X-PDF

Урок по творчеству А.П.Платонова по рассказу “Юшка”

Поделиться статьей

Цель: создать условия дляформирования у учащихся целостного видения творчества А.П.Платонова в русскойлитературе и его рассказа “Юшка”

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова;
  • Раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа “Юшка”;
  • Рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
  • Пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к “маленькому” человеку, воспитывать доброту, взаимопонимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.

Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком: онодновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем(Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самогосебя. Посмотрите на его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто всматриваетсяв вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства вчеловеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни,показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше…

— Давайте вспомним, что вам известно об этом писателе? (Слайды3-8)

Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никоговокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место,повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понятьсамые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. Аначал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Этолюбимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь, да в ней намек,добрым молодцам урок”. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьбамежду добром и злом).

— А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).

 А всегда ли так бывает в жизни?

Платонов был талантливым человеком. Он хорошо рисовал. (Слайд 9)

II. Викторина “Угадай, о каком произведении А.Платоноваидёт речь” (Слайд 10).

— Ребята, посмотрев на иллюстрации, изображённые на слайдах,вспомните названия произведений А.П.Платонова.

— “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).

— “Корова” (слайд 12).

— “Неизвестный цветок” (слайд 13).

— “Никита” (слайд 14).

— “Волшебное кольцо” (слайд 15).

— “Юшка” (слайд 16).

III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.

А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.

— Интересно ли было читать рассказ Платонова?

— Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказвызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не толькоЮшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступнымитакие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, такпоступает и Юшка. “Побеждай зло добром”, — сказано в Библии. То же самое делаетЮшка.

— Считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечнымилюдьми?

— Согласно Поучению Владимира Мономаха, “Нравственный человекдолжен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, неперечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым”.

— Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание).

IV. Словарная работа.

— Выясните значения и уточните написание следующих слов:сострадание, милосердие, гуманизм.

  • Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17).
  • Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия (Слайд 18).
  • Гуманизм — человечность в отношении к людям (Слайд 19).

Именно эти понятия пронизывают все произведения писателя, атакже отражены в рассказе “Юшка”.

V. Обращение к рассказу “Юшка”.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание наисключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. Аведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского:Человек есть тайна. Откровенно понятным в своей “нагой простоте”кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они таки не смогли постичь — это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мыпопытались с вами постичь.

— Обратимся к тексту рассказа:

“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

— Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”

— Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

— блаженный

— благополучный

— благодарный

— благовоспитанный

— благонравный.

Блаженный – 1) в высшей степенисчастливый; 2) юродивый — помешанный или безумец, обладающий даром прорицания(Слайд 20).

— Почему так приниженно слово “благо” в грубое “блажной”? Отжестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудьназывает сердце жестоким?

(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое”).Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячимсердцем.

— Что значит слепое?

В Нагорной проповеди Христа говорится: “…любите врагов ваших,благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, -Евангелие от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Рассматривая рассказ Платонова, мы часто употребляли слова:сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный, кроткий,смиренный.

— Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).

VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

— Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землютопчешь, божье чучело?”)

— Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийсяблаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от видаразумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя нажизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своимобразом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что житьнужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими кБогу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почиталии даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. Заотречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь ИванГрозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили еговсей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называтьсясобором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостьюправославной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

— Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. Внем заговорило чувство собственного достоинства.)

— Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потомучто тот впервые высказался в защиту себя.)

— Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он соспокойной душой ушел домой пить чай.)

— “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился ине поднялся…” Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью кземле, к природе.)

— Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр,живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

— “Помер, — вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости.Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”

VII. Викторина по рассказу “Юшка”

Викторина поможет нам выяснить, насколько внимательны вы былипри чтении рассказа (слайды 22 – 27).

— Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

— Назовите имя главного героя, не прозвище (Слайд 22).

— Сколько лет главному герою? (Слайд 23)

— Где работал Юшка? (Слайд 24)

— Узнайте героя :

“…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегдастояла влага, как неостывающие слёзы” (Слайд 25).

“…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовыбыли вот-вот наполниться слезами…” (Слайд 26).

— Закончите фразы:

“Сердце в людях бывает … слепое” (Слайд 27)

“Я жить родителями поставлен… я тоже всему … свету нужен”(Слайд 27).

— Давайте вместе определим жизненную формулу Юшки. Из чего жеона будет состоять? (Слайд 28). В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему,что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло неможет породить ничего. У нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце Юшки:любовь к людям, любовь к природе, любовь ко всему живому, любовь к Родине(Слайд 29).

— Какова же жизненная формула Юшки?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое ипрекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло исчитающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасногочеловека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих порживут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой илюбовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились имсострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. Ивсе-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброгочеловека — доктора Ф.П.Гааза: “Спешите делать добро, пока не стало поздно!”(слайд 30).

— Из чего же состоит формула счастья?

Мне кажется, что “Слово материально. Осталось понять, какиеслова и как нужно произнести, чтобы стать счастливым… Отдай миру лучшее, чтоесть в тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире” (слайд 31).

— Предложите вашу формулу счастья.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах быливсегда доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие,великодушие…

VII. Составление синквейна.

— Ребята, вы знаете, что такоесинквейн?

Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” иозначает “стихотворение, состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).

1 слово — заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто?Что?)

2 слова — это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова — это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова — это фраза, в которой выражается личное мнение кпредмету разговора.

1 слово — вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).

Составьте, пожалуйста свой синквейн.

IXРефлексия

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовько всему живому. Она породила в душе героя убеждение в том, что его любят. Онне видел мир иначе. Черты характера главного героя были присущи и автору.

X. Домашнее задание.

Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите емунебольшое письмо – эссе. Расскажите писателю:

  • об уроке, который состоялся в классе;
  • о его героях;
  • о своём отношении к его произведениям.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет