X-PDF

Урок родного языка в 5 классе Живое слово русского фольклора

Поделиться статьей

Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение

«Буравцовскаясредняя общеобразовательная школа»

Эртильскиймуниципальный район

Воронежскаяобласть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок родного(русского) языка  в 5 классе на тему:

 

«Живое словорусского фольклора»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:Филатова Наталия Александровна,

учитель русскогоязыка и литературы

 

 

 

2022 – 2023учебный год

 

Тип урока:  урок открытияновых знаний

Цели урока: раскрыть своеобразие фольклорного мира; повторить, обобщить и систематизироватьзнания учащихся об УНТ; углубить знания терминологии литературоведческогохарактера.

Задачи:

Образовательные: познакомитьучащихся с понятиями «фольклор», «фольклорист», «фольклористика»;актуализировать знания о жанрах фольклора.

Воспитательные:воспитывать интерес, любознательность, любовь к родному языку.

Развивающие:развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение.

Планируемыеобразовательные результаты:

Личностные УУД

Воспитыватьу учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины,ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры.

Метапредметные:анализировать языковой материал, структурироватьзнания, строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать своюточку зрения.

Предметные:распознавать и правильно объяснять народнопоэтическиеэпитеты в русских народных сказках, былинах

Термины:фольклор, фольклорист, фольклористика. Волшебная сказка, былина, повтор,постоянные эпитеты, сравнение, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Оборудование:проектор, экран, макет ромашки, мяч, учебник русского родного языка для 5класса под редакцией О.А. Александровой, О.В. Загоровской и др.

 

Ходурока:

1. Организационныймомент.

Итак, друзья,внимание,

Ведь прозвенелзвонок.

Садитесь поудобнее–

Начнём скорейурок!

2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

-Внимание на экран. Презентация «Природа родного края», в это же время исполняетсяпесня «Гляжу в озёра синие»

-Почему нет милее земли, чем Россия?

-Чем богата наша страна?

-Кто прославляет испокон веку Русь-матушку?

-Перед вами картинная галерея известных художников: В.М. Васнецов «Богатыри»,«Витязь на распутье», «Иван царевич и серый волк», Геннадий Спирин «Царевналягушка», Иван Билибин «Баба – яга». Как вы думаете, почему именно эти полотнаперед вами? Какие ассоциации у вас возникают, когда слушали музыку, виделиширокие просторы своей родины, чудесные работы художников? Что всё этообъединяет? Чему будет посвящён урок? Можем ли сформулировать тему?

-Запишем в тетради: число, тему урока: Живое слово русского фольклора.

-Каковы цели урока?  (Целеполагание)

3.Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1.Вступительное слово учителя

-Как вы понимаете термин фольклор?

2.Работа с толковым словарём. Определение записываем в тетрадь.

Фольклор (от англ. народнаямудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, чтохранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука,изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. Асобирателей примеров УНТ называют фольклористами. 

Рождениеустного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит«устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколенияк другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа орадостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, овере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения,переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалоевеселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народномтворчестве.

4.Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала

1.Приём «Синквейн»

1.     Фольклор

2.     Устный,народный

3.     Учит,направляет, рассказывает

4.     Отражениеколлективного опыта народа в сказках.

5.     Народнаямудрость.

5.Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоениянавыков (тренировочные упражнения)

Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

1.Приём «Ромашка». Вспомним малые жанры фольклора. Налепестках записаны примеры жанров, нужно определить, какие именно, ответыоформим в виде схемы (выглядит, как ромашка: в середине надпись – фольклор, налепестки прикрепляются названия жанров).

1.Раз, два, три, четыре, пять

Мысобрались поиграть.

Кнам сорока прилетела

Итебе водить велела.  (Считалка)

2.Васька – Васёнок,

Худойпоросёнок! (Дразнилка)

3.Перепёлка перепелят прятала от ребят.  (Скороговорка)

4.Подарю вам три цветочка:

Белый,синий, аленький.

Япарнишка удалой,

Хотьи ростом маленький!  (Частушка)

5.Заяц на небо взглянул,

Тамземлетрясенье.

Ииз тучи на него капало варенье. (Небылица)

6.Тише едешь – дальше будешь.  (Пословица)

7.Ложка дёгтя в бочке мёда.   (Поговорка)

8.Баю – баюшки – баю,

Неложися на краю.

