Урок38. Математика Класс: 4-А Учитель.Олейник Е.Н.
Дата: 11. 11. 2022.
Темаурока. Приемписьменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032.
Методическаяцель урока: способствовать развитию умений составлять алгоритм письменноговычитания, когда приходится занимать единицу через один или несколько разрядов,решать примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемыписьменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения действий вчисловых выражениях со скобками и без скобок.
Задачи урока:учащиеся научатся пользоваться письменными приемами вычислений;выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; приниматьчужую точку зрения, отличную от собственной.
Планируемыерезультаты. Предметные: будут совершенствовать вычислительныенавыки сложения и вычитания многозначных чисел, научатся составлять алгоритмписьменного вычитания, когда приходится занимать единицу через один илинесколько разрядов, решать примеры на деление с остатком и задачи, в которыхиспользуются приемы письменного сложения и вычитания, соблюдать порядоквыполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, умениевыполнять действия с величинами.
Метапредметные: регулятивные:овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы,обобщать собственные представления; познавательные: поиск ивыделение необходимой информации; структурирование знаний; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные: применяют правила общения, осваиваютнавыки сотрудничества в учебной деятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формапроведения:урок.
Формыорганизации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: учебник,рабочая тетрадь, таблица «Свойства сложения».
Ходурока.
1. Организационныйэтап.
Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
Однахорошая минута
Сделалаодно хорошее дело.
Десятьхороших минут
Сделали10 хороших дел
Асколько хороших дел
Можносделать за целый урок?
— Я желаю вам сегодняна уроке сделать много хороших дел.
2. Актуализациязнаний.
Устныйсчёт. ( Индивидуальная карточка для Сабри)
-Укажите порядокдействий и решите выражение:
24: (3×8)- (7 × 0) × 1+8:1= 9
— Проверьте, верныли равенства. № 268, с. 61.
— Заполнитепропуски. № 269, с. 61.
— Вспомните алгоритм письменного сложенияи вычитания. Закончите вычисления.
Слабоуспевающийученик работает по карточке
35 × 10= 500:100= 300_3= 256 : 256=
100 × 6= 8000:10= 600 — 100= 321 × 0 =
3. Постановка целии задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Как вы думаете,что общего у всех этих чисел?
1000 20986 345 007 700 001
— Правильно, вкаждом из них есть нули. Сегодня яхочу рассказать вам, как выполнять вычитание из многозначных чисел с нулями.
— Какие целипоставим перед собой? Как их достичь?
4. Первичноеусвоение новых знаний.
— Помните, напрошлом уроке мы говорили о том, что письменное сложение и вычитание любыхмногозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трёхзначныхчисел.
— Сейчас мы из 700будем вычитать 163. Числа записаны одно под другим, одинаковые разряды строгостоят друг под другом. Выполняем вычитание с наименьшего разряда – единиц. Да,здесь придётся потрудиться, ведь ни единиц, ни десятков в числе семьсот нет.
— Вычитание надоначинать с единиц, но их в разряде единиц нуль. Отправляемся в разряд десятков,чтобы одолжить один из них. Десятков тоже нуль. Движемся к сотням. Берём однуиз них и переносим в разряд десятков. Здесьсотня превращается в 10 десятков. Забираем один десяток и переносим в разрядединиц, где десяток превращается в десять единиц.
А тем временем вразряде единиц десяток превращается в десять единиц. И мы можем начинатьвычитание. Десять единиц минус три – семь единиц.
Вычитаем десятки.Их девять, так как было десять, но один передали единицам. Из девяти вычитаемшесть – получится три. Вычитаем сотни. Их осталось шесть, ведь одну передалидесяткам. Из шести вычитаем один, получится пять. Ответ: разность равна 537.
Конечно, постояннотак подробно разбирать каждый пример мы не будем. Для того, чтобы решатьих быстрее, надо помнить:
Если в одном изразрядов уменьшаемого стоит нуль, необходимо занять десяток из большего разрядаи над ним поставить точку.
Если точка стоитнад разрядом, выраженным цифрой от одного до девяти, то количество единиц этогоразряда уменьшится на один.
— Ну а теперьдавайте из 1000 вычтем 236.
Записываемчисла одно под другим. Единицы под единицами, десятки поддесятками, сотни под сотнями. Начинаем вычитание с единиц. В уменьшаемом ихнуль. Хотим занять десяток. Но десятков тоже нуль. Перемещаемся к сотням. Издесь нуль. Перемещаемся к единицам тысяч. Занимаем тысячу. Ставим точку.
Вычитаем единицы.Так как мы заняли один десяток, то у нас десять единиц. Десять минус шестьравно четыре. Вычитаю десятки. Над нулём стоит точка, значит десятков вуменьшаемом девять. Девять десятков минус три десятка, получится шестьдесятков. Вычитаю сотни. Их девять, о чём напоминает точка над нулём. Девятьминус два равно семь.
Над разрядом тысячстоит точка. Значит, их в этом разряде на один меньше, то есть нуль. В ответемы его не записываем. Ответ: разность равна 764.
Запомните,ребята! Если в уменьшаемом нули стоят в нескольких разрядах подряд,нужно последовательно перемещаться до того разряда, который выражен цифройбольше нуля. При этом над каждым разрядом по ходу перемещения ставятсяточки. Если точка стоит над разрядом, выраженным цифрой нуль,то вычитать в этом разряде следует из девяти.
5. Первичнаяпроверка понимания.
Работа по учебнику
— Объясните решениепримеров на с. 61.
№267 (с. 61).Первые два столбика — коллективно, с подробным объяснением изаписью на доске, последний — самостоятельно. Два ученика работают на доске.Проверка, самооценка.
6.Первичноезакрепление.
№270 (с. 61).
— Прочитайте условиезадачи.
— Поставьте вопрос. (Сколькобумаги пошло на изготовление тонких тетрадей ?)
— Сделаемсхематический чертеж. Что в задаче является целым? (Вся бумага.)
— Скольковсего бумаги выпустили?
— Из каких частейсостоит целое? (Из бумаги, затраченной на изготовление общих и тонкихтетрадей.)
6335 т ?
4850 + (4850 — 365) т
— Что неизвестно взадаче? (Часть.)
— Как найти часть? (Изцелого вычесть другую часть.)
— Запишите решениезадачи самостоятельно.
(Одинученик работает у доски. Проверка, самооценка.)
Решение
1) 4850 + (4850 — 365)= 9335 (т) — бумаги выпустили;
2) 9335 — 6335 = 3000 (т).
Ответ: наизготовление тонких тетрадей пошло 3000 т бумаги.
№271 (с. 61).
— Прочитайтезадачу.
— Что нужно знать,чтобы определить площадь сада? (Длину и ширину сада.)
— Можно ли сразувычислить площадь? Почему? (Нет, так как мы не знаем длину.)
— Как узнать длину?
— Запишите решениезадачи самостоятельно. (Один ученик комментирует решение вслух.)
Решение
1)50-2= 100 (м)- длина;
2) 100 •50 = 5000 (м2) — площадь;
3) 5000 : 10 = 500 (д.).
Ответ: наэтой площади можно посадить 500 деревьев.
7. Информация о домашнемзадании, инструктаж по его выполнению.
С. 61, № 272,№274.
8. Итог урока.Рефлексия.
— Ребята, чтонового вы сегодня узнали на уроке?
— Какое задание науроке понравилось вам больше всего?
— Как оцениваетесвою деятельность на уроке?
