Урок-путешествие «В поисках сокровищ «Кладовой солнца»
Цель: Определение представлений писателя о главномзаконе жизни людей, о связи человека и природы, о великой миссии человека и егоответственности за свою жизнь и за жизнь природы; определение метафоричностиязыка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Задачи:
Проследить путь Насти и Митраши к Блудову болоту.
Выяснить идею сказки-были, раскрыть замысел писателя –показать единство человека и природы.
Приобщить учащихся к исследовательской работе иповысить интерес к предмету.
Воспитывать уважительное отношение к природе, к близкимлюдям, умение объективно оценивать явления жизни.
Оборудование: учебные пособия для 5 класса, фотографияпамятника М.М. Пришвину, большая картинка с изображением корзины на доске, аудиозапись«Звуки утреннего леса», карточки с раздаточным материалом, чистые листочкицветной бумаги.
Ход урока
Но каждыйзнает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям,
Тем радостней живёшь и для себя!
Л. Татьяничева
I.Организационный момент
1. Здравствуйте! Я рада видеть ваши добрые глаза,которые излучают свет и тепло. А что еще дарит нам свет и тепло? Послушайтестихотворение и найдите ответ:
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (Солнце)
– А почему я сегодня вспомнила о солнце?
(Мы изучаем сказку-быль М.М. Пришвина «Кладоваясолнца»)
2. Работа с эпиграфом
Прочитайте эпиграф, написанный на доске. Как выпонимаете содержание этих слов? Подумайте и выскажите свое мнение.
– А что общего у загадки, с которой я начала урок, инашего эпиграфа?
II.Актуализация знаний
1. Вступительноесловоучителя:
Напрошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем М.М.Пришвиным и прочитали его сказку—быль«Кладовая солнца».
(Надоске фотография памятника М.М. Пришвину:он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)
–Перед вами памятник М.М. Пришвину. Обратитевнимание на его одежду, позу, взгляд. Какимизображен писатель на памятнике?(Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом,устремленным вдаль, на окружающую природу).
– Сын писателя Петр Михайлович Пришвинвспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немногопередохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового карманазаписную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-тозаписывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами иопять спешно что-то записывает».
–А как вы думаете, что он могзаписывать?
III.Целеполагание
УПришвина много описаний растений,повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу,был наблюдательным, внимательным. Вы уже знаете, что он был путешественником,много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вамиподобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие вслед за его героями Настейи Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать детямвдороге, как они с ними справились, чему научились, чтоприобрели.
Сам Пришвин неоднократно признавался «Я ведь, друзьямои, пишу о природе, а сам только о людях и думаю». Великая любовь к природеродилась из его любви к человеку… Писателя занимает самая суть человека, тамечта, которая живет у каждого в сердце. Я предлагаю вам она нашем урокепроследить эту связь человека и природы в сказке-были Пришвина «Кладоваясолнца». Давайте вместе с Настей и Митрашей совершим путешествие к Блудовуболоту и соберем свою корзину с дарами солнца.
Итак, наш первый этап – сборы в дорогу.
– Что нам необходимо для путешествия?
(Определить цель путешествия, маршрут, взять корзинудля своих находок).
Какие цели вы поставите перед собой в началепутешествия?
(Цель на языке учащихся: пройти по маршруту Насти иМитраши, определить, как природа общается с человеком, что ему даёт, чему егоучит).
Коллективная работа – определение маршрута
Маршрут путешествия: Дом – Звонкая борина — Лежачийкамень – Слепая Елань – Палестинка – Дом
IV.Операционно-познавательныйэтап
1. Дом
– Где располагался дом Насти и Митраши? (Домрасположен в районе города Переславль Залесского)
– Мать детей умерла от болезни, а отец погиб нафронте. Пришвин не дает описания родителей, но у читателей складываетсяопределенное мнение о них. Как ведут себя Настя и Митраша, оставшись одни?Докажите свои слова примерами из текста. (Настя делает все как мать, Митраша – по-отцовски).
– Как оценивает М.М. Пришвин ребят? (Умненькие идружные ребята сами всему научились и стали жить дружно, легко справляясь сосвоим хозяйством)
–Собираясь в лес, мы должны взять с собой самоенеобходимое. Составьте список вещей, которые взяли с собой Настя и Митраша.(Настя взяла полотенце, корзину, хлеб, молоко, картошку. Митраша взял ружье,манки на рябчиков, компас, топор, сумку.)
– Как предметы, которые взяли дети, характеризуют ихотношение к дороге?
– Что мы можем взять в свою корзину в дорогу,поучившись у Насти и Митраши? (Серьезное отношение к делу)
2. Звонкая борина
ПутьНасти и Митраши лежал через Звонкую борину.
– Каких птиц увидели и услышали дети в Звонкой борине?(Глухарь, селезень, тетерев, кроншнеп, кряква, снегирь, бекас)
– Зачитайте как природа приветствовала детей от слов«Борина Звонкая наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков…)
– Какое слово становится главным для всех на Звонкойборине? (Здравствуйте)
– А что для вас значит это слово?
– Можно ли это слово назвать сокровищем?
– Я предлагаю взять слово «Здравствуйте» в нашукорзину в качестве первой важной находки.
3. Лежачий камень
–А мы с вами отправляемся дальше к Лежачему камню. Именно у Лежачего камня детивстретили первые лучи солнца.
– Рассвет словно заворожил детей своей красотой, иони, затаив дыхание, наблюдали за восходом солнца. Найдите в описании утраизвестные вам средства художественной выразительности, которые помогают авторусоздать этот прекрасный пейзаж.
Работа в парах
1) «…Первые лучи солнца, пролетев над низенькимикорявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучиестволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы».
2) «…Косач как будто стал расцветать в лучах восходящегосолнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубинечерного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив сталего радужный, раскинутый лирой хвост».
3) «И вот первый луч, скользнув по верхушкамближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой».
(Ответы детей)
– А что мы могли бы положить в нашу корзинку, отдыхаяу Лежачего камня. (Красоту и тепло первых солнечных лучей).
Есть рядом с Лежачим камнем и ещё однадостопримечательность. Какая? (Ель и сосна)
– Расскажите историю этих деревьев. (Ответ учащегося).
– Тяжело деревьям расти вместе, но смогут ли они выжитьдруг без друга?
– Какой совет могли бы дать эти два дерева? Выберитеиз предложенных пословиц одну и положите её в нашу корзину с сокровищами:
Друга не узнаешь, пока не понадобится его помощь.
Всякая помощь хороша вовремя.
Друзья познаются в беде.
Назвался другом — помогай в беде.
Сам погибай, а товарища выручай.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Для друга и семь вёрст не околица.
Друг за друга держаться — ничего не бояться.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Не бросай друга в несчастье.
– Услышали ли Митраша и Настя этот совет от деревьев ипочему?
– Как изображает автор природу в этот момент? (Детипоссорились. Чтобы подчеркнуть впервые появившееся разногласие между детьми,автор показывает этот эпизод на фоне враждующих деревьев и птиц).
4. Минутка отдыха (прослушивание аудиозаписи «Звуки утреннего леса»)
5. Слепая Елань и Палестинка
–УЛежачего камня дети разделились. Мы с вами пройдем следом за ними двумя тропамии постараемся везде отыскать что-то полезное.
Работа в группах
1) ТропаМитраши
а) Что заставилоМитрашу пойти по неизведанной тропе? (Митраша проявил характер первопроходца,исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке).
б) Как природа себя ведет? (Писатель наделяет явленияприроды признаками живых существ: солнце пересекла туча, ворон – предвестникнесчастий, как в сказках. Сосна и ель зарычали, завыли. Это олицетворение).
в) Почему мальчик попал в беду? (Он пока ещё былтолько мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить травебелоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему).
г) Как описание природы помогает понять состояниегероя? (“И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилиипогружённого в болото маленького человечка”)
д) Почему Травка пришла на помощь мальчику? (Так вотточно, наверно, и Травке в каждом лице человека, как в зеркале, виднелся весьчеловек Антипыч. Травка верит в добро)
е) Что понял Митраша, глядя из Слепой Елани на травубелоус? Сформулируйте вывод и положите его в нашу корзину с сокровищами. (Надоприслушиваться к подсказкам природы).
2)Тропа Насти
а) Почему Настя пошла по своей тропинке? (Ей былообидно подчиниться младшему брату, в ней заговорила гордыня).
б) Прочитайте последнее предупреждение природы. (Сераяхмарь плотно надвинулась и закрыла солнце). Что хочет сказать природа?
в) Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забытьо Митраше? (Её охватывает жадность).
г) Почему лось не принял Настю за человека?
д) Что заставило Настю осознать свой поступок?(Встреча со змеёй) Прочитайте отрывок. Почему Настя чувствует себя другой? (Онасловно прозрела, вспомнила о брате, поняла, что она давно его не видела)
е) Автор вводит в произведение образ пня. Что общего унего с девочкой и что отличает его от Насти (общее: они берут то, что даетпалестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).
ж) Сформулируйте вывод, который могла сделать Настя иположите его в нашу корзину с сокровищами. (Никакие сокровища не могут заменитьродного человека).
6. Возвращение домой
– Какие сокровища принесли дети домой? (Клюкву)
– Изменились ли дети за время своего путешествия? (Они сталивзрослее и ответственнее).
– Чему научил лес ребят? (нельзя думать только о себе и полагатьсятолько на себя).
О каких ещё сокровищахрассказал нам М.М.Пришвин в сказке-были «Кладовая солнца»?
– Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»? (На этом болоте торф,целебная клюква, рядом лес, травы.)
V. Творчествоучащихся
– Вспомните свой самый незабываемый поход в лес и напишите, чемвас обогатило это путешествие. (Выступление 1-2 учащихся).
VI. Подведение итогов
– Вот и мы с вами вслед за Настей и Митрашей вернулись изпутешествия по «Кладовой солнца». Давайте посмотрим, какие богатства в нашейкорзине:
· Ответственность
· Доброе слово
· Красота природы
· Пословица о дружбе
· Выводы детей о мудрости природы и о любви к ближнему.
– Можно ли наши приобретения назвать кладовой солнца?
– М.М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца, и всёхорошее от человека».
Так какой же смысл вложил автор в название своего произведения? (У названия «Кладовая солнца» есть два значения: болото с егополезными ископаемыми и растениями и человек с его лучшими душевнымикачествами).
VII. Рефлексия
Мыс вами уже отмечали, что писатель говорил о том, что он писал о природе, а думал только о людях. Подумайте,какие три ваших личных качества обязательно одобрил бы М.М. Пришвин. Запишитеих на чистые цветные листочки, которые лежат у вас на партах, и положите вкорзинку с нашими сокровищами.
VIII. Домашнее задание
Нарисовать карту путешествия по Блудову болоту
Приложение 1
Приложение2