Придётсеренький волчок,

Тебясхватит за бочок. (Колыбельная)

9.Ладушки, ладушки,

Смылом моем лапушки.

Чистыеладошки,

Вотвам хлеб и ложки.  (Пестушки)

10.Дождик, дождик, пуще лей!

Чтобыбыло веселей!

Дождик,дождик, лей, лей!

Наменя и на людей!  (Закличка)

11.Хлоп-хлоп, тра-та-та,

Кошкавыгнала кота,

Ножкоютопнула,

Дверьза ним захлопнула!  (Прибаутки)

12.– Это красное?

-Нет, чёрное.

-А почему белое?

-Потому что зелёное.  (Загадка)

13.Поехали, поехали

Влес за орехами.

Покочкам, по кочкам

Вямку бууух!  (Потешки)

13.Мышка, мышка,

Натебе зуб костяной,

Амне стальной.  (Приговорка)

6.Физкультминутка. Под музыку из сказки «Там,  наневедомых дорожках» играем в игру «Волшебное – не волшебное». По очередибросаем мяч. Если назвали сказочный предмет или персонаж, то мячик нужнопоймать, если не из сказки названо слово – отбить.

7.Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений(творческие упражнения)

-Какие ещё жанры фольклора знаем? Какой из них наиболее любимый? Какие видысказок вы знаете? Вспомним отличительные черты волшебной сказки: волшебныепредметы, чудеса, троекратное повторение, предметы – помощники, композиция,языковые средства выразительности.

1.Работа в группах. Отрабатываем средствавыразительности речи.

1группа. Задание: Прочитайте фрагменты русских народных сказок и найдите в нихэпитеты. Как вы понимаете значение каждого из них? Можно ли назвать эти эпитетыпостоянными? Почему вы так думаете? Материал на стр. 54-55.

2группа. Задание: Перед вами фрагменты былины об Илье Муромце – самом известномрусском богатыре, и русских народных сказок. Какие устойчивые выражения,встретившиеся в текстах, употребляются и в современной разговорной речи? Вкаком значении и в какой ситуации их можно использовать? Найдите слова с уменьшительно-ласкательнымисуффиксами и определите оттенки значения.  Материал на стр. 55-56.

3группа. Задание: Как описывается внешность, походка, речь девицы-красавицы идобра молодца в представленных фрагментах русских народных песен? Что с чемздесь сравнивается? Как вы думаете, почему? Какие языковые выразительныесредства встретились в прочитанных фрагментах? Материал на стр. 57-58.

8.Анализ достижений учащихся.

1.Отчёт каждой группы.

2.Самооценка учащихся.

9.Итоги урока (рефлексия)

-Что понравилось на уроке?

-Что вызвало затруднения?

-Как пригодится в дальнейшей учебной деятельности то, о чём шла речь на уроке?

-Выберите изображение, которое вам понравится. Здесь зашифрованы фразеологизмы.Давайте оценим вашу работу на уроке.

Фразеологизмы:валял дурака, мастер на все руки, ловил ворон, съел собаку, хлопал ушами,шевелил мозгами, как белка в колесе, краем уха,, засучив рукава, не покладаярук.

10.Домашнее задание. Дифференцированный характер.

1.Упр. 53 на стр. 55. К представленным существительным подберите эпитеты, которыечасто встречаются в русских народных сказках.

2.Упр. 60 на стр. 58-59. Орфографический практикум.

3.«Сторителлинг». Написать историю, героями которой могут быть любые сказочныеперсонажи – герои волшебных сказок, но место действия: планета Марс, лифт,кинотеатр, картинная галерея, зоопарк, пещера первобытного человека.Обязательное условие: использовать средства выразительности, с которымиработали на уроке.

Литература

1.АлександроваО.М., Загоровская О.В., Богданов С.И. и др. Русский родной язык 5 класс.Учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение» «Учебнаялитература», 2020

2.Бахтин Владимир. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Ленинград,«Детская литература», 1982

3.Науменко Г.М. Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно. Русские народныезагадки. М.: «Детская литература», 1991

4.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов ифразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языкаим. В.В. Виноградова – 4-е издание, дополненное – М.: «Азбуковник», 1999 –944с.

5.Тихонов А.Н., Ломов А.Г., Ломова Л.А. Фразеологический словарьрусского языка. М.: «Русский язык».  «Медиа», 2007

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.15%
НЕТ
38.85%
Проголосовало: 1524

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет