчуждался»от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их длясвоего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами,количество которых никогда не воспринималось как неисчерпаемое, человекобращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства сокружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно ирасточительно «покорять» природу, т.е. потреблять ее, не считаясь с ней и еезаконами. < … >
Теперь, когда наступила«вторая и третья очередь» последствий наших «побед», мы спохватились и увидели,что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера – это такой жеединый, тонко сбалансированный организм, как и наш собственный, состоящий измиллионов отдельных организмов – клеток. Только «клетками» биосферы являются ееживые существа – от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, чтоявляемся частью единого организма природы и целиком зависим от нее, а потомудеградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель ее была бынашей гибелью.
Андреева Е. К. Союз с природой. – М., 1985, – С. 4, 5.
Вопросы и задания
1. Почему, по мнениюавтора, человек бережнее обращался с созданными им вещами, чем с живойприродой?
2. Как понимает авторвыражение «покорять природу»? Разделяете ли вы эту точку зрения? Свое мнениепоясните.
3. Опираясь на знанияразличных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природаявляется тонко сбалансированным организмом.
IV.Закрепление.
Вопросы и задания:
1. В чем состоит взаимосвязьчеловека и природы?
2. Как развивались отношениямежду обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
3. Дайте характеристикупервобытного общества. Какой была основная цель объединения людей?
4. Почему со становлениеминдустриального общества воздействие человека на природу усилилось?
5. Как изменилось отношениечеловека к природе в XX в.? Почему это произошло?
6. Как в современном миререшаются экологические проблемы?
7. Зашита природы — дело нетолько государства, но и каждого человека. Как каждый из нас можетспособствовать охране природы?
Практические выводы (изучебника Боголюбова Л.Н.)
1. Изучаяобщество, нельзя забывать, что оно во многом зависит от природы. Природныеусловия, в которых находятся разные страны и народы, космические явления,стихийные бедствия, имеющие разрушительные последствия, эпидемии, охватывающиецелые континенты, — всё это оказывает воздействие на жизнь общества. Но нельзяне учитывать и результатов воздействия общества на природную среду, имеющихгибельные последствия для человечества.
2. Культурадаёт возможность обществу противостоять опасностям. Чем лучше человек владеетдостижениями культуры, тем успешнее он способен решать возникающие перед нимзадачи.
3. Чтобысохранить нашу планету пригодной для жизни необходимо, чтобы каждый из наспо-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в томчисле.
Будьмилосерден, человек!
У всех людей –одна планета:
И ветрам нет наней границ,
Как нет границпотокам света
И перелётамдиких птиц.
А мы бездумносыпем яды
И дом свойтравим не скупясь.
А нам беречьпланету надо,
Для тех, ктобудет после нас
V. Итогиурока
Фронтальнаяработа: самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребятасоставляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)
3 –мне всё понятно
2–мне кое-что непонятно
1–мне многое непонятно
Д/з: ВаженинА.Г.Обществознание. М., 2008. §1.2, с.11-16; Боголюбов Л.Н. Обществознание.10 кл. М., 2009. §1, с.7-18; сбор материала для проектной работы по проблемевзаимодействия человека и природы в своем районе проживания.