Поурочный план № 1 по обществознанию на тему «Введение.Социальные науки».
Многознание не научает мудрости. Знание основ ипричин — вот истинная мудрость.
Гераклит
Цели: определить место учебной дисциплины вобразовательном процессе; ознакомить учащихся со справочным и методическимаппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новомуучебному предмету.
Тип урока: вводная лекция.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Учитель сообщает тему ицели урока.)
Мы рассмотрим следующиевопросы:
1. Задачи, структура и содержание курса «Обществознание».
2. Основные источники знаний.
П. Изучение новогоматериала
1. Задачи, структура исодержание курса «Обществознание»
— Название учебного предмета «Обществознание» — сложное слово.Что оно означает по правилам русского языка? (Знания об обществе.)
— Что такое общество? (Совокупностьлюдей.)
— Вы уже давно в рамкахразличных школьных предметов изучаете человеческое общество. Назовите этиучебные дисциплины и определите, какие аспекты жизни человека они затрагивают.(История — это наука о том, как жили люди в далекомпрошлом, как живут в настоящее время и как будут жить в будущем. Географияизучает ареал расселения людей и влияние природно-климатического,геополитического факторов, географических условий на жизнь и деятельностьчеловека. Биология объясняет анатомию и физиологию человека, выясняет механизмфункционирования высшей нервной деятельности человека. Физическая культураразвивает и закрепляет навыки двигательной активности и здорового образа жизни.ИЗО и музыка создают эстетическое представление об окружающей человекареальности.)
Итак, на различных урокахвы изучали разные стороны жизни человеческого общества. Отличие обществознанияот других учебных дисциплин в том, что на его уроках происходит обобщениеполученных ранее знаний, они приводятся в систему.
— Нужныли нам систематизированные знания об обществе? (Да, ведь только обладаяцелостным представлением об окружающем нас мире, можно адекватно на негореагировать и принимать правильные решения.)
Можно дополнительноиспользовать материал из параграфа 12 учебника Обществознание, 10 класс(Гуревич П.С.)
Далее учитель знакомитучащихся с программой и программными требованиями по ФГОС.
Главными целями курсаявляются:
1. Развитие навыков самостоятельного принятия решений и чувстваответственности за них. На миру и смерть красна, но каждый умирает в одиночку (народнаямудрость).
2. Формирование навыков и умений социальной адаптации, ответственногоповедения человека свободного общества. Жить в обществе и быть свободным отобщества нельзя (Ленин).
3. Необходимость навыков социальной мобильности и активнойжизненной позиции. У черепахи твердая походка, но стоит ли из-за этогоподрезать крылья орлу (восточная мудрость).
4. Необходимость личного выбора и личной ответственности засделанный выбор. Боишься — не делай, сделал — не бойся (Чингисхан).
2. Основные источникизнаний и как работать с ними.
К основным источникамзнаний мы относим прежде всего учебники, различные словари и справочники, атакже средства массовой информации.
Изучение курса «Обществознание»основано на учебнике Важенина А.Г. Показать как можно найти учебники вИнтернете, ознакомить с персональным сайтом и его образовательными ресурсами.
— Какуюцель ставит перед собой авторский коллектив? (с. 2, мелкий шрифт: Датьстройную систему знаний о человеке и его взаимодействии с природой, осовременном обществе.)
— Какие темы предлагаются дляизучения? (Что такое деятельность, познание как деятельность, духовный мирчеловека, материально-производственная и социально-политическая деятельность(названия глав), т. е. деятельность как главное понятие в знаниях о человеке иобществе.)
(Далее учитель знакомит соструктурой глав (на примере одной из них). Например, глава 3 «Духовный мирчеловека и деятельность». В каждой главе несколько параграфов. Обращаетвнимание, что тема урока не всегда будет совпадать с названием параграфа.Каждый параграф разбит на отдельные тематические блоки.)
Обратите внимание, чтоназвание блока помогает определить главную мысль или идею всего теоретическогоматериала. Например, «Что такое мировоззрение» (с. 174).
(Учащиеся находятопределение: «Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе,человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности,социальной группы, общества».)
А по материалу следующегоблока «Каким бывает мировоззрение» можно составить простейшую схему, оперируятерминами «мировоззрение», «обыденное», «религиозное», «научное».
Все термины, понятиявыделены в тексте курсивом или жирным шрифтом. В конце каждого параграфаперечисляются основные понятия и термины, определения которых даны в текстепараграфа. Как правило, это краткие определения. Более подробно значениетерминов можно найти в соответствующих словарях.
Проверить степень усвоенияматериала помогают вопросы для самопроверки. Они рассчитаны на репродуктивноевоспроизведение изученного текста.
На современном этаперазвития общества происходит не только так называемый информационный бум, но иобновление абсолютного объема информации каждые три года. Периодическая печатьоперативно отзывается на самые разные общественные события, как правило,предваряя свою информацию экскурсом в историю проблемы. Чтобы иметьпредставление о динамике развития того или иного события, крайне важноподбирать и систематизировать газетный и журнальный материал к определеннойпроблеме или теме.
Кроме того, по этомупредмету нужно завести тетрадь, где мы будем производить записи, отмечатьважные моменты курса, выполнять самостоятельные работы, рисовать схемы,позволяющие успешному усвоению материала.
Учитель рассказывает освоих требованиях к ведению тетрадей и дает некоторые советы.
III. Закреплениеизученного материала
Самостоятельно выполнитеследующие задания:
1. Напишите, какие проблемы человековедения и обществознаниявызывают у вас интерес. Аргументируйте свой выбор.
2. Человек — единственное животное, для которого его собственноесуществование является проблемой, которую он должен решать и от которой он неможет убежать (Э. Фромм). Согласны ли вы с мнением Э. Фромма?
(Учитель подводит итогурока.)
Провести тестированиестудентов для определения мотивации к обучению.
Домашнее задание
1. Прочитайте введение к учебнику. Ознакомьтесь с методическимирекомендациями для студентов.
2. Составьте список наук, занимающихся изучением общества ичеловека, объяснив предмет их научного интереса.
3. Определитесь связан ли учебный предмет с необходимостьюсдавать экзамен в вуз и будете ли заниматься дополнительно (факультативныезанятия и т. п.)