Урокпо теме : «Оповещение» 8 класс
Задачиурока:
1. Сообщить об организации оповещения и информирования населения вЧС мирного и военного времени.
2.Изучитьсистему и порядок оповещения населения в ЧС;
3.Закрепитьзнания учащихся по ЧС мирного времени.
4.Разъяснитьучащимся необходимость знания и соблюдения всех положений по данному вопросу;
5.Выработатьсознательное и ответственное отношение к личной безопасности и окружающих,распознавать и правильно действовать в различных ЧС.
1.Мотивационно-ориентировочныйэтап. Стадия вызов.
Актуализациязнаний, полученных на предыдущем уроке.
Вводное словоучителя, приветствие: Приветствие учителя.
— Я хочу начатьурок с решения кроссворда, который составил для вас профессор Галилео(презентация).
-Прочитайтеключевое слово (катастрофа).
Катастрофу можнорассматривать как особый тип ЧС.
А какиечрезвычайные ситуации бывают? (природного и техногенного характера). Молодцы!
— Как вы думаете,почему происходят катастрофы?
Катастрофы могутпроисходить потому, что люди, находящиеся в зоне, подверженной опасностям, незнают о них и тем более не осведомлены о том, как избежать их или какиезащитные меры следует предпринять.
Давайте вспомним,что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.
(Чрезвычайнаяситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную дляжизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории,возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природногоявления.)
2.Решениеситуационных задач (работа по группам) Работа в микрогруппах.
Каждая группаполучает карточку с практическим заданием. Участникам групп необходимо втечение 3 минут ответить на вопросы, имеющие в карточке.
Практическоезадание (ситуация) для I группы: Определите вид и причинуопасности. Вы дома одни. Смотрите телевизор. Вдруг в телевизоре пропалоизображение, появился шум, треск. Начала раскачиваться люстра, падает посуда,осыпается побелка. Ощущаете колебание здания. Ваши действия (разыграйтеситуацию).
Практическоезадание (ситуация) для II группы: Вас захватили взаложники. Как вы должны себя вести, чтобы снизить угрозу для вашей жизни?
Практическоезадание (ситуация) для III группы: Как защититьорганы дыхания подручными средствами?
Индивидуальнаяработа прием «Покопаемся в памяти».
В тетрадяхзаполните таблицу. Что вы знаете и хотели бы узнать про оповещение.
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
|
|
Обобщение иобсуждение ответов обучающихся работающих в группах.
II. Стадия осмысления.
Учитель: Человекана протяжении всей жизни окружают разные опасности.
Вопрос: Какиеопасности вы знаете?
Да, это опасности природногохарактера и опасности, возникающие в результате деятельности человека, т.е.опасности техногенного характера.
-Приведите примерыопасностей (природного: землетрясение, наводнение, бури, ураганы, извержениевулканов и т.д.; техногенного: пожары, аварии обрушение здания и т.д.)
Вопрос: Почему япоместил в эту схему слово оповещение? (Чтобы довести до населения информацию овозникшей опасности и познакомить с правилами защиты и эвакуации в случаиугрозы жизни и здоровью).
Подберите к немуоднокоренные слова.
Учащиеся подбираютслова (весть, известие, вещать – значит говорить).
Учитель: Древниегреки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».
Вопрос: Как высчитаете, какая тема нашего урока?
Да, сегодня мыбудем изучать тему « Оповещения населения». Запишите в тетради тему урока.При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего ононеобходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а такжеважность данных мероприятий.
Вопрос: Каквыдумаете знакомо ли вам это понятие? Проверка ответов ребят (сильные).Подведение итого что такое оповещение.
Оповещение – этосвоевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимойинформации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях. Об опасныхсобытиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, обязано знатьнаселение. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможностьвстретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороныдля этого существует служба оповещения.
Система оповещенияГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированныхсредств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещенияи информации о чрезвычайной ситуации.
Задачи системы оповещения:
1. Обеспечениесвоевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения распоряжений опроведении мероприятий ГО и РСЧС.
2.Обеспечениесвоевременного доведения до органов управления ГОЧС и населения сигналовоповещения ГО и другой информации.
Вопрос: Какпроисходит оповещение населения при возникновении ЧС? (радио, телевидение,звуковые и световые сигналы, сирены ГО, гудки на заводах, колокольный звон,школьные звонки).
Основным способомоповещения населения об угрозе радиоактивного, химического, бактериологическогозагрязнения, угрозе и возникновений стихийных бедствий, крупных аварий икатастроф на объектах экономики и транспорта, угрозе нападения противникаявляется передача речевой информации по местным линиям с использованием проводного,радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены,производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства черезустановки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобиляхслужбы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачупредупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войнылюди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен,прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!»(сигнал).
Вопрос: Вашидействия при этом сигнале? (ответы обучающихся)
Услышав сиренунадо:
Немедленновключить радио, телевизор, репродуктор радиотрансляции.
Внимательно прослушатьэкстренное сообщение органов власти или органов управления по делам ГОЧС осложившейся обстановке и порядке действий.
Держать все этисредства постоянно включёнными в течение всего периода ликвидации аварий,катастроф или стихийных бедствий.
Передача сигналовоповещения осуществляется вне всякой очереди всеми службами связи ивещания. Информация передаётся в течение 5 мин после подачи звукового сигнала.В опасных районах сообщение дублируется подвижным громкоговорящим устройством.
Приведем вариантысообщений (слайд с голосовым сопровождением)
При аварии нахимически опасном объекте: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города.Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитоговещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении(указывается район). В зону химического заражения попадают объекты(перечисляются объекты). Населению улиц (перечисление улиц) рекомендуетсянаходиться в зданиях. В квартирах необходимо произвести герметизацию всехпомещений. Населению улиц (перечисление улиц) немедленно покинуть жилые дома,здания учреждений, предприятий, учебные заведения и выйти в район (называетсярайон). Граждане! Сохраняйте спокойствие и в дальнейшем действуйте всоответствии с нашими указаниями».
Вопрос: Вашидействия? (ответы обучающихся)
Просмотрвидеоролика.
При аварии наатомных энергетических установках: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧСрайона. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станциии в населенных пунктах (перечисление пунктов) ожидается выпадение радиоактивныхвеществ. Населению этих пунктов необходимо находиться в жилых домах. Срочнопровести герметизацию жилых помещений и мест нахождения скота. Для защитыорганизма принять йодистый препарат. Граждане! Сохраняйте спокойствие. Вдальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Задание: опишитесвои действия в данной ситуации.
Просмотрвидеоролика.
При угрозеземлетрясения: «Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города. Граждане! В связис возможным землетрясением отключите газ, воду, электричество, погасите огонь впечах. Возьмите необходимую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдитена улицу. Займите место вдали от зданий, мостов и линий электропередач.Оповестите соседей о полученном сообщении. Находясь в помещении, при первомтолчке встаньте в дверной (балконный) проем. Граждане! Сохраняйте спокойствие.В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями».
Закрепление:
Выслушавсообщение, каждый человек должен действовать без паники, продуманно и быстро сучетом конкретных условий, в которых он оказался.
III Оценочно-рефлексивный этап. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
. Блиц– опрос
Вопросы:
1.Для чегопредназначены сигналы оповещения? (для своевременного доведения до населения сигналовопасности и порядке поведения в создавшихся условиях).
2.Как передаютсясигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые гудки).
3.Каков порядокпроведения оповещения населения? (сирена, сообщение)
4.Какиетехнические средства применяются для передачи сигналов оповещения?(радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).
5.Кто занимаетсяпередачей сигналов оповещения? (службы оповещения ГО и ЧС).
6.Какие основныемероприятия осуществляются по защите населения от чрезвычайных ситуацийтехногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).
IV.Домашнее задание: п. 6.1
1-ой группе:Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где выпроживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации можетстать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе:Составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего районаи опишите последовательность действий при их возникновении.
3-ей группе: Обследуйтенашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны этиместа, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС вшколе.
Знание сигналовгражданской обороны, правильные действия по ним и при угрозе чрезвычайнойситуации помогут спасти жизнь вам и вашим близким.